Реферат Курсовая Конспект
Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы - раздел Социология, Основн...
|
Сущность и содержание морали помощи и взаимопомощи в дохристианский период на Руси.
Мораль помощи и взаимопомощи уходит корнями в природу человека и человеческого общества: в первобытной орде поведение каждого ее члена соответствовало требованиям выживания в природной среде и было направлено на удовлетворение в первую очередь коллективных потребностей — обеспечения выживания, безопасности, продолжения рода.
Понятие, сущность и содержание профессионального долга социального работника
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижением физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых направлена деятельность.
Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
Осознание социальным работником своего профессионального долга - есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального рaботника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.
Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Осознание социальным работником своего профессионального долга означает: высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы; четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение; профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы; глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента; сознательное и активное участие в профессиональной деятельности; целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента; заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы; высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению; наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга; стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
30) Этика, мораль и нравственность в социальной работе: взаимосвязь и взаимовлияние
Этика— философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».
Как отрасль философии, этика призвана на теоретическом уровне решать вопросы морали и нравственности, возникающие перед человеком в его повседневной деятельности. Поскольку теоретическое знание имеет самое непосредственное отношение к практике, оно определенным образом обосновывает практическую деятельность человека.
Трудовая деятельность человека является наиболее типичным и всеобъемлющим примером практической деятельности, в связи с чем можно говорить о феномене профессиональной этики - одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем — это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология2.
Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности, возникла в глубокой древности, когда она не могла быть отдельной, обособленной отраслью знания.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм.
В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.
Этика в социальной работе - одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений.
Этика социальной работы основывается на моральных нормах, принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника позволяет вернуть этическим нормам то императивное значение, которое им присуще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить ин-дивидуальную и коллективную ответственность специалистов за свои действия, поднять значимость и авторитетность профессиональной деятельности каждого социального работника, всей системы социальной защиты населения.
Идеал, его сущность и содержание, основные функции.
Идеал – это особый вид ценностного представления. Его специфика состоит в том, что он есть предельное представление, образ объекта, который максимально полным и совершенным образом соответствует потребностям человека. Идеал характеризует не сущность явлений, а сущность ценности, сущность требований человека к действительности, его отношение к ней.
В качестве социокультурных идеалов можно назвать идеальное государство, идеальную любовь, идеальную семью. Идеалы жизни, добра, красоты и т.д. Характерные для данной культуры общепризнанные фундаментальные идеалы образуются исторически на основе изменения существовавших ранее идеалов в соответствии с новыми условиями жизни. Эти изменения состоят в том, что в содержании ценностных представлений подвергаются идеализации другие признаки, нежели прежде, или в это содержание вносятся новые признаки, в отношении которых и происходит идеализация.
Основные функции идеала социальной работы: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая – позволяют планировать и организовывать деятельность не только масштабно, но и в деталях.
Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, содействуя совершенствованию профессии или ее отдельных компонентов, профессиональному и личностному росту специалисту, повышению эффективности деятельности, повышению качества конечного результата и в конечном итоге – более полному удовлетворению потребностей общества и человека.
Идеал социальной работы должен включать в себя идеальные представления о содержании условиях деятельности и соответствующем конечном результате, также представление о совершенном образце, которому должны соответствовать состояние системы социальной работы, состояние и взаимоотношения социального работника и клиента.
Идеальное состояние клиента предполагает в первую очередь разрешение и освобождение клиента от тех проблем, которые мешали его полноценной жизнедеятельности в соответствии с избранным жизненным сценарием и, в конце концов, привели его в социальную службу. Также это выявление и задействование его личностного потенциала, его личностный рост, совершенствование, наращивание жизненных сил, способности противостоять негативным обстоятельствам, управлять собой и сложившейся ситуацией. Активизация клиента является одной из важнейших задач практической социальной работы.
Идеальное состояние социального работника также предполагает реализацию его ценности: его ценности как специалиста, наличие нравственных качеств, присутствие которых обязательно для социального работника, его ценности как многогранной личности. Очевидно, что идеальный социальный работник – это человек, реализованный и успешный не только в профессиональном, но и в личностном и социальном плане.
Идеальное состояние социальной работы пока еще дело отдаленного будущего. Оно предполагает полную реализацию своего гуманистического потенциала, своей ценности (ценность человека и общества). Условиями для этого являются:
– социальная работа должна фактически, а не декларативно стать профессиональной деятельностью;
– адекватное ресурсное обеспечение (предполагает изменение экономической ситуации);
– СР станет действенным средством гуманизации общественных отношений.
Идеал социальной работы может играть роль ориентира не только для специалистов, работающих в социальных службах, но и для социума в целом, поскольку отражает одно из наиболее приоритетных направлений развития общества – достижение блага каждого человека и всего общества.
Таким образом, идеал социальной работы может рассматриваться как одна из ее высших профессиональных ценностей и неотъемлемая часть общественного идеала.
– Конец работы –
Используемые теги: основные, тенденции, развитии, профессионально-этической, системы, социальной, работы0.101
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов