Предмет и структура социологической науки

Термины «социология», «социологические исследо­вания» сегодня мы слышим постоянно. Средства массовой информации сообщают о результатах опросов обществен­ного мнения, рейтингах тех или иных политических деяте­лей, об удовлетворенности россиян работой, уровнем и ка­чеством жизни, политической и социальной ситуацией. С определенным оживлением эмпирических социологиче­ских исследований в последние годы у многих складыва­ется впечатление, что опросами общественного мнения, анкетированием и интервью исчерпываются задачи социо­логии. Так ли это на самом деле?

Термин «социология» введен в обиход в середине XIX в. французским философом-позити­вистом Огюстом Контом (1798-1857). От Конта и до на­шего времени идет понимание социологии как науки об обще­стве во всей его целостности (от лат social – общество; греч. logos – учение). Но общество является объектом изучения многих наук: истории, философии, политологии, права, экономики и др. Какое место среди них занимает социоло­гия?

 

Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) понимал под социологией науку, изучающую соци­альные отношения, процессы, явления и факты. Он уже четко разграничил объект социологии – общество и пред­мет этой науки – отношения, которые складываются в со­циальной сфере и реализуются в деятельности людей, в социальных фактах.

При определении предмета социологии нельзя обойти молчанием самую яркую фигуру на социальном небосклоне XX столетия – Питирима Сорокина (1888-1968), американского социолога русского происхождения. Согласно Сорокину, теоретическая социология состоит из трех разделов:

1) социальная аналитика (социальная анатомия и мор­фология)

2) социальная механика (ее объект – социальные про­цессы)

3) социальная генетика (теория эволюция обществен­ной жизни)

Сегодня к определению предмета своей науки социологи подходят неоднозначно. Одни считают, что соци­ология – это наука о проявлениях человека как личности (Ж.Т. Тощенко); другие обосновывают систем­ный подход к изучению общества и предмету социологии (М.Н. Руткевич). Известный социолог В.А. Ядов считает основной задачей социологии изучение социальных процессов, социальный групп, социальных институтов и систем.

Современный энциклопедический социологический словарь дает такое определение социологии: это «наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически опреде­ленных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности лич­ностей, социальных групп, классов, народов» [54. C. 698].

 

В структуре социологии обычно выделяют три уровня, взаимосвязанных друг с другом (см. схему № 1).

 

Схема № 1

 

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
Социальные институты (учреждения, призван­ные удовлетворять фун­даментальные потребно­сти общества) Социальные общности Социальные процессы
Социология семьи Социология малых групп Социология преступности
Социология права Социология классов, страт Социология конфликтов
Социология медицины Социология толпы Социология коммуникации
Социология культуры Социология города Социология мобильности и миграции
Социология образования Социология села Социология массо­вых общественных движений
КОНКРЕТНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

 

1. Общая социологическая теория, уровень фунда­ментальных исследований, дающих приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих общие, универсальные закономерности социального.

2. Уровень специальных частных социологиче­ских теорий (теорий среднего уровня), отраслевого со­циологического знания, раскрывающего закономерности тех или иных сфер общественной жизни: социология ме­дицины, социология семьи и брака, социология культуры, социология права и др. Специальные частные социологи­ческие теории изу­чают закономерности возникновения, функционирования и развития отдельных социаль­ных ин­ститутов, социальных групп (социология молодежи, со­циология малых групп и др.). Как часть общей социологии, отраслевая социология берет на вооружение весь инстру­ментарий социологической науки и практики, становясь в то же время составной частью некоторых специальных дисциплин. Например, социология права, являясь частью социологии, в то же время стала частью правоведения, изучающей социальные условия возникновения, развития и функционирования права в обществе. Социология пре­ступности, объясняющая отклоняющееся поведение при помощи социологических теорий и методов, тесно связана с криминологией. О социологии медицины речь пойдет от­дельно.

3.Уровень эмпирических, конкретно-социологи­ческих исследований (КСИ). Эмпирические исследования – специфический вид социологической деятельности, свя­занный с решением конкретных целей и задач, получением количественной информации о тех или иных явлениях об­щественной жизни, фактах, мнениях и т.д. Эта информация собирается путем маркетинговых исследований, анализа документов, наблюдений.

 

Наряду с этими тремя уровнями социологи выделяют также микросоциологию и макросоциологию.Микросо­циология изучает в основном поведение людей, их непо­средственное межличностное общение, личность. Макро­социология исследует системы, институты, большие соци­альные группы, также крупномас­штабные социальные яв­ления и общество в целом. Что такое общество?

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, сложная развиваю­щаяся система их деятельности. До XIX в. в понимании природы общества преобладали религиозно-идеалистиче­ские представления, согласно которым общество есть про­дукт божественной воли и ведущим началом его жиз­недея­тельности является дух.

В современной философии и науках об обществе можно выделить несколько ведущих подходов к данной проблеме. Натуралистические концепции основное вни­мание уделяют географическому, биологическому и демо­графическому факторам. Слабое место данных концепций – сведение социальных закономерностей к биологиче­ским. Психологическое направление (фрейдизм и др.) ви­дит основу общественного развития в психофизиологии лич­ности, прежде всего в инстинктах. В теории социаль­ного действия (Т. Парсонса и др.) общество пред­ставляет собой систему социальных ролей, которые иг­рают люди. В мар­ксизме основное внимание уделяется результатам, про­дуктам (в первую очередь материальным) деятельности масс. Здесь человек есть продукт обществен­ных (прежде всего, производственных) отношений.

Есть попытки выделения не одного, а нескольких ос­нований функционирования и развития общества. Так, М. Вебер, не отри­цая значения экономики, постарался до­казать, что не меньшую роль в истории играют политика и культура. К примеру, он показал влияние протестантской этики XVI в. с ее идеями рационализма и честного пред­приниматель­ства (как служения Богу, а не средства на­живы) на форми­рование капиталистических отношений в Западной Ев­ропе. Согласно М. Веберу, новоевропейская буржуазная цивили­зация, сложившаяся в XVI – XVIII вв., стала ре­зультатом уникального сочетания экономических, политических, ду­ховных и иных факторов. Такой плюра­листи­ческий, ком­плексный подход получил условное на­звание «теории факторов». Однако универсальной тео­рии, объ­ясняющей природу общества пока не создано.

 

Общество имеет сложную структуру. Хотя оно функционирует как единый организм, в нем существуют определенные подсистемы, или сферы жизнедеятельности, – экономиче­ская, социальная, политическая и духовная. При анализе экономической сферы, как правило, рассмат­риваются степень разви­тия производительных сил (люди с их профессиональными знаниями, умениями и навыками и средства производства) и характер производственных от­ношений (отношения собственности, обмена, распределе­ния и потребления). В рассмотрении политической сферы – отношения ме­жду социальными группами, государст­венными органами и общественными организациями (в т.ч. партиями) по по­воду завоевания государственной власти и участия в управлении обществом. При изучении духовной сферы основной акцент делается на анализе эволюции раз­личных форм общественного сознания: нравственного, ре­лигиозного, эстетического, философского, политиче­ского, научного, экономического и экологического (как на уровне обыденного сознания, социальной психологии, так и сис­тематизированных знаний, или идеологии). В социологии главное внимание уделяется социальной сфере – области «воспроизводства» человека и социальных групп. Как пра­вило, к ней относят: семейные и досугово-бытовые отно­шения, системы образования, здравоохранения, пенсион­ного обеспечения (и других видов социальной поддержки), существующую в обществе систему классов, этносов и других социальных групп.

Наиболее крупными социальными группами явля­ются этносы и классы. Этнос – народ. Как правило, в исто­рии выделяют следующие формы этносов: род, племя, союз племен, народность, нация. Для рода и племени ха-рактерна кровнородственная связь, для союза племен – кровнородственная связь плюс политическая и культурная общность. Для народности основой является единство тер­ритории, языка и культурно-психологического склада. Для нации – единство территории, языка, культуры и эконо­мики (наличие национального – общегосударственного – рынка и разделение труда межу регионами). Классы – большие, относительно устойчивые социальные группы, имеющие общие экономические, политические, социаль­ные и духовные интересы, ценности, а также права и обя­занности (как правило, закрепленные в законах), отра­жающие их роль в общественном разделении труда. Мар­ксистская социологическая теория выделяет следующие классы: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, ра­бочие и капиталисты. В современной западной социологии наряду с этим принято и иное разделение общества – на высший (по уровню доходов и социальному положению), средний и низший классы (страты). Классы состоят из профессиональных и иных социальных слоев (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия). Существуют также самостоятельные социальные слои, например, интеллиген­ция. Подробнее о социальной стратификации речь пойдет в теме 7.

 

Перед всеми, кто начинает изучать социологию, встает вопрос: чем она отличается от других наук об обще­стве? Действительно, объект изучения у всех обществен­ных наук один – общество.Но предмет этих наук разный. Так, экономика изучает экономические отношения, или отношения по поводу производства и распределения. История «воспроизводит» прошлое, философия изу­чает наиболее общие законы развития природы, общества, познания и отношения человека к миру. Социология изу­чает социальное, социальные отношения. Вопрос о том, что такое социальное, доста­точно сложен. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение че­ловека, одного индивида, нахо­дится под влиянием других индивидов или оказывает на них свое влияние. Одним сло­вом, социальные отношения возникают во взаимодейст­вии индивидов, в процессе их общения. Социальные от­ношения выражаются во взаимо­отношениях между раз­личными группами людей, в их дифференциации. В отли­чие от истории, социология имеет объектом и предметом своего исследования только совре­менное общество, в кон­кретных его проявлениях. История «воспроизводит» соци­альный процесс, а социология изу­чает современный соци­альный процесс.

Современную социологию очень тесно связывают с психологией. Действительно, социальная психология – это часть социологии, изучающая поведение различных групп людей. Что же касается индивидуальной психологии, то она сосредоточена на изучении индивидуального «я», сфера социологии – сфера межличностных отношений: «личность – группа», «личность – общество». При этом социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. «Предметом социологии, – считает А.И. Кравченко, – выступает кон­цептуальная (т.е. понятийная) схема социальной реально­сти, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга» [25. C. 21].

 

Как и любая другая наука, социология выполняет оп­ределенные функции. Они имеют общенаучный и специ­фический характер. Одной из важнейших общенаучных функций социо­логии является познавательная функция. Социология обеспечивала и обеспечивает приращение знаний в обще­стве, функционирование его институтов, систем, раскры­вает перспективы развития общества. Информационнаяфункция – социология дает обобщающий, фактический материал, конкретную совре­менную информацию о тех или иных явлениях. Для этого проводятся опросы общест­венного мнения, КСИ, марке­тинговые исследования.

Практическаяфункция социологии заключается в практическом решении тех или иных проблем, например, улучшение социально-психологического климата коллек­тива, изучение отношений между людьми методами со­циометрии, составление конкретных прогнозов по выбо­рам, изучение реакции различных социальных групп на те или иные социальные перемены или преобразования, на оценку образа жизни людей и его изменение.

Идеологическаяфункция проявляется не только в том, что общественным мнением иногда манипулируют, его могут искусственно направлять и создавать, но и в том, что сами результаты исследований могут использоваться в интересах тех или иных социальных групп, в интересах формирования той или иной системы ценностей. Социоло­гия, а особенно политическая социология, тесно связана с властью и зачастую выполняет тот или иной социальный и политический заказ. Так, например, до перестройки слож­ные национальные отношения в СССР изучались только в терминах «дружбы», «сотрудничества», «братства», «любви» и т.д., о национальной розни, неприязни, кон­фликтах практически не говорилось. Социальные отноше­ния рассматривались как процесс сближения города и де­ревни, умственного и физического труда, сближение рабо­чих и интеллигенции. Хотя уже в 1970-х годах все сильнее проявлялась тенденция социального расслоения общества и со­циального неравенства. Нельзя с уверенностью утвер­ждать, что и сегодня нет политически и идеологически ан­гажированных социологов, заказных социологических ис­следований. Поэтому главным требованием к социологи­ческой информации всегда было и остается требование объективности. Только объективная информация может быть полезна для развития общества, для составления пла­нов социального развития, разработки социальных про­грамм, составления научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем. От объективности информации зависит еще одна функция со­циологии – прогностическая. Правильно составленные прогнозы относительно тех или иных социальных явлений необходимы для принятия адекватных решений и мер.