Этносоциология как научная отрасль социологии

Этносоциология (Ethnosociologie) - научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии. Э. ставит своей целью раскрытие этнического многообразия социальных процессов и в то же время - социальной обусловленности и социального разнообразия функционирования этнических черт культуры и быта в их широком понимании.

Термин “этносоциология” был введен в 1930-х годах Р.Турнвальдом. Под этносоциологией им понималось изучение социальных явлений в доиндустриальных обществах. Независимо от этого в советской науке в конце 60-х годов под аналогичным названием возникла пограничная дисциплина на стыке этнографии и социологии. Ее главная задача - изучение взаимосвязи этнических и социальных явлений в жизни современных индустриально развитых стран.

Этносоциология под определенным углом зрения рассматривает все основные виды социальной деятельности людей. Этим она отличается от тех областей социологического знания, которые имеют своим предметом отдельные виды социальной деятельности - труд, культуру и т.д. Предметной областью этносоциологических исследований является прежде всего социальная структура этнических общностей, социально значимые явления в их культуре, в том числе языке, этнические особенности соционормативной культуры, повседневного поведения, психики народов, а также национальное самосознание и межличностные национальные отношения. Соотношение общих и национально-особенных, традиционных и современных черт в культуре народов изучается в этносоциологических исследованиях с учетом особенностей их функционирования в различных социально-профессиональных, а также демографических группах. Особое значение в этносоциологических исследованиях придается учету своеобразия социальных и этнических процессов в городе и на селе.

В этносоциологии разрабатывается ряд направлений. Основные из них: исследование социальной структуры наций, изменений в их социальном составе, социальной мобильности (в том числе влияния этнических факторов на социальные перемещения и миграции населения); изучение социально-культурного развития наций, сближения уровня их культурного развития, соотношения интернационального и национально-особенного в повседневной жизни людей разных национальностей, их культурных ориентациях и интересах; исследование социальных аспектов языковой жизни народов, прежде всего условий и факторов, влияющих на распространение языка межнационального общения, развитие двуязычия; изучение этнопсихологических явлений и процессов, межличностных национальных отношений, психологии межнационального и внутринационального общения, факторов, определяющих формирование и развитие национального самосознания, национальных интересов, устойчивости и изменчивости некоторых этнических особенностей в психике людей разных национальностей.

Этносоциология использует методологию и методику, общую с другими направлениями социологических исследований

 

13.2. Этнические общности: племя, народ, нация

Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины "народ" и "этнос" употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя имело свой язык, обычаи, традиции, материальную и духовную культуру – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовала разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.

С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации (например, народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии, Китая, а в более поздние периоды – народы Франции, Германии, Украины) всегда отличались и отличаются поныне своими социально-этническими признаками: особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д.

В этносоциологии часто понятия «народ» и «этнос» используют как синонимы, хотя некоторые исследователи видят их специфические отличия.

Этнос– это «исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (Краткий словарь по социологии.- М., 1988.- С.461).

В отличие от племен народы (этносы) достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в последующие исторические эпохи.

Французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает “на родство по крови”, а нации могут складываться в процессе совместной жизни и "перемешивания" представителей разных рас. “Самые большие страны – Англия, Франция, Италия – это те, в которых кровь наиболее перемешана”. Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные и социальные свойства. В качестве других ее признаков Ренан, а также немецкий историк К.Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической жизни, которая по утверждению К. Каутского, стала складываться еще в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась при капитализме.

Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в нее людей, что обусловливается общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей.

Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как “естественная общность” исходит из “физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей”. Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. “Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации”, - утверждал он. Национальное сознание трактуется им как осознание того, что соплеменники связаны историей развития своей общности.

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы “сделать национальную культуру…достоянием всего народа и таким сплотить всех членов нации в национально-культурную общность”.

Т.о., нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического сознания и самосознания.

Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов – наций.