Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом.
Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними.
Применительно к социальной работе деонтология— это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы. Деонтология социальной работы вклюяает в себя определенные принципы: личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях; компетентности специалиста; рационального подхода к решению поставленных задач; соответствия полномочий и ответственности; правовой регламентации деятельности; подотчетности; инициативы и творческого подхода; организованности и дисциплины; контроля и проверки исполнения; критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента; доверия и свободы действий; поощрения и наказания и другие.
36) Этика и этикет в социальной работе: общее и особенное.
Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. Этика является одной из наиболее древних теоретических дисциплин, возникших как часть философии. Для обозначения философского учения о морали и нравственности Аристотелем был предложен термин «этика».
Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma — правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы.
объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом — возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.
Целью этики социальной работы является обеспечение и поддержание социально одобряемых содержания и сущности профессиональной деятельности, а задачей — нормативная регламентация отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, формирование соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы.
Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.
Этические принципы в социальной работе:
- Соблюдение разумных интересов клиента.
- Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий.
- Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий.
- Конфиденциальность
- Доброжелательность
- Бескорыстие
- Честность и открытость
- Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях
- Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента
- Основными функциями этики социальной работы можно считать следующие:
оценочная — дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;
регулятивная — вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;
организационная — служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;
управляющая — служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;
мотивационная — служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;
координирующая — обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;
регламентирующая — направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;
воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;
воспитательная — служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;
коммуникативная — служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;
оптимизирующая — способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;
стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;
рационализирующая — облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;
превентивная — предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;
прогностическая — позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;
разрешения противоречий — способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;
информационная — приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;
социальная — способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;
социализирующая — служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.
Этикет (от фр. etiquette — ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Термин «этикет» в современном понимании этого слова впервые был использован на одном из приемов короля-«солнце» «Людовика XIV, когда придворным и приглашенным были преподнесены карточки (этикетки) с перечнем правил поведения при дворе.
Современный человек, как правило, живет сложной насыщенной событиями и ситуативно богатой жизнью, вследствие чего для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение человеком не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения.
Культура поведения выступает как качество социально необходимое и ценное в силу ее нравственной основы. В широком смысле слова это понятие включает в себя «совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей и является составной частью общечеловеческой культуры».
В деятельности современного специалиста этикет играет все более важную роль, способствуя развитию конструктивных, доброжелательных отношений с партнерами. Соблюдение этикета способствует созданию творческой атмосферы в трудовом коллективе.
Особенно важно понимание сущности этикета и культуры поведения для такого должностного лица, каким является социальный работник. В общении и взаимоотношениях с клиентами и их близкими, с коллегами, представителями различных организаций он является официальным лицом, выполняющим возложенные на него обязанности и представляющим свое учреждение и государство, от имени которых он действует. От того, насколько внешний вид и поведение, речь социального работника соответствуют общепринятым правилам этикета, зависят не только доверие к нему и эффективность работы, но и общественное мнение о социальных службах и социальной работе.
Для того чтобы строить свое поведение в соответствии с правилами этикета, необходимо следовать его принципам, которые отражают моральные требования, предъявляемые к культуре отношений. Л. С. Лихачев выделяет четыре принципа этикета.
Принцип гуманизма, требует от социального работника уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения. Принцип воплощается в таких требованиях к поведению социального работника, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.
Принцип целесообразности действий. Современный этикет отличается от этикета средних веков в первую очередь своей целесообразностью. Основные правила его содержат в той или иной форме требования не доставлять своими действиями хлопот окружающим и самому себе. При этом этикет не догматичен, поскольку жизнь сложнее любого свода правил или кодекса, и описать правилами все возможные ситуации нельзя. Поэтому современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.
Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Дени Дидро этот принцип сформулировал так: «Недостаточно делать добро, надо делать его красиво». Эти слова в полной мере можно отнести к социальному работнику. Этикет нашего времени требует, чтобы форма, т. е. поведение и внешний вид человека, соответствовала его содержанию, т. е. душевным качествам личности, поэтому поведение и внешний вид специалиста должны быть эстетичными, привлекательными.
Принцип учета народных обычаев и традиций. Этот принцип важно соблюдать в работе потому, что каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтутся нашими современниками. При всей их похожести в основах — в традиции большинства народов уважение к старшим, оказание помощи слабым и их защита, умение держаться с достоинством — проявление их может быть различным. И социальному работнику, чтобы случайно не попасть в неловкое положение, следует изучать традиции и обычаи того народа, с представителями которого он работает.
37) Профессионально-значимые качества личности СРка:
- честность (правду о положении клиента, возможности решить его проблемы, об ошибках; если СРк не уверен в желаемом исходе деят-ти, то должен сообщить о сомнениях клиенту)
- объективность (отрешение от собств.эмоций, переоценив – потребовать от клиента невозможного, недооценив – решить проблемы целиком за счет СРка)
- совесть (потребность поступать в соответствии с представлениями о добре, благе, справедливости; выступает как регулятор поведения)
- справедливость (могут быть симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на кач-ве работы с клиентами, с коллегамми; проблемы клиента должны оцениваться адекватно)
- тактичность (умение предвидеть объективные последствия поступков или Дй и их субъективное восприятие клиентом, коллегами; т.к. поведение требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, к-рые могут противоречить друг другу)
- внимательность и наблюдательность(на малейшие изменения в настрое (+и-), помогает уловить неискренность клиента или подтолкнуть к проверке полученной инф-ии)
- толерантность(основывается на навыке принимать ч/кА таким, каков он есть, признании права быть самим собой; не означает одобрения негативны идей и Дй клиента)
- выдержка и самообладание(учитывает эмоц.статус индивидов, чтобы правильно оценивать ситуацию, воспринимать информацию)
- доброта (забота о ч/ке, создание благоприятных условий, +эмоционального настроя)
- любовь к людям (должен уметь видеть в людях + качества, должен → изменить мнение клиента о себе и вызвать + трансформацию личности)
- самокритичность(анализ своей деят-ти, видение ошибок, беспристрастная оценка своих Д и поведения)
- адекватность самооценки (не должен терять чувство реальности и переоценивать свои способности и возможности)
- терпение (готов выслушать бессвязный рассказ, повторить одно и то же; главное – дать клиенту высказаться по проблеме, снять «-» эмоции; направить разговор в конструктивное русло)
- коммуникабельность(зависит успех, в ходе общения открывается изменение обстоятельств клиента, перенимается опыт коллег и т.д.)
- оптимизм (вера в справедливость, торжество добра, должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее; источник – способность человека к постоянному саморазвитию)
- сила воли (может заставить клиента поверить в себя, преодолеть слабость, подключиться к деятельности, повысить личностный потенциал)
- эмпатия (сопереживание, сочувствие, важна ее подлинность)
- стремление к самосовершенствованию (как в профессиональном, так и в духовном, нравственном плане; ↑ моральных качеств, преодоление недостатков и т.д.)
- творческое мышление (умение принимать решение, учитывая малейшие нюансы дела, иначе – Д по одной схеме для всех)