Образование и общество. Социальная сущность образования

 

Исходя из трактовки образования как категории социальной, следует отметить, что его состояние и функционирование определяется системой господствующих в обществе социальных связей и отношений.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Экономика определяет материальную базу сферы образования, обусловливает его содержание в плане структуры дисциплин, спектра специальностей и профессий. К примеру, в 50-е годы в стране активно развивались технические специальности. Наиболее популярными и престижными были такие вузы, как МИФИ, МАИ, МЭИ, КПИ, ХИРЭ, Физико-технический институт, МВТУ им. Баумана. Практически мало востребованными обществом были финансово-экономические и юридические специальности. В настоящее время в связи с изменением социально-экономической ситуации в Украине именно эти специальности стали пользоваться наибольшим спросом. Аналогичная картина с иностранными языками.

Политическая сфера также оказывает самое непосредственное воздействие на систему образования. В зависимости от того, демократический режим в обществе или тоталитарный, открытое общество или закрытое, формируется и соответствующая система образования как в плане ее структуры, так и содержания.

Социокультурная среда как на макро-, так и на микроуровне также влияет на всю систему образования. Здесь речь идет о религиозных и нравственных ценностях общества и семьи, традициях, принадлежности к тому или иному социальному слою и группе и т. д. Иными словами, каково общество, такова и система образования.

В то же время образование – автономная система, имеющая относительную самостоятельность, и она способна оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики общества. Не случайно, именно через модернизацию образования Японии и так называемым азиатским тиграм удалось сделать качественный прорыв в экономической сфере. В современных условиях эта зависимость возрастает.

Система образования, формируя гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Она же воспроизводит социально-профессиональную структуру общества и выступает важнейшим средством социальной мобильности и социальных перемещений.

Образование через культурно-воспитательную функцию оказывает влияние и на духовную жизнь общества. Учеными установлена связь между уровнем образования и продолжительностью жизни, зависимость числа лиц, доживающих до пенсионного возраста, от уровня образования.

Эта зависимость имеет четко выраженную социальную обусловленность, поскольку уровень образования в значительной степени регламентирует характер трудовой деятельности человека, круг его культурных и социальных запросов, образ жизни, что, в свою очередь, влияет на состояние здоровья и продолжительность жизни.

Журнал “Форчун” в статье “Экономика – социологу”, посвященной американской школе, сетуя на снижение ассигнований, писал: “Как оценить такое игнорирование нужд школ? Путь один: сравнить 14 тысяч долларов, в которые ежегодно обходится налогоплательщику содержание одного заключенного, 2/3 из которых - бросившие школу, с 5 тысячами долларов ежегодных расходов на одного ребенка в государственной школе”.

Таким образом, правомерно говорить о диалектической взаимосвязи образования и общества, которую подчеркивал К. Маркс: “С одной стороны, для установления правильной системы образования требуется изменение социальных условий, с другой стороны, для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования”. Получается замкнутый круг. Где же выход? Этот вопрос в сегодняшних условиях приобретает актуальную практическую значимость. В обществе нарастает нестабильность, все его сферы находятся в глубоком кризисе. Система образования переживает сложные времена, катастрофически ухудшается его финансовое и материальное положение. Даже в послевоенном 1946 г. доля расходов на образование в СССР составляла свыше 10% в национальном бюджете. Вероятно, нельзя отрицать того, что в этом была одна из причин, позволивших СССР первому осуществить выход в Космос. В последние годы, к сожалению, ситуация в этом отношении очень тревожная. Доля расходов на образование продолжает падать (в 1988 г. - 9%, в 1990 г. - 6,6%, в 1993 г. - менее 3%). В то же время в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Бельгия, Португалия эта доля не отпускается ниже 10%, а в ряде стран продолжает расти.

В свете сказанного представляются некорректными ссылки на нынешнюю бедность Украины: ведь речь идет не об абсолютных показателях, а о проценте расходов на образование, о доли в национальном бюджете, что говорит лишь о системе приоритетов в развитии общества.

Какова в этих условиях должна быть позиция педагога? Посмотрим на диалектическую пару - образование и общество. Какая сторона данного единства динамичнее? Мы отмечали, что система образования способна активно влиять на общество. Было бы неверным уповать на то, что с выздоровлением общества выздоровеет образование, и занимать пассивную позицию ожидающего. Во все времена в одних и тех же условиях были учителя, школы, которые оставляли яркий след в душах своих питомцев, давали не только глубокие знания, но и пробуждали благородные качества, которые они затем как эстафету несли дальше. И были те, кто “отбывал” уроки. Из личной позиции каждого педагога, его вклада, как из капель сольются ручейки и реки, которые должны преграждать путь бездуховности и жестокости, одномерности и нетерпимости, цинизму и историческому беспамятству. Пусть каждый сделает то, что в его силах. Это и будет вкладом в выздоровление образования и общества в целом.

Любое общество, если оно думает о своем будущем, должно знать, что позитивные изменения в системе образования вызывают своего рода "цепную реакцию" прогрессивных сдвигов в самых разных сферах общественной жизни, и наоборот: негативные изменения в образовании имеют тенденцию репродуцирования и ведут к регрессу общества.

В современном мире неизмеримо возрастает роль образования, что обусловлено объективными причинами. Человечество переживает третью цивилизованную революцию - информационную и осуществляет переход к информационному обществу. Свидетельством “продвинутости” страны по пути прогресса все в большей степени будут выступать не показатели роста производства, а уровень образования населения, его качество и всеохватность. Знания, информация в самом широком смысле этого слова становятся все возрастающей ценностью. Закономерно, что в этих условиях актуализируется проблема непрерывного образования. Концепция непрерывного образования трактует его как самую широкую подсистему общества, снимая временные и пространственные ограничения. Образование не завершается получением свидетельства или диплома, но продолжается всю жизнь.

Новые условия меняют не только роль образования в обществе, но его цели, задачи и содержание.

Еще Д. Дьюи подчеркивал, что образование должно выполнять не только обучающую функцию, но быть источником совершенствования и гармонизации общества. Сегодня этого уже недостаточно. Глобальные проблемы со всей остротой поставили перед человечеством вопрос выживания, сохранения жизни на Земле. Решение его возможно лишь через рассмотрение в единой связи Человека - Общества - Природы - Космоса. Разработанная в последние годы концепция “устойчивого развития”, базирующаяся на идее создания ноосферы В.И.Вернадского, обусловливает и разработку новой модели образования.

Речь идет о смене ориентации его основных ценностей. Современным требованиям противоречит ориентация на ценности индустриально-потребительского общества, в рамках которых не представляется возможным предотвращение глобальной экологической катастрофы. Отсюда доминантной должна быть ноосферно-экологическая направленность системы образования, способствующая выходу из кризиса и выживанию человечества.

Система взаимосвязи Человек – Общество находит отражение в разработанной Робертом Хэнви концепции глобального образования, включающей пять основных принципов.

Первый принцип предполагает воспитание широты видения мира, признание равноценными и равноправными любые точки зрения на мир, любые “образы мира”.

Второй принцип ставит целью воспитание внимания к глобальным проблемам. Каждый должен понимать, что в силу существующей взаимосвязи людей состояние дел на нашей планете оказывает влияние на жизнь каждого, и, напротив, от каждого зависит общее положение в социуме.

Третий принцип предполагает воспитание уважения к чужой культуре, умение вести диалог на равных, понимание роли взаимообогащения культур, ценности культуры в ее многообразии.

Четвертым принципом концепции глобального образования является формирование системного мышления, понимания природы различных систем, в том числе политических.

Наконец, пятый принцип предполагает выработку умения видеть личностный смысл в любой деятельности, вырабатывать ее стратегию и тактику.

Рассмотрим далее изменение модели образования, подходя к нему как к фактору развития личности. По мнению английского исследователя А.Тойнби, рост цивилизаций обеспечивается, прежде всего, за счет деятельности творческих личностей или небольших лидирующих групп. Именно меньшинство совершает прорыв в будущее, в то время как большинство консервативно и косно. Из этого следует, что при рождении цивилизаций (особенно в переходный период) образование призвано стать наиболее динамичным средством, формирующим творческую личность, лидирующее меньшинство. С другой стороны, перед ним стоит задача поднять консервативное большинство до уровня лидеров, без чего невозможно движение общества вперед. Иными словами, образованию принадлежит приоритетная роль в разрешении противоречий между новой формирующейся цивилизацией и отстающей консервативной культурой.

Если в этой связи говорить о проблемах Украины, у нас они приобретают свою специфику. На общецивилизованные процессы здесь накладываются особенности, связанные с радикальными преобразованиями, происходящими в нашем обществе. Происходит не только смена экономической и политической систем, но подвергаются глубочайшей переоценке духовные основы общества, его идеалы, которые многие годы наполняли смыслом жизнь каждого человека. Ушла в прошлое единая идеология, и сегодня человек должен сам сделать свой выбор. Эта нелегкая задача и роль системы образования в том, чтобы помочь человеку адаптироваться в новой ситуации, обрести устойчивость и сделать сознательный выбор.

Говоря о сущности и роли образования в начале третьего тысячелетия, подойдем к нему в аспекте анализа двух типов регулирования общественной жизни: стихийного и сознательного. В современных условиях императив выживания человечества предстает как императив смены парадигм истории - перехода от стихийной парадигмы к управляемой на базе общественного интеллекта. При этом общественный интеллект понимается в широком смысле как управление будущим через функции прогнозирования, планирования, формирования системы ценностей и т. д. Основным механизмом воспроизводства общественного интеллекта выступает образование, которое становится базисом существования и развития общества наряду с производством материальных благ.

При этом само образование должно ориентироваться не на прошлое и настоящее, а на будущее, носить опережающий характер. Правомерно говорить о модели “опережающего образования”, соответствующей требованиям эпохи становления ноосферы.

 

14.3. Система образования: ее структура и функции

 

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся, студенчество), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев:

систему дошкольного воспитания,

общеобразовательную школу,

профессионально-техническое образование,

среднее специальное образование,

высшее образование,

послевузовское образование,

систему повышения квалификации и переподготовки кадров,

образование по интересам.

Система образования в Украине переживает сейчас радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Наряду с государственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования. Рядом с традиционной массовой школой появились лицеи, гимназии, колледжи, школы и классы с углубленным изучением предметов, профильные классы (например, экономические классы) и т. д. Параллельно с системой бесплатного образования существует образование за плату во всех звеньях, начиная от детских садов и до университетов. Меняется система отношений между институтом образования и церковью.

Все эти изменения в целом позитивны. Несмотря на характерные для всего нового издержки они расширяют возможности самореализации личности, раздвигают границы свободы выбора.

Претерпевают изменения и отношения педагогов и учащихся, воспитателей и воспитуемых, преподавателей и студентов. Они преодолевают однонаправленность, становятся более демократичными, их все более характеризует сотрудничество, сотворчество. Существовали и продолжают иметь место различные взгляды на то, что представляет собой воспитуемый, ребенок: от рассмотрения его как “чистой доски” и сосуда, который предстоит наполнить, до “генетической заданности”. В последнее время выдвигается новая трактовка: ребенок - это “мессия из будущего”. Из нее следует, что дети, наши воспитанники обладают свойствами, возможностями и чертами, которых нет и не могло быть у взрослых, поскольку они порождены качественно новой ситуацией. Поэтому интеграция с будущим, вхождение в него может стать более адаптивным для взрослых, если осуществляется через диалог поколений. Это интересный подход, имеющий методологическое значение для анализа отношений педагогов и учащихся.

Кардинальные изменения происходят в самом содержании обучения, его методах. Закономерным является курс на гуманитаризацию и гуманизацию образования. В связи с этим меняется роль и содержание дисциплин социально-гуманитарного цикла. Вместо единой теории марксизма-ленинизма в высших и средних учебных заведениях изучаются альтернативные курсы, базирующиеся на достижениях мировой и отечественной науки. В средней школе - курсы “Человек и общество”, “Мир и человек” и другие, в вузах - история Украины, экономическая теория, философия, социология, политология, культурология, история мировой и украинской культуры и др.

Учитывая, что инновации в системе образования рассматриваются в курсе педагогики, хотелось бы уделить внимание проблемам сугубо социологическим, не рассматриваемым в других курсах, и, прежде всего, - социальным функциям образования.

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которого совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования “производит” самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в “трудовой ресурс”. Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в “подготовке к жизни”, а под “жизнью” на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился, прежде всего, “работник”. А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис – “незаменимых людей нет”. В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка, студента - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидам как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует требованиям концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме.

Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением "перевернутой пирамиды". Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Образование связано с трудовой сферой, и здесь можно выделить профессионально-экономическую функцию. Человек является не только самоцелью, но и условием развития общества, выступая в качестве главной производительной силы. И чем более высокого уровня достигает общество, тем большие требования предъявляет оно к качеству трудовых ресурсов, к работнику.

Через систему образования ведется подготовка квалифицированных кадров рабочих и специалистов. В таких звеньях, как профессионально-техническое образование, средние специальные и высшие учебные заведения, система переподготовки кадров, профессионально-экономическая функция оказывается ведущей.

Система дошкольного воспитания и общеобразовательная школа не готовят к какой-то конкретной профессии, здесь формируется личность. Применительно к профессионально-экономической функции задача школы не просто передача знаний, поскольку в современных условиях происходит их быстрое моральное старение, а выделение в сумме знаний и навыков того главного, универсального, базового, что будет необходимо всегда и в любой профессии. Известная формула “научить умению учиться” на практике нередко абстрагируется и “зависает”, не будучи подкрепленной механизмом реализации, технологией. Наиболее отработанным методом является проблемное обучение, способствующее развитию творческого мышления. Но очень важная роль принадлежит выработке навыков информационной и исследовательской деятельности, чему школа, в том числе высшая школа, сегодня уделяет недостаточное внимание. Универсальные знания и навыки формируют способность включаться в новый профессиональный мир, учиться и переучиваться. Система образования должна готовить людей, способных к непрерывному совершенствованию.

Система дошкольного воспитания и общеобразовательная школа формируют общую культуру личности, что является условием любой профессиональной подготовки в будущем.

“Выход” на социальную структуру общества система образования реализует через социально-дифференцирующую функцию. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Кроме того, оно является каналом социальных перемещений и социальной мобильности. Чем более демократичным и открытым является общество, тем в большей степени образование “работает” как эффективный социальный лифт. Оно позволяет человеку из низших страт в иерархической структуре общества достигнуть высокого социального статуса.

Справедливости ради нужно сказать, что в советском обществе, которое нельзя было назвать открытым и демократичным в классическом смысле этого слова, принцип эгалитарности давал позитивные результаты. Эгалитарность в смысле равного доступа к образованию для представителей всех слоев населения (при имевшихся отступлениях и исключениях) позволила нашей стране стать одной из самых образованных в мире. По данным ЮНЕСКО, по уровню интеллектуальной подготовленности выпускников средних школ мы в 50-е годы занимали 2-3 место в мире (в настоящее время - далее, чем пятидесятое). Принцип эгалитарности должен сочетаться с принципом элитарности, в том его понимании, чтобы создать условия для поддержки и раскрытия способностей и талантов. Важно не допускать, чтобы "погиб Моцарт".

Образование выполняет и социально-политическую функцию, формируя гражданина. Эта проблема особенно актуальна для современной Украины. Уважение к истории своей страны, к Закону, правопорядку, умение слушать и уважать чужое, иное мнение, вести диалог, разрешать конфликты цивилизованными методами - все эти качества должны закладываться с ранних лет. К сожалению, в последние годы такое неотъемлемое качество гражданина, как патриотизм стало употребляться с каким-то негативным оттенком, либо замалчиваться. В связи с этим приведем слова американского социолога: “Американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая, что означают эти понятия - клятва и верность. Ценность патриотизма внушается им до того, как у них появится случай подвергнуть ее сомнению. В школе детей также учат ценить упорный труд, частную собственность, семью, демократию, законы и правопорядок. Таким образом, школы создают благоразумных граждан, готовых и желающих поддерживать ценности общества, в которое они вступают”.

Необходимо назвать и такую функцию образования, как подготовка к семейной жизни. Система образования долгие годы вообще ею не занималась. Затем в какой-то степени это осуществлялось через систему трудового обучения. Позднее был включен в школьную программу специальный курс “Этика и психология семейной жизни”. Однако, не будучи подготовленным, не обеспеченным квалифицированными специалистами курс не выполнил предназначенной роли, где-то даже дискредитировал саму идею. В этом отношении и сегодня система образования в поиске.

Разные звенья системы образования в различной степени, в зависимости от их непосредственной цели реализуют социальные функции. Но, пожалуй, в наиболее полном, интегративном варианте они проходят через деятельность учителя, педагога. И потому учитель определяет будущее общества.

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает социология образования? В чем отличие социологического подхода к образованию от педагогического?

2. В чем выражается социальная сущность образования?

3. Как влияют на систему образования различные сферы общественной жизни?

4. В чем проявляется воздействие образования на общество?

5. Чем обусловлено возрастание роли образования в современном мире?

6. В чем состоит объективная необходимость формирования новой модели образования? Какова ее направленность?

7. Каковы основные противоречия и тенденции развития образования в современной Украине?

8. Проанализируйте структуру образования.

9. Каковы основные социальные функции образования? В чем отличие гуманистической функции образования от неогуманистической?