рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные институты

Социальные институты - раздел Социология, ЛЕКЦИЯ №4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА Перейдем От Рассмотрения Группы К Анализу Ключево­го Элемента Социальной Стру...

Перейдем от рассмотрения группы к анализу ключево­го элемента социальной структуры — «социального инсти­тута». Институт (от лат. institutum — установление) — по­нятие, используемое в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формаль­ных и неформальных правил, принципов, норм, устано­вок, регулирующих различные сферы человеческой дея­тельности и организующих их в систему ролей и статусов. Мы пользуемся понятием «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки фор­мальных ролей.

Среди социологов широко распространена точка зре­ния, что «институт» — одна из базисных дефиниций, вы­ражающих самую сущность упорядоченной социальной жизни. Традиция такого подхода идет еще от Г. Спенсера, считавшего, что изучение институтов есть изучение стро­ения и развития общества, анализ возникновения, роста, изменений, сломов, а следовательно, оно и составляет сущность социологии как науки. Институционалисты (в частности, Т. Веблен) выдвинули исследование институ­тов в качестве главной задачи всех общественных наук. Разрабатывая понятие института, представители этого направления трактовали его как группу людей, объединен­ных какими-либо идеями, для выполнения каких-либо функций, а в формализованном, категориальном виде — как систему социальных ролей, организующую систему поведения и социальных отношений. Как и многие дру­гие базовые научные понятия, «институт» трактуется в литературе широко и неопределенно. Тем не менее в ка­честве определяющей черты институционального взаимо­действия можно отметить организованность, а важнейши­ми элементами институциональной структуры считать социальные нормы, роли, ожидания.

Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции.

 

Социальный институт Основные функции Группы и организации Ценности Роли Нормы
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, поддержание порядка в доме, уважение к родителям Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение загробной жизни и понятий страдания и потерь; стремление соединиться с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение Священного Писания (Библии, Корана, Торы) и строгое соблюдение его заветов; поклонение Богу Священник, раввин, верующий, проповедник, христианин, миссионер, пророк, новообращенный Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Милиционер, юрист, судья, защитник, надзиратель Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права
Политика Установление иерархии власти Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило простого большинства, право голоса Президент, депутат, лоббист, кандидат Один человек – один голос, голосование как привилегия и право
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство Рабочий, предприниматель, покупатель, продавец, кредитор, должник, рекламодатель Максимизация прибыли, “клиент всегда прав”, упорный труд
Образование Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, студенческие советы, спортивные команды, ассоциации родителей и учителей Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость Преподаватель, студент, декан, профессор, директор, футболист, тренер Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям, не доносить на товарищей
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Ученый, исследователь, техник, администратор Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные
Здравоохранение Излечение больных, уход за умирающими Больницы, аптеки, страховые компании Клятва Гиппократа, хорошее здоровье, следование рекомендациям врача Доктор, медсестра, пациент, фармацевт, страховщик Не эксплуатировать пациентов, оказывать самую качественную медицинскую помощь
Армия Защита от врагов, отстаивание национальных интересов Сухопутные войска, флот, ВВС, береговая охрана, национальная гвардия Готовность с честью умереть за свою страну, подчинение командирам Солдат, новобранец, военнослужащий, офицер, пленный, шпион Быть готовым к войне, подчиняться старшим офицерам, не обсуждать приказы
Средства массовой информации Распространение информации, формирование общественного мнения, освещение событий Телевизионные сети, радиостанции, издательства Оперативность, точность, большая аудитория, свобода печати Журналист, диктор последних известий, автор, редактор, издатель Информация должна быть точной, объективной, оперативной и полезной

 

Таблица 4.1. Социальные институты в индустриальных обществах

 

 

По типичному определению социологов, институт включает в себя как понятие культурных моделей (образцов), так и понятие социальной структуры.

Таким образом, институты являются, во-первых, более или менее стандартными решениями (культурными моделями), служащими для людей ориентиром при решении проблем общественной жизни и, во-вторых, относительно устойчивыми системами отношений, которые характеризуют людей при фактической реализации ими этих решений. В этом смысле совокупность культурных моделей (свод правил, ценностей и символов) устанавливает поведение, ожидаемое от нас как от конкретного лица (например, студента), по отношению к другим лицам (преподавателю, декану, ассистенту). Этот набор культурных моделей определяет место индивида в системе отношений. В таком случае понятие социального института означает, что мы объединены в рамках систем отношений (групп), в которых мы взаимодействуем друг с другом (играем роль) на основе взаимопонимания (культурных моделей), определяющего поведение, ожидаемое от нас как от данного типа людей (статуса).

 

Существенное значение в понимании института и его функционирования имеет категория «социальный обмен». Институционализацию можно рассматривать как обмен между различными индивидами, группами, организация­ми и сферами внутри общества. Здесь возникают три воп­роса: кто обменивается с кем, что на что обменивается и каковы образцы, механизмы и условия этого обмена (об­менов). Институциональное взаимодействие и обмен про­исходят между людьми, которые вовсе не рассыпаны в обществе в случайном порядке. Напротив, обмен проис­ходит между людьми, находящимися в различных струк­турных позициях (т. е. культурных, политических, эконо­мических, семейных), которые сами по себе могут быть последствиями прежних процессов институционального обмена

Истинные стремления и цели этих людей в значитель­ной степени зависят от их структурных позиций и соот­ветствующих приоритетных установок. Подобным же образом ресурсы, которыми они располагают (власть, деньги, знания, престиж и т. д.) зависят от их институци­ональных позиций и варьируют в соответствии со специ­фикой различных институциональных сфер. Эти ресурсы служат средством осуществления различных индивидуаль­ных целей и сами по себе могут быть целями или объек­тами для индивидов.

Институциализированный обмен имеет особый харак­тер. Он отличен от индивидуального обмена между людь­ми, поскольку «очищен» от личностного момента. Анализ механизма социального обмена показывает, что индивид выступает в социальном институте в специфической и ограниченной роли функционера. Например, у учителя или врача институциализированным «товаром» является их профессиональное мастерство, а их личное отношение к тому или иному контрагенту («покупателю») здесь не имеет значения. Необходимым условием деятельности института и является выполнение индивидами своих со­циальных ролей, основанное на осуществлении ожидае­мых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы — это одновременно и условия выбора ролевого поведения, и средство его «измерения». Они упорядочи­вают, регулируют, формализуют деятельность и взаимо­действие индивидов в рамках института. Каждый инсти­тут характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаше всего в знаковых формах (регламентирующих документах

По мере развития (и усложнения) общества умножает­ся, дифференцируется система социальных институтов. Мы живем ныне в высокоинституциализированном обще­стве. Институты семьи, образования, охраны здоровья, материального и духовного производства, досуга и отды­ха, обеспечения безопасности членов общества и многие другие образуют систему, обусловливающую функциони­рование социального организма.

В социальном институте весьма сложным образом пе­реплетаются экономические, политические, правовые, нравственные и иные отношения. Благодаря социально­му институту обеспечивается преемственность в исполь­зовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация индивидов.

По мнению С.С.Фролова , мы можем говорить об общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять: 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве), 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб крест, иконы и др.), 3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии), 4) устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила), 5) идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

Сущностные потребности социальных групп (общно­стей) могут быть объяснены лишь в связи с их позициями в социально-экономической структуре общества и тен­денциями развития последней. Для выполнения функций в этих позициях люди должны определенным образом вос­производить себя, потребляя продукты питания, одежду, знания и т. д. Разные трудовые функции требуют разных объемов затрат на подготовку работников, на их воспро­изводство, т. е. разной продолжительности обучения, раз­ных объемов и состава благ и услуг. А отсюда следует, что социально-экономическая неоднородность труда приво­дит и к неоднородности потребностей.

Размер этих потребностей ограничен масштабами об­щественного производства, характером производственных отношений, уровнем культуры страны, историческими традициями. Потребности людей, социальной группы (об­щности) есть объективная необходимость воспроизводства данной общности людей в ее специфически конкретной общественной позиции. Потребности социальных групп характеризуются: массовостью проявления, устойчивос­тью во времени и пространстве, инвариантностью в спе­цифических условиях жизнедеятельности представителей социальной группы. Важное свойство потребностей — их взаимосопряженность. Сопряженность потребностей со­стоит в том, что возникновение и удовлетворение одной потребности влечет за собой целый комплекс других по­требностей. Сопряженные потребности образуют длин­нейшие цепи, переходящие одна в другую

Целесообразно учитывать следующие важнейшие роды потребностей, удовлетворение которых обеспечивает нор­мальные условия воспроизводства социальных групп (об­щностей):

1. в производстве и распределении товаров услуг и информации, требуемых для выживания ченов общества;

2. в нормальном (соответствующем существующим социальным нормам) психофизиологическом жизнеобеспечении;

3. в познании и саморазвитии;

4. в коммуникации между членами общества;

5. в простом (или расширенном) демографическом воспроизводстве;

6. в воспитании и обучении детей;

7. в контроле за поведением членов общества;

8. в обеспечении их безопасности во всех аспектах.

 

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т.е. присущих всем социальным институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными, существуют и специфические функции, т.е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру: это относится, например, к институтам церкви и религии.

 

Институционализацияпроцесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социолог Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы институционализации: потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт); потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия; потребность в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев); потребность в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

 

В периоды «нормального» развития общества институ­ты остаются достаточно стабильными и устойчивыми. Неэффективность их, рассогласованность действий, не­способность организовать общественные интересы, нала­дить функционирование социальных связей, минимизи­ровать конфликты и упредить катастрофы — признак кризиса институциональной системы, т. е. базовой систе­мы любого общества.

Институциональный кризис– обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно исполнять свои главные функции, например образования – учить детей, медицины – лечить людей, семьи – укреплять узы брака, воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса – перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в СССР наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с подготовкой выпускников к вузу, причем сразу же появились репетиторы – институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют естественное состояние института. Кризис политических институтов проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно, что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще.

 

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, а с другой – каждый институциональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля (табл. 4.1)

 

Американские социологи различают два процессаинституцию норм (instituting a set of norms) и их институциализацию (institutionalizing). Нормы не считаются институциализированными до тех пор, пока они не признаны большинством населения, пока они не являются общепринятыми, само собой разумеющимися. Институция норм понимается как формальное принятие парламентом или иным законодательным органом новых норм, независимо от того, как к ним относится население.

 

Внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты наряду с базовым институтом собственности включают множество особых устойчивых практик (систем отношений): финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие (менеджментарные) институты.

 

Если обратиться к политическим институтам современного общества, то можно выделить наряду с ведущими институтами власти такие устойчивые (институциональные) практики, как демократические институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т.д.

В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имя наречения и др.

Среди неглавных политических институтов мы обнаруживаем институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства, королевской власти и т.д. К ним можно отнести также институт отстранения от власти (должности), исторические формы которого претерпели длительную эволюцию. Достаточно сказать, что одной из древнейших разновидностей являлось поедание вождя. Современная его форма – импичмент. Сравнивая начальную и конечную точки исторической эволюции этого института, установим различие: поедание вождя – социальная практика, а импичмент – частный институт в ранге учреждения. Отсюда вывод: некоторые неглавные институты претерпевают эволюцию от социальной практики к социальному учреждению.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИЯ №4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Общественное разделение труда предполагает распределение и закрепление занятий между участниками процесса общественного производства в... МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА... Социальная группа это совокупность индивидов вступающих в определенные взаимодействия и формирующих социальные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные институты

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЛЕКЦИЯ №4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. Понятие социальной структуры 2. Социальные общности. Малая группа как социальная общность. 3. Социальные организации 4. Социальные институты

Социальные общности. Малая группа как социальная общность
Социальные общности- это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различны

Первичные и вторичные группы.
В соответствии с этими критериями выделяют два типа групп: первичные и вторичные. Первичная группа – это два или более индивидов, имеющих непосредственные, личные, тесные в

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
  СОЦИАЛЬНОЕ МАНКИРОВАНИЕ Оказывается, что увеличение лиц, занятых одной работой, приводит не к повышению производительности труда, а совсем, даже, наоборот. Например, можно

Социальные организации
Термин “организация” (от франц. organisation, позднелат. оrganiso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества

Анализ категории «общество». Типология обществ
Общество является самой крупной группой, к которой принадлежит индивид. Под «обществом» понимается са­мовоспроизводящаяся устойчивая социальная система, которая состоит из людей разного возраста и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги