Пути разрешения национальных противоречий

 

Известный американский социолог Т. Адорно в 50-х годах провел исследование причин формирования национальных предрассудков. Опросы показали, что респонденты, которые негативно относились, скажем, к евреям, также резко отрицательно оценивали и другие национальные меньшинства. Они также нетерпимы к другим религиям и вообще к иным взглядам и ориентациям. Адорно пришел к выводу, что образцы такой нетерпимости формируются в детстве в процессе социализации. Лица, наиболее жестко выражавшие свое отрицательнее отношение к взглядам других, как правило, воспитывались в семьях, где не получали от своих родителей должной заботы и внимания.

В средине 40-х годов прошлого века, на основе аналогичных исследований Роберт Мертон сформулировал четыре варианта поведения в отношении к национальным меньшинствам:

1) устойчивые либералы – полностью лишенные национальных предрассудков;

2) неустойчивые либералы – свободны от предрассудков, но могут изменить мнение, если это им выгодно;

3) робкие фанатики — подвержены предрассудкам, но из корыстных соображений стараются не демонстрировать свои взгляды;

4) активные фанатики – отличаются ярко выращенными национальными предрассудками, поддерживают личным участием дискриминацию меньшинств.

В современной социологии анализируются и другие концепции, объясняющие межэтнические конфликты с националистических позиций.

Теория «этноцентризма» основывается на представлении людей о том, что другие культуры отличаются от той, к которой принадлежат они. Каждая культура, считают авторы подобных взглядов, этноцентристская. Этноцентризм закрепляется в стереотипе мышления. Все другие культуры – аутсайдеры и к ним надо относиться как к варварским, неполноценным.

Доктрина «групповой преграды» (о ней уже шла речь в предыдущем разделе) – связана с требованием четкого установления границ, отделяющих одну группу от другой и в связи с этим четкого раздела привилегий.

Концепция «распределения ресурсов» – исходит из мнения, что поскольку ресурсы ограничены, не может быть равенства в их распределении.

При анализе межэтнических противоречий в современном обществе следует учитывать изменения происшедшие за последние столетия. Около 50 млн. европейцев мигрировали в Северную Америку за последние четыреста лет. Сейчас около 150 млн. североамериканцев так или иначе связывают свое происхождение с миграционными процессами. Более 20 млн. человек из Европы переселились в Южную Америку, 17 млн. – в Африку и Австралию. Около 15 млн. африканских негров сменили место жительства на американский континент.

Еще более значимые переселения происходили в пределах территории бывшего СССР. Каждое национально-территориальное образование, составляющее Союз, имело довольно сложную этническую структуру. В бывших союзных республиках некоренные национальности (их более 100) составляют, как правило, боле 1/4, а иногда (например, в Казахстане или Киргизии) – более половины населения. В Республике Беларусь сегодня 81% белорусов, 11% русских, около 4% поляков, менее 3% украинцев, и немногим более 1% представителей других национальностей.

В анализе актуальных проблем культуры можно использовать социологическую информацию, собранную в студенческой группе прямо в рамках семинарского занятия. В мини-анкете можно предусмотреть оценку студентами проблем национальной культуры, национального языка, национальных традиций, обрядов, обычаев и др. Сравнить с приведенными в скобках данными аналогичного опроса, проведенного среди студенческой молодежи в городе Бресте (в процентах к числу опрошенных).

Например, мини-анкета может содержать такие вопросы:

01. Как Вы отнесетесь к решению Вашего близкого родственника вступить в брак с представителем другой национальности?

а) положительно, если человек хороший (75%);

б) положительно, если в семье сохранятся наши традиции (5%);

в) все зависит от того, какой он национальности (17%);

г) к межнациональным бракам отношусь отрицательно (3%).

02. На каком языке Вы обычно разговариваете дома, в семейном кругу?

а) на русском (71%);

б) на белорусском (3%);

в) на украинском (4%);

г) на смешанном или местном диалекте (22%).

03. Считаете ли Вы, что в городе следует больше проводить мероприятий на белорусском языке?

а) да, считаю, что нужно (25%);

б) может быть и нужно (27%);

в) скорее всего не нужно (12%);

г) нет, не нужно (22%);

д) затрудняюсь ответить (14%).

Подводя итоги можно сделать вывод, что в национальном самосознании современной молодежи противоречиво сочетаются две тенденции противоположные по своему содержанию:

1) развитие дружеских отношений друг к другу, независимо от национальности (эта тенденция, как показывают данные опроса, преобладает);

2) формирование враждебных отношений к представителям других национальностей (редко проявляется).

Первая тенденция (интернациональная, прогрессивная) – направлена на расширение всестороннего сотрудничества. Вторая тенденция (националистическая, негативная) – ведет к деградации социальных отношений, к обострению противоречий в различных сферах общественной жизни.