Развитие знаний о человеке.

 

 

Поиски ответа на вопрос о том, как и когда произошел человек, каково его место в окружа­ющем мире, имеют длительную историю.

В первобытных формах религии предками че­ловека считались растения или животные. По­зднее религиозные учения объясняли появле­ние человека на Земле волей Бога. В XIX в. Ч. Дарвин создал эволюционную теорию проис­хождения человека, которая стала основой совре­менной научной теории антропогенеза. Согласно ей, человек произошел от обезьяноподобного предка. Однако данная теория до сих пор вызы­вает ожесточенные споры в научных кругах.

Что же касается философского анализа антро­пологической проблематики, то ее основы также были заложены в древнейшие времена, прежде всего в философских учениях Востока. Так, древнеиндийская философия рассматривала че­ловека как существо, способное приобщаться к высшим вне личностным ценностям, а смыслом человеческой жизни называла следование зако­нам, установленным свыше (в частности, беско­нечному процессу перерождений). В древнеки­тайской философии окружающий мир и человек

понимались как одно целое, как единый живой организм, в котором все взаимообусловлено и инаимосвязано. Смыслом жизни древние китай­цы считали стремление к гармонии, к совершен­ству внутреннего мира человека.

Философская антропология получила дальней­шее развитие в Древней Греции. Древнегреческая философия отводила человеку высшее место во всем мире, во Вселенной. Сам человек рассматри­вался как микрокосм, отражающий в себе окру­жающий мир (макрокосм). Полагалось, что чело­век должен строить свое бытие в соответствии с божественной гармонией, с космическим разу­мом. Именно как микрокосм, как божественное творение рассматривался человек и позднее — в христианском учении. Средневековые теологи доказывали, что человек создан Богом, несет на себе отпечаток божественной сущности, в нем во­площено божественное начало.

Европейская философия нового времени спо­собствовала появлению нового взгляда на чело­века — человек стал рассматриваться как про­дукт природных и социальных сил. Критикуя теологические концепции происхождения чело­века, некоторые философы утверждали, что сре­да представляет собой единственный фактор, влияющий на формирование человека.

Немецкая классическая философия продол­жила развитие позиции, согласно которой чело­век понимался как «мера всех вещей». Ее пред­ставители считали, что человек не пассивный, а активный субъект, наделенный разумом и свобо­дой, и должен играть активную роль в окружа­ющем его мире, а также в познании этого мира. И. Кант «ввел» человека в философию в качест­ве центрального познающего субъекта. Все инте­ресы человеческого разума Кант объединял в трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я дол- делать? 3. На что я могу надеяться? Таким образом, Кантом был заложен фундамент совре­менной философской антропологии. Другой не­мецкий философ этого времени — Г. Ф. В. Ге­гель — полагал, что главной способностью чело­века следует признать его способность познавать самого себя, что самопознание является высшей ступенью развития духа. Именно Гегель выразил при помощи триады «человек — индивид — лич­ность» процесс развития отдельного субъекта.

Марксистская концепция человека также считала его существом общественным. Маркс подчеркивал ту огромную роль, которую оказы­вает на процесс развития и становления челове­ка его трудовая деятельность, а также окружа­ющая его среда. Подобная оценка человека как существа активного, деятельного, как субъекта трудовой деятельности и процесса познания, а впоследствии и всего исторического процесса в целом являлась характерной для европейской философии конца XIX в.

В философии XX столетия проблема человека может быть названа центральной. Антропологи­ческое знание этого времени характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, важ­ное место в нем занимает проблема постижения внутреннего, духовного мира человека, логики его развития, а также причин, предопределяю­щих процесс самосовершенствования человека, творения им своего бытия. Во-вторых, современ­ные философы обращают внимание на крайне скудный набор инстинктов, которыми человек наделен природой. Они называют человека «не­специализированным существом» и полагают, что именно слабая оснащенность его инстинкта­ми, которые предопределяют жесткость поведе­ния животных, дает человеку свободу выбора той или иной сферы деятельности. В-третьих,современная антропология пытается решить проблему противоречия понятий «общечелове­ческое» и «индивидуальное» путем введения в iтучный оборот понятия «общеиндивидуаль-иое». Она рассматривает общечеловеческие цен­ности в неотрывной связи с действительными ценностями каждого отдельного человека, спра­ведливо полагая, что только когда гарантируют­ся права, интересы каждого человека, можно вести речь и о реализации общечеловеческих ценностей.

Не вдаваясь в подробный анализ, обозначим четыре направления философии человека XX в., которые могут быть охарактеризованы как наи­более значительные:

1. Психоаналитическое (3. Фрейд, Э. Фромм);

2. Философская антропология (М. Шеллер, А. Гелен);

3. Экзистенциальное (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю);

4. Католическое (Г. Марсель, Ж. Маритен, Иоанн-Павел II, Тейяр-де-Шарден).

Разнообразие существующих подходов и фи­лософских течений, занимающихся рассмотре­нием вопросов, связанных с жизнью и предназ­начением человека и его места в окружающем мире, указывают как на сложность вышепере­численных проблем, так и на неослабевающее внимание к ним.

 

Источники: 2-й- раздел 4, пар. 13

 

 

Лекция № 15