Проблема гендерных отличий в мировой социологии

 

Проблемами гендерных отличий, неравенством мужчин и женщин интересуются многие социологические концепции, направления, парадигмы.

Социобиологична парадигма. По мнению ее представителей (Э. Вилсон, Д. Бараш), биолого-анатомические отличия предопределяют противоположные социальные статусы и роли мужчин и женщин, что проявляется в соответствующих формах поведения. Например, женщина всегда уверена, что рожденный ею ребенок - часть ее самой, она склонна к его идеализации, к созданию домашнего уюта. Ради благополучия своих детей женщины стремятся к сексуальным контактам с мужчинами, которые принадлежат к более высоким, чем они, социальным слоям. Генетический код мужчин решительно влияет на их агрессивность и настойчивость: чтобы иметь успех у женщин, они вынуждены соревноваться не только физически, но и в сферах экономики и политики. Социобиологи допускают, что и мужчины, и женщины могут избрать другие варианты поведения, но в таком случае это будет противоречить их генетическим кодам, что негативно отразится на них и их детях.

Оппоненты социобиологических концепций, не отрицая значимости полового фактора, считают, что сексуальность, статусы и роли мужчин и женщин детерминированы, прежде всего, социальными и культурными отличиями.

Структурный функционализм. Основывается на том, что формирование гендерных статусов на основе половозрастной специализации происходило одновременно с формированием человеческой цивилизации. Так, издавна женщины заботились о детях, а мужчины добывали пищу. С развитием цивилизованных институтов для реализации этих статусов не обязательной была физическая сила, но сами статусы и роли, заметно изменившись, остались, доказав свою функциональную необходимость для общества. Например, Т.Парсонс главные функции статусов и ролей видит в социализации молодого поколения и стабилизации жизни взрослых. Роль женщины, по его мнению, является экспрессивной, связанной с созданием теплоты, уюта, эмоциональной поддержки. Мужчина выполняет инструментальную роль, которая обеспечивает материальное благосостояние. Распределение половых ролей, которые взаимодополняют друг друга, обеспечивает эффективное функционирование семьи как социальной системы. Это распределение, считают функционалисты, является естественным, оно удовлетворяет мужчин и женщин, семью, общество.

Марксизм и неомарксистская концепции. Представители этих направлений считают, что отношения между мужчинами и женщинами имеют исторический характер, то есть не всегда были одинаковыми. На заре цивилизации существовало разделение труда по половому признаку: мужчины были добытчиками еды, а женщины заботились о доме. Тогда мужчины еще не доминировали в обществе. Полигамные отношения не давали мужчинам уверенности, кто их дети. Поэтому собственность (имущество) передавались детям по материнской линии. По мнению Ф. Энгельса, положение изменилось с возникновением частной собственности, которой владели и распоряжались мужчины. Для уверенности, что эта собственность попадет именно к их детям, мужчины запретили полигамию и закрепили моногамные отношения, а одновременно и свое доминирование над женщинами. Развитие капиталистических отношений создало предпосылки для новых, более совершенных форм межполовых отношений, что связано, прежде всего, с преодолением экономического доминирования мужчин в семье. Марксисты утверждали, что с ликвидацией частной собственности будут ликвидированы не только половое неравенство, но и гендерные роли вообще. Попытки в советское время реализовать идею равенства женщин и мужчин имели гипертрофированный характер и привели к отрицанию гендерных ролей как таковых.

Согласно неомарксистських теорий неравенство между мужчинами и женщинами заключается в природе капитализма, которая отрицает свободу полового выбора. Выплачивая женщинам меньшую заработную плату, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Из-за низких доходов женщина вынуждена выходить замуж, надеясь получить от жизни больше благ. С той же целью она ищет и брачного партнера, способного ей это обеспечить. Замужние женщины работают на мужчин, выполняя все домашние хлопоты, получая за это награду в виде еды, одежды, крыши над головой. Неомарксисты (американский социолог Хартманн) сравнивают замужних женщин с рабынями времен Гражданской войны в США. Домашние обязанности ставят женщин в неблагоприятные условия на рынке труда. Невзирая на использование бытовых приборов, домашняя работа требует много времени. Поэтому женщины стремятся работать не полный день на производстве, отказываются работать в выходные, что ставит их в невыгодное положение на рынке труда.

Социологи утверждают, что подчиненное положение женщин обеспечивает гибкость рынка труда при капитализме. Различая первичный и вторичный его сектора, к первому относят высокооплачиваемые и стабильные должности, ко второму - низкооплачиваемые должности, на которых по большей части работают женщины. Такой подход к использованию женского труда обусловлен тем, что женщины:

- менее надежные работники, чем мужчины, поскольку могут уволиться по семейным обстоятельствам, не выходить на работу в связи с болезнями детей;

- меньше дорожат работой, чем мужчины, могут оставить ее, став домохозяйками или в связи с беременностью;

- у них слабее развиты организаторские способности.

Среди представителей неомарксизма распространены идеи, что не только капитализм способствует доминированию мужчин над женщинами, но и мужчины виноваты в этом, поскольку они, занимая главенствующую роль на рынке, бесплатно присваивают результаты женского труда.

Теория конфликта. Выдающийся ее представитель Р.Коллинз считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между мужчинами (господствующая группа) и женщинами (зависимая группа). В основе этого господства – подчинение мужчинами женщин ради сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ к женщинам и укрепить свое господство, мужчины получили право на «сексуальную собственность». Впоследствии сформировался так называемый сексуальный рынок, где мужчины и женщины торгуются между собой, пытаются удачно выбрать для себя партнера. Степень зависимости женщины от мужчины определяется материальной зависимостью и ценностью женщины как собственности, которая подлежит обмену. В современных обществах женщинам разрешено владеть богатством, учиться и работать вне дома, что повышает их стоимость при обмене. Тенденция к экономической независимости женщин делает их независимыми и в половых отношениях, женщины могут быть менее связаны с браком. Материально состоятельные женщины имеют больше возможностей в выборе достойного партнера.

Символический интеракционизм. Сущность этой концепции заключается в том, что гендерные роли являются продуктом цивилизации и формируются в процессе взаимодействия людей, а половые статусы и роли являются следствием постоянного внутреннего диалога человека с обобщенным представителем другого пола. Это, собственно, и мотивирует половые стратегии мужчин и женщин. Например, если девушка глазами обобщенного индивида видит себя женой и матерью, весьма вероятно, что ее типичное поведение будет мотивировано этими символами. Такой принцип распространяется на выбор поведения. Поэтому интеракционисты изучают отношения между мужчинами и женщинами сквозь призму анализа значимых символов, которые определяют гендерные стратегии.

 

20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления

 

На волне протеста против дискриминации женщин, гендерных стереотипов возник феминизм.

Феминизм - научное направление и общественное движение, целью которого является полное равноправие мужчин и женщин во всех сферах жизни.

Первыми сделали попытки обосновать равноправие мужчин и женщин французские философы Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескъе, которые отстаивали право женщин принимать участие в общественной жизни, утверждали, что их природа не менее сложная, чем мужская. Сами женщины заявили о себе активным участием в Великой французской революции, положили начало женским клубам, журналам. Француженки, не противопоставляя себя мужчинам, обращали внимание на свою бесправность. Но революционная власть, оценив общественную активность женщин, не смогла противостоять патриархальной традиции, влиянию католической церкви, чтобы признать женщин самостоятельным субъектом истории, отнести их к категории «свободных» и «равных». И это повлекло возникновение нового общественного явления - феминизма как движения в защиту политических и гражданских прав женщин.

Первым документом феминизма считают «Декларацию прав женщины и гражданки», написанную француженкой Олимпией де Гуж в 1791 г., в которой было заявлено, что женщина имеет такие же права на свободу, владение собственностью, как и мужчина. Но на пути к этому стоит «тирания сильного пола». Декларация вызвала в обществе мощное сопротивление, особенно фраза: «если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право взойти и на трибуну». Кстати, О. де Гуж по доносу была казнена на гильотине. Позже, в 1793 г., Конвент принял решение о запрещении женских клубов, а через два года запретил женщинам собираться в общественных местах. Гражданский кодекс провозгласил, что женщина не имеет никаких общественных прав и должна подчиняться своему мужчине. То есть идеал «свободы, братства и равенства» был призван регулировать отношения только между мужчинами.

В конце XVIII в. идеи феминизма заявили о себе в Великобритании, прежде всего, старанием журналистки Мэри Волстонкрафт. В 1827 г. в г.Сенека-Фоллзе (США) состоялся первый съезд американских феминисток-суфражисток, на котором был выражен протест против дискриминации женщин, принята Декларация прав женщин. В середине XIX в. борьба за предоставление женщинам избирательного права стала ведущей идеей феминизма.

В феминизме того времени четко очертилось три направления: суфражизм (англ. suffrage - избирательное право) - движение за предоставление женщинам избирательного права; гуманистическое направление, которое видело освобождение женщины в развитии ее интеллекта, в повышении грамотности; марксизм считал, что положение женщины-работницы обусловлено классовыми причинами, поэтому борьба за ее освобождение совпадает с общим заданием освобождения пролетариата. В связи с этим отдельного женского вопроса не существует, он будет решаться вместе с решением проблем пролетариата. Это направление самым распространенным было в России. Главный его идеолог – Александра Коллонтай (1872-1952).

Таким образом, за сто лет феминизм распространился во всем мире, затронув вопрос о правах женщины, равенстве полов, способствовал формированию атмосферы морального осуждения патриархата. Успех суфражизма (во многих странах накануне Второй мировой войны женщины получили избирательное право), а также объективные факторы - война, послевоенное возрождение - привели к тому, что феминизм фактически не проявлял себя почти до 60-х годов XX в. Толчком к его возрождению стала книга француженки Симони де Бовуар «Второй пол» (1949 г.), которая является полным историко-философским исследованием положения женщины от сотворения мира. Автор отстаивал тезис, что в женщинах заложены такие же потенции, как и в мужчинах. Главное требование женского движения – признать равноправие женщины, которая не является вторым полом.

Именно этот труд засвидетельствовал появление неофеминизма, основными идеями которого является:

- борьба не за получение равных прав (фактически во всем мире они являются одинаковыми), а за равные возможности;

- вызов патриархальной культуре с целью не только изменить положение женщин, а возродить все возможности социальной реальности, все сферы бытия;

- стремление к тому, чтобы в сбалансированной культуре женские социальные роли, духовные потенции приобрели ценность и значимость для общества.

Неофеминизм констатирует, что современная западная культура является патриархальной, маскулинной, организованной не только по мужскому образцу, но и пронизанной суевериями по отношению к женщинам, что сказывается во всех сферах: в науке, семье, власти, религии, искусстве, рекламе и др.

В 60-ые годы XX в. оформилось три направления неофеминизма:

1. Либеральное. Основные его требования - ликвидация дискриминации женщин и законов, которые ограничивают их права. Неравенство женщин является следствием предубеждения и необразованности, и это можно преодолеть развитием образования и специально сориентированными правительственными реформами. Одна из теоретиков этого направления Бетти Фриден в работе «Мистическое женское» акцентировала внимание на женщине, прежде всего, как на личности, а уже потом как на жене и матери.

2. Радикальное. Выходит из того, что главным злом, которое порождает неравенство женщин, является мужской шовинизм. Поэтому необходимо разрушить все созданное мужчинами, и прежде всего государство. Теоретик этого направления Мэри Дейли призывала к «священной борьбе против мужчин». Среди главных требований: бесплатные ясли, доступность противозачаточных средств, право на аборты, ликвидация дискриминации лесбиянок, равные возможности в образовании женщин, преодоление угрозы насилия. По мнению его представителей, притеснение женщин порождено патриархатом. Ведь женщин подавляют именно мужчины, которые веками используют свой контроль над экономическими отношениями, идеями, культурой, правовыми нормами, узаконивая институты, которые защищают лишь их интересы. Власть мужчин над женщинами пронизывает как общественную, так и семейную, интимную сферы. Ее поддерживают социализация, образование, средства массовой информации, религия. Мужчины контролируют женщин средствами сексуальности и насилия. Выход из этого положения они видят в сепаратизме, который сможет принудить некоторых мужчин изменить свое поведение и пересмотреть отношения к патриархату.

3. Марксизм (социалистическое). Женское неравноправие рассматривает как продукт капиталистических и патриархальных общественных отношений, считая возможным их освобождение с завершением капиталистической фазы и преодолением мужского контроля. Его поклонники утверждают, что дискриминация женщин выгодна капитализму. Недооценка женщин на работе, значительно более низкая оплата труда, чем у мужчин, превращает их в резервную «армию дешевого труда».

Общим для всех направлений является акцентирование внимания на проблеме притеснения женщин, а отличным – подход к выяснению причин такого положения и поиску путей его преодоления.

В Украине феминистские взгляды стали распространяться в XIX в. В них доминировали либеральное и социалистическое направления. Организационно украинское женское движение оформилось в 1884 г. учреждением первого женского общества в г.Станиславе (в настоящее время - Ивано-Франковск) и женского общества О. Доброграевой (г.Киев). Впоследствии был создан «Клуб русинок», «Кружок украинских девушек», «Женская община», «Союз украинок» и др. Идеологами украинского женского движения считают Наталью Кобринскую, Софью Русову, Кристину Алчевскую, Ольгу Кобылянскую.

Заметно активизировалось украинское женское движение в начале XX века: большими тиражами выходили женские газеты и журналы, активно развивались женские организации. В то же время продолжалась острая дискуссия между поклонниками либеральных и марксистских взглядов. Тезисы либералов об эмансипации, моральном перевоспитании общества марксисты квалифицировали как проявление «буржуазного феминизма», предлагая заменить понятие «эмансипация» на «женский вопрос», «женская личность», «женские массы».

Советская власть формально предоставила женщине всю полноту юридических прав, запретив в то же время деятельность независимых женских организаций. Вместо этого при органах власти были созданы женсоветы, задача которых заключалось в том, чтобы выковать из женских трудовых ресурсов армию работниц и крестьянок, а это приводило к исчезновению личности, нивелировке социокультурных отличий между мужчиной и женщиной.

Кроме того, невзирая на большое количество женских организаций, развитой феминистской традиции в украинской культуре не существовало. В обществе доминировали интересы нации. Проблема женского равноправия была вторичной по сравнению с вопросом о независимом украинском государстве. Символизм женского движения во многом был детерминирован традицией украинского национализма, который трактовал образ украинской женщины с применением страдальческих мотивов. Впоследствии женский образ трансформировался в материнский и национальный: женщина - мать - Родина - нация.

Современное украинское женское движение является консервативным, организационно разрозненным. Проблему не решает и деятельность влиятельных общественных организаций («Гендерное бюро при ООН», Центры «Женщина для женщины», «Женский консорциум в США» и др.), и создание бизнес-центров для женщин, организаций по предоставлению помощи женщинам, которые находятся в сложном моральном и материальном положении, центров трудоустройства и переквалификации женщин, развитие феминистских журналов («Бюллетень Гендерного бюро», «Диалог различий», «Глазами женщины», «Новый образ»). Если первая волна женского движения в Украине (1989 - середина 90-х годов XX в.) была связана с политикой украинского национализма, то вторая волна (с середины 90-х годов) все больше начинает соединять цели женского движения с феминистскими заданиями развития женского самоопределения, индивидуальности, женской реализации в современном мире. Она больше сориентирована на идеалы независимого движения, которое развивается в форме неправительственных, негосударственных женских общественных объединений. В то же время неосведомленность в феминистской проблематике, отсутствие развитых традиций демократических социальных движений в Украине осложняют развитие украинского женского движения. Кроме того, украинки не готовы к восприятию идей феминизма. В обществе существует множество патриархальных стереотипов как среди мужчин, так и среди женщин.

Положение женщины в Украине отражает процессы во всех постсоциалистических странах. Интегрируясь в мировое содружество, Украина ратифицировала международные акты, направленные на ликвидацию всех форм дискриминации женщин (Конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации женщин»). Но реально на положение женщин это не повлияло. Например, в современном украинском парламенте они составляют меньше 10%; бизнес и предпринимательство остаются мужскими сферами; традиционно низкие шансы женщин на рынке труда; они часто страдают от насилия и сексуального преследования и др. Эти проблемы были системнее проанализированы на Всеукраинской конференции «Стратегия четвертой Всемирной конференции по вопросам положения женщин и программа действий в Украине», которая состоялась в 1996 г. в Киеве и подчеркнула необходимость ликвидации неравенства между мужчинами и женщинами в сфере власти, выступила за принятие соответствующих государственных решений. Современная гендерная политика развивается по таким направлениям:

- равноправие женщин и мужчин в занятости и в получении образования;

- равноправие мужчин и женщин в уходе за детьми;

- контроль за рождаемостью, методами контрацепции и искусственного прерывания беременности;

- юридическая и финансовая независимость женщин;

- противодействие сексуальному притеснению и мужскому насилию.

Ключевые ее положения отображают основные требования международного женского движения и постепенно получают признаки государственной нормативной регуляции в развитых странах. Женский фактор является важным в современной картине мира, требует переосмысления основ цивилизации. На передний план выступают принципиально новые проблемы определения места женщины в современном мире, без решения которых невозможный последующий прогресс человечества.

Вопросы для самопроверки: