Истоки и корни ценностных оснований социальной работы.

Этапы: Арахический, Княжеская и церковная поддержка, Церковно-гос-венная помощь, Гос-в. призрение, частное и общественное призрение, гос-венное обеспечение, период соц работы.

1) Для Орды – ценности – сильные крепкие охотники и молодые женщины как продолжательницы рода. Ценности определялись эмпирически, осуществлялись инстинктивно, носили биологическую окраску как предка человека (homo erectus). Относительная гуманизация и морализация отношений после освоения огня. ч/кая жизнь становится ценностью, начинается период формирования моральных отношений.

2) Высшей ценностью становится Бог, религия, но не ч/к – крещение Руси. Частная благотворительность, нищелюбие.

3) Забота в первую очередь о собственной душе, ее совершенствовании, воспитание добродетельного, милосердного, скромного, уважающего др.людей человека. Церкви и монастыри. XVIв. – Домострой – вопросы нравственности личности, участие в благотворительности.

4) Светские кодексы поведения, в которых нормы этики и этикета, не разделяемые по содержанию относятся ко всем людям, независимо от их сословия, носят всеобщий характер. Подчеркивают необходимость проявлять сочувствие к ч/ку, оказавшемуся в беде. Реформы Петра I – публичное призрение, Синод, монастыри. Ценность – моральный долг в помощи ближним.

5) Вера в Бога – вера в добро, справделивость. Приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые. Общ-во Синего креста: детские дома призрения, ремесленные училища. !Улучшение жизни народных слоев.

6) Считалось, что все граждане в достаточной мере соц.защищены, в следствие чего, дополнительных мер как система благотворительности не требовалось. После революции – повышение благосостояния трудящихся.Для гос-ва – первейший долг – взять на себя заботу о гражданах, не имеющих возможности самостоятельно себя содержать. Частная благотворительность – излишняя унижающая достоинство личности. Шефская помощь – дестким садам, школам, лечебным учреждениям. Подача милостыни (хотя и не приветсвовалась).

7) Падение уровня жизни,безработица, миграция населения, профессиональное нищенство, падения уровня рождаемости, распад института брака и семьи – подтолкнуло к созданию новой системы, в которой главная ценность – человек. Гос-во берет на себя главную ответственность за благополучие каждого гражданина; поощряет благотворительную деятельность граждан и организаций.