Этические принципы исследований в социальной работе.

Эффективность социальной работы во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств. Однако профессиональная ответственность специалиста определяется не им самим, а ценностями и этическими принципами, принятыми, профессиональными организациями - Ассоциациями социальных работников. Ценности и этические принципы социальной работы отражены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром практической деятельности.

В социальной работе моральные принципы являются основополагающими, так: каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности соц. работник руководствуется принципом социальной справедливости; соц. работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН, другими международными конвенциями в этой области; соц. работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам и их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; соц. работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней; соц. работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей деятельности; соц. работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий; соц. работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; соц. работа не совместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей; соц. работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией. Смирнова Е.Р. и Ярская В.Н. выделяют следующие важнейшие принципы, которыми должен руководствоваться каждый социальный работник:

- Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению. Личностный подход к человеку акцентирует внимание на человеке как личности, уникуме, индивидуальности. Человек есть единство уникального и универсального, биологического и социального. Личностный подход предусматривает поиск возможной одарённости, нераскрытых способностей, индивидуализацию в подходе к группе, знание особенностей и этапов социализации

- Принцип доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к соц. работнику. Только на этих основаниях соц. работник может расположить клиента к взаимопониманию и взаимодействию. При этом интересы клиента соц.работник ставит выше своих собственных, исповедуя принцип альтруизма как отказ от эгоистических сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки, коррекции, терапии, спасения клиента.

- Принципы модальности (гибкости), перманентности (непрерывности), компетентности. Принцип модальности предполагает гибкий подход с учётом конкретного региона, специфики личности клиента, его пола, возраста, характера, культуры, традиций, религий. Принцип компетентности ориентирует на знания, умение и профессионализм, сопровождается рефлексией «не навреди», сочетанием профессиональных и непрофессиональных (домашнее лечение) форм поддержки и терапии. Этот принцип предполагает заботу о кадрах, повышении их квалификации, переобучении, дополнительном образовании, их специальной стажировке.Принцип посредничества связан с работой в комплексе, системе, команде. Это связано с мультидисциплинарностью самой теории социальной работы, взаимопроникновением соц. работы и других дисциплин.