Периодизация социологии и общая характеристика истории социологии.

 

Периодизация социологии. В истории формирования социологии как науки выделяют два периода: классический (до Второй мировой войны), который делится на ранний и поздний подпериоды, и период современной социологии.

История социологии рассматривается в двух аспектах: 1) со стороны формирования социологии как науки (определения объекта, предмета и выработки целостной методологии и парадигмы[1]); 2) со стороны накопления эмпирических данных и развития социологической теории – глубины знаний об обществе.

Для парадигмы раннего классического периода характерен строгий объективизм. Объект социологической науки существует сам по себе, независимо от субъекта. В познании субъект следует за объектом. Ранняя классика (до Первой мировой) оценивается как социология «одного фактора», стремящаяся найти какую-то одну, фундаментальную основу социального процесса: органицизм (О. Конт, Г. Спенсер), социогеография (Г. Бокль, Ф. Ратцель), социальный дарвинизм, расово-антропологические теории, психологизм (В. Вундт, Ф. Гиддингс, Г. Лебон). В парадигме господствует слияние естественнонаучного и социологического знания и универсализм – рассмотрение социума с точки зрения универсальных закономерностей природы. Поздняя классика начинается с осмысления Первой мировой войны и социалистической альтернативы в СССР. В методологии – упор на многофакторность и включение субъекта в поле познания. Развиваются методика и техника исследования. Вместе с тем, высказываются мнения о невозможности научной социологии. Источники становления поздней классики: социологизм Э. Дюркгейма, понимающая социология М. Вебера, теория элит В. Парето, теория и практика марксизма, психоанализ. Современная социология характеризуется популярностью «теорий среднего уровня» (Р. Мертон), прикладных отраслей социологических исследований, социологической экспертизы и прогнозирования. Господствует методологический плюрализм. Основной метод познания – интерпретация объекта в зависимости от совокупности объективных и субъективных обстоятельств. Истина выделяется из множества интерпретаций. Принят отказ от построения универсальных социологических теорий.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Уч. пос. для ВУЗов. М., 1997. С. 13—15.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 17—24.