Умение выступать перед аудиторией настолько необходимо, что для тренировки желательно использовать каждый удобный случай. Справится с волнением, и получить радость от общения со слушателями помогает увлеченность и заинтересованность оратора предметом своего выступления, желание донести до слушателей свой взгляд на ту или иную проблему.
Варианты:
- выступление с кратким сообщением на учебном занятии,
- выступление на научно-практической конференции,
- иные формы и варианты заданий.
Подготовка к выступлению предполагает обдумывание следующих вопросов:
1) - Интересна ли мне и слушателям тема выступления?
- Для какой аудитории (контингента слушателей) готовится выступление:
- место, время, повод собрания;
- количество и однородность слушателей,
- их интеллектуальный уровень,
- пол, социокультурные характеристики и др.
2) Какова цель и задачи выступления:
- убедить или доказать,
- поговорить,
- рассуждать,
- опровергнуть,
- призвать к действиям,
- развлечь,
- установить контакт,
- обратить на себя внимание.
Стратегия убеждения существенно отличается от стратегии доказательства:
Стратегия убеждения. | Стратегия доказательства или опровержения. |
Убедить–значитсоздать впечатление, что истинность тезиса доказана. | Доказать - значитустановить истинность тезиса с помощью статистики, фактов, мнений, жизненного опыта. |
Введение: - почему важно то, что хочет сказать оратор? - что можно предложить для решения проблемы? - что сообща можно сделать, чтобы решить проблему? | Введение: - установить контакт с аудиторией; - сформулировать тезис и развернуть его. |
Главная часть: - обозначить тему выступления, - воздействовать на чувства и эмоции слушателей, - дать им дополнительную информацию, - выяснить причину разногласий - выяснить общие критерии оценки происходящего. | Представить факты и аргументы в защиту или для опровержения тезиса. (смотреть приложение «Тезис и аргументация») |
Заключение: - закрепить и усилить эффект сказанного посредством пафоса чувств, образных ассоциаций, - связать оратора и слушателей общим чувством и делом. | Подвести итог. |
3) Выбрав стратегию и поработав с источниками, составит план и текст выступления.
Метод изложения может быть:
- индуктивный,
- дедуктивный,
- аналогия,
- концентрический,
- ступенчатый,
- исторический.
4) Художественно обогатить текст метафорами, сравнениями, аналогиями, цитатами.
5) Продумать способ установления контакта с аудиторией.
Контакт со слушателями начинается с уверенного выхода.
Затем необходимо дождаться тишины, как бы “собирая” всех взглядом, и произнести краткое вступление, в качестве которого может быть:
- приветствие, типа «Рад/рада всех вас видеть!»,
- неожиданный вопрос,
- необычный факт,
- интересная цифра (материалы статистики, социологических исследований);
- пример из жизни;
- интригующая интонация;
- цитата;
- комплимент присутствующим;
- шутка.
6) Выбрать прием удержания внимания.
Название приема: | Описание приема: | |
1. | Голосовая и эмоциональная модуляция. | Изменение интонации, тембра голоса, высоты тона, громкости голоса (от крика до шепота). |
2. | Модуляция темпа речи. | Изменение скорости речи. Выдерживание паузы. |
3. | Прерывание речи, использование антиципации (догадки). | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для аудитории, с требованием произносить их вслух всем, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой (баллами). |
4. | “Провалы памяти”. | Забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п. с просьбой помочь вспомнить. |
5. | Жестикуляция. | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию эмоциональной и иллюстрированной жестикуляцией. Ладони открыты, жесты широкие и свободные. |
6. | Риторические вопросы. | Повторение основных моментов сообщения в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам докладчик. |
7. | Экстра раздражители (звуки или звуковые сигналы не связанные с содержанием сообщения). | Главное условие – внезапность: - как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул; - включить или выключить свет, проектор, опустить (поднять) шторы; - громко захлопнуть дверь (окно) и т.п. |
8. | Вопрос-предположение. | На основании изложенного, задается вопрос-предположение, требующий для ответа смысловой догадки. |
9. | Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. | Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента сообщения задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. |
10. | Свободное конспектирование. | Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. |
12. | Конспектирование опорных (ключевых) слов. | Слушателям предлагается записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. |
13. | Конспект-рисунок. Ассоциативный рисунок | Слушателям предлагается зарисовывать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. |
7) Проверить качества своей речи, жестов, внешнего вида, манеры представления. Вместо текста заготовить карточки с тезисами выступления.
Распространенные ошибки при монологической речи:
- перегруженность теоретическим материалом,
- отсутствие доказательности,
- обилие затронутых тем,
- нарушение логики выступления,
- шаблонная речь.