ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ЭТИЧЕСКИЕ КОДЕКСЫ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 

В условиях современной России результаты реформирования экономики и всего общественного устройства могут быть кардинально оптимизированы лишь при соответствующем высочайшем моральном уровне общества. Мораль в современных условиях должна не только адекватно реагировать на все изменения, происходящие в обществе, но и опережать их развитие, так как отставание морального развития общества, как показывает практика, ведет к тяжелым последствиям.

Особые требования в период реформирования общества предъявляются к профессиональной деятельности в тех сферах, которые направлены на решение социальных проблем общества в целом и отдельных индивидов и социальных групп, более других подверженных негативному воздействию рыночной стихии. Одним из действенных факторов, оказывающих влияние на состояние социальной сферы и жизнедеятельность граждан, является институт социальной работы.

Потребность в создании специфических систем морали - кодексов - для различных сфер профессиональной деятельности неодинакова. Особо остро она ощущается тогда, когда деятельность специалистов направлена непосредственно на человека, когда человек является объектом деятельности, причем степень индивидуализации труда специалиста высока. В этом случае мораль имеет огромное значение, так как нравственность представителей таких профессий, их отношение к выполнению профессионального долга во многом определяют качество их работы и конечный результат. Однако для выработки привычного в рамках профессиональной этики поведения необходимы предварительная работа по выявлению, систематизации, анализу и формулированию, взаимному согласованию содержания конкретных норм и правил, обоснование этического кодекса и его легитимизация.

Новые экономические условия, тотальная социальная незащищенность людей в период перехода к рыночным отношениям диктуют потребность в создании разветвленной системы социальной защиты населения, способной решать многозначные задачи и обеспечивать помощь индивидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Профессиональная социальная работа, будучи совсем еще молодой, становится, тем не менее, одной из самых массовых профессий, хотя далеко еще не все возможные сферы приложения сил специалистов ею освоены. Однако, несмотря на признанную полезность и нужность социальной работы для общества, она не относится к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых профессий. Это обстоятельство порождает соответствующие проблемы, главной из которых является проблема нехватки и недостаточного квалификационного уровня кадров.

Сегодня в условиях безработицы, большинство граждан, не надеясь уже найти себе работу по сердцу или, по крайней мере, с удовлетворительной оплатой труда, вынуждены снизить свои первоначальные профессиональные притязания или коренным образом их изменить направив в новую сферу деятельности; они соглашаются на любую работу и приходят с путевками служб занятости в социальные службы. Такие люди не имеют профессиональной подготовки, что само по себе является недопустимым для работы в системе социальной защиты, однако признается вынужденно приемлемым в условиях нехватки кадров вообще и квалифицированных кадров в частности. Но главное - далеко не все из этих людей морально готовы к тому виду деятельности, который называется профессиональной социальной работой. Это является одной из причин, делающих необходимым введение особых, дополнительных форм контроля за деятельностью специалистов, – профессиональных этических кодексов.

В практике социальной работы уже имеется целый ряд средств для регулирования поведения и действий специалистов. В системе социальной защиты населения действует система правового регулирования отношений между участниками процесса - Конституция Российской Федерации, законы РФ, указы Президента и распоряжения местных органов власти и система административного регулирования - уставы, положения, штатные расписания, должностные инструкции, приказы и т.п. Предусмотрена также система отчетности и формального контроля за деятельностью учреждений социальной защиты и отдельных социальных работников.

Но вместе с тем все эти средства, при всей их необходимости, не могут быть признаны достаточными. Они не могут охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение системы контроля более гибкой и более действенной, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.

Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, отражающий основные принципы профессиональной морали и необходимые черты личности, делающие ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также те социальные функции, которые возложены на профессию обществом. Рациональный, проверенный временем и откорректированный социальной действительностью набор этических норм приобретает статус кодекса(от латинского codex - книга), представляющего собой свод нравственных норм,предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности.

Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача – служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функциикак в обществе, являясь одним из способов регламентации профессиональной деятельности и определяя тем самым внешнее измерение профессии, так и в самой профессии, определяя степень и меру их влияния на субъектов деятельности и способы их повседневных действий. Устанавливая определенные критерии, необходимые для выстраивания нравственных отношений между участниками деятельности, как субъектами, так и объектами, этические кодексы призваны выполнять следующие функции:

· обеспечить адекватную социальным функциям профессии этическую регламентацию;

· создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности;

· служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;

· унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований;

· обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;

· обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;

· обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб в рамках профессиональной этической системы;

· гарантировать осуществление прав клиентов;

· гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников;

· обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб;

· дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;

· содействовать повышению уровня моральности специалистов - социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

· обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;

· повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;

· гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

Социальные работники представляют собой профессиональную группу, формирующуюся на принципах интеграции. И поскольку они в совокупности являются специфическим субъектом деятельности, о них можно говорить не как об отвлеченном объекте, а как о социальном организме, характеризующемся присущими ему стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Этот социальный организм имеет определенный набор внутренних этических норм, в сравнении с которыми оцениваются и определяются поведение и действия каждого из отдельных его представителей, а также целостных коллективов и структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы в социальной работе складывались эмпирически и в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что этические нормы в социальной работе длительное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не конституировались, их документальное оформление и сведение в этический кодекс началось не с нуля.

Во-первых, для современного человечества высшей базовой ценностью является человек, вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и др. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты представляет собой основной механизм, который помогает реализовать остальные права, - на труд, на отдых, на образование и т.д. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты, - право на достойную человека жизнь,ане просто существование или прозябание.

Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи в том числе получали и сведения о мотивации деятельности благотворителей из разных слоев общества, о тех этических нормах и принципах, которые первоначально стихийно складывались в процессе становления и развития благотворительной деятельности и затем, с течением времени, превращались в традиции, бережно хранимые народом и передаваемые из поколения в поколение.

В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение нравственности современного российского общества, люди сохранили в себе человеколюбие. Национальный характер - это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, согласно дошедшим до нас свидетельствам путешественников и торговых людей, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, способный к состраданию, незлобивый. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, причем не ожидая за это вознаграждения, говорит об изначальном гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но искоренен быть не может.

В-четвертых,социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи.

В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма - не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития – и проводить в жизнь принцип социальной справедливости. Институт социальной работы призван защищать население от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма.

В-шестых, специалисты, приходящие в социальную работу, привносят в собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности осуществляется по типу “человек - человек”. Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалиста также играют определенную роль в формировании этических отношений.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:

- общечеловеческие ценности;

- этические традиции благотворительности;

- ценности современного российского общества;

- этические нормативы зарубежных стран;

- специфические ценности современной российской социальной работы;

- личностные ценности и идеалы специалистов.

Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определеннымтребованиям:

¨ вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки;

¨ развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей;

¨ быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе;

¨ базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности;

¨ быть доступным для усвоения и выполнения.