KyJ ID I УННЫС

универсалииватель проблемы культуры, ее роли в организа­ции социальной жизни, разработал «Ареальную картину человеческих отношений» по более чем 600 культурам. Бла­годаря этому ему удалось выделить около 70 так называемых куль­турных универсалий, т.е. общих для культур всех народов элементов. Некоторые из них уже названы нами (кроме государства, партий, науки — они являются универсальными только для развитых об­ществ), другие не менее любопытны — это гадание, толкование снов, хождение в гости, право собственности и статусная диффе­ренциация, искусство укладывания волос, национальный язык.

Чем можно обьяснить подобное единообразие культурных форм? Учитывая, что большинство народов изолированы друг от друга, всемирное заимствование этих культурных форм вряд ли возмож­но.

Есть более убедительное обоснование наличия культурных уни­версалий. И здесь выявляется новая грань соотношения культуры и природы.

• Культура представляет собой символическую адаптацию лю­дей к окружающим условиям, обстоятельствам среды и историчес­кого момента. Люди придумывают, изобретают для того, чтобы луч­ше приспособиться к окружающему миру*. Но в этих «придумках» человек не во всем произволен. Вспомните пример про глину — в одних культурах сделают из этой глины игрушку, а в другой — посуду, но во всех случаях должны учитываться особенности глины

* См.: Мердок Дж. Фундаментальные характеристики культуры. В кн.: Антоло­гия исследований культуры, Т. I. — СПб., 1997, с. 52—53.

332


как природного обьекта, универсальные моменты взаимодействия с ней. Поэтому и культура людей в различных обществах всегда учитывает универсальную психофизическую природу человека, универ­сальную логику существования организма человека в данной при­родной среде.

Возможность продления рода только путем соединения мужчи­ны и женщины обусловливает повсеместность такой социокультур­ной формы, как семья; потребность в тепле, защите от природных невзгод — использование одежды и потребность в жилище; опас­ность возникновения болезней — соблюдение чистоты, благоприс­тойность в отправлении естественных потребностей.

• К числу культурных универсалий необходимо отнести и та­кие элементы, которые выражают исходные условия существования любого социального сообщества: запрещение убийства, осуждение воровства, лжи, которые делают невозможным предсказуемость по­ведения партнера. «Все культуры, сохранившиеся до нынешнего времени, должны обнаруживать в себе некоторые черты сходства, поскольку все они должны были обеспечивать выживание сообще­ства. Среди таких культурных универсалий мы, вероятно, можем отметить чувство групповой сплоченности, механизмы социально­го контроля, организацию защиты от враждебного окружения и обеспечение воспроизводства населения»*.

Иными словами, физическое единство внешней природы, биологи­ческое единство человека как рода, единство принципов социальных взаимодействий людей с себе подобными создают огромное множе­ство культурных универсалий. Эти универсалии являются всеобщи­ми социокультурными формами, которые и определяют социокуль­турное единство основ человеческой жизни, социокультурное един­ство человечества. И куда бы вы ни поехали, где бы ни оказались, вы всегда оказываетесь в социокультурном пространстве, обладаю­щем универсальными исходными формами.

мнпгппкрляир ^ак же совместить культурные универсалии и
культур разнообразие культурных норм, традиций?

• В любом социокультурном феномене как

изобретении людей органично соединяется то, что определяется внешними условиями, природой людей, логикой социальных вза­имодействий, и то, что обусловлено исключительно социальным творчеством (фантазией) людей. Последнее обусловливает непов­торимое, вариативное, характерное лишь для культуры данного со­общества.

* МердокДж. Указ. соч., с. 51.

333