Понятие «Бытие».

Бытие — это наиболее общее и абстрактное по­нятие, обозначающее существование чего-либо вооб­ще. В философии этим понятием обозначают и су­ществующий независимо от сознания людей объек­тивный мир (материю), и реальный процесс жизнедеятельности людей (человеческое бытие).

Мотивы деятельности человека связаны с удовлет­ворением его потребностей. Под потребностью в обы­денном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнеде­ятельности организма, человеческой личности, соци­альной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности обозначает не пережи­ваемую человеком нужду, а постоянное противоре­чие между наличной ситуацией и необходимыми ус­ловиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует по­требности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

 

Потребности человека

и их классификация

 

По­требности выступают постоянным внутренним побу­дителем всякой активности (в том числе и человече­ской деятельности).

В основе всякой человеческой потребности лежит соответствующий врожденный инстинкт (т. е. биоло­гический, природный фактор, присущий индивиду как живому организму). Все природные инстинкты человека делятся на три группы:

а) витальные (от лат. vita — жизнь), которые на­правлены на обеспечение жизнедеятельности орга­низма (пищевой, половой и др.);

б) социальные, выражающие жизненную необхо­димость отношений между индивидами;

в) интеллектуальные, направленные на познание окружающей действительности (например, ориенти­ровочный инстинкт).

Соответственно и потребности человека можно ус­ловно разделить на три группы: биологические (по­требности в питании, воде, нормальном теплообмене, движении, продолжении рода и др.), социальные (потребности в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.) и духовные(потребности в познании, знаниях, других элементах духовной культуры). Та­кое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. Он отделял первичные (врожден­ные) потребности от вторичных (благоприобретен­ных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводст­ве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в зав­трашнем дне, в гарантии занятости и т. д.).

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, ува­жении со стороны других, достижении успеха, слу­жебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня стано­вятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Психологи различают также потребности подлин­ные(разумные) и мнимые(неразумные, ложные). Удовлетворение мнимых потребностей ведет к фи­зической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу. Подлинные потребности побуждают человека к активной, благоразумной, об­щественно полезной жизнедеятельности, способст­вуют физическому и духовному совершенствованию личности.