Тоффлер, Алвин (р. 1928)

Американский социолог и футуролог, публицист, общественный деятель. В яркой, образной и критической форме он показывал обострение социальных противоречий научно-технической революции. Провозглашает близость «супериндустриального общества», путь перехода к нему А. Тоффлер видит в гуманизации всех сфер жизни современного человека на основе повсеместного внедрения новейшей компьютерной (третьего поколения) техник, которое позволит перейти от стандартизированного массового обслуживания к максимально индивидуального.

 

77. Туган-Барановский, Михаил Иванович, (1865–1919)

Выделил пять основных групп интересов человека, среди которых наиболее важными для социального развития являются психологические, эгоальтруистические и религиозные. Согласно концепции Туган-Барановского, классовая борьба действует лишь в сфере экономических интересов человека и общества, но не применима к тем сторонам человеческой жизни, которые лежат вне экономики. Классовая борьба – это не что иное, как борьба за распределение продуктов в обществе.

 

78. Фромм, Эрих, (19001980)

Представитель неофрейдизма. Один из представителей Франкфуртской критической школы. Предметом рассмотрения у Фромма являются законы и принципы действия субъективного, человеческого фактора в общественно-историческом процессе. Э. Фромм считал, что общество выполняет не только отрицательную, репрессирующую функцию, но и «творческую». Одна из центральных в творчестве Э. Фромма – проблема отчуждения. В современном обществе отчуждение носит тотальный характер и не связано с той или иной социальной группой; огромная часть становится объектом манипулирования со стороны других людей и их символов. Вследствие своего отчужденного характера современное общество характеризуется фрустрацией экзистенциальных потребностей (ощущение утраты смысла) и, по определению Э. Фромма, неуклонным превращением в «цивилизацию манипулируемых масс». Уделял большое внимание роли бессознательного, говоря о том, что «нет такой вещи, как бессознательное; есть только те чувства, которые мы осознаем, и те, которые не осознаем».