И. Канта

 

. Мораль существует благодаря нравствен­ному идеалу, который существует в общественном сознании. Нрав­ственный идеал — это абсолютный критерий оценки поступков человека с точки зрения нравственности. В качестве нравственно­го идеала может выступать бог или совокупность представлений. Божественная природа нравственного идеала характерна для ре­лигиозного сознания.

Наиболее известным нравственным идеалом является катего­рический императив Иммануила Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеоб­щего законодательства». Это означает, что человек должен стро­ить свое поведение в соответствии с принципами, которые мог бы одобрить он сам и могли, бы одобрить другие люди, тем самым приняв их в качестве общего принципа для поведения всех лю­дей.

Согласно Канту, человек должен совершать поступки в соот­ветствии с долгом. А из этого следует, что ни один человек не имеет права ограничивать свободу другого, лишать его жизни или собственности.

Возникновение морали.Большинство мыслителей, занимав­шихся проблемой морали, пришли к выводу, что мораль самодо­статочна и имеет основания в самой себе. Это означает, что ее нельзя вывести из законов, которым подчиняется экономика, политика или психика человека; мораль не может быть обоснова­на с опорой на эти законы.

Моральные ценности, распространен­ные в нашей стране, сформировались под влиянием православия, которое всегда негативно относилось к материальным ценностям. В русском языке есть даже слово «собственничество», которое обладает ярко выраженным отрицательным смыслом и по своему смыслу сближает­ся с такими словами, как «жадность» и «скупость». Существует несколько объяснений того, откуда возникла мо­раль:

1. В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. Это означает, что мораль зависит от того, как устроено общество, ка­кие цели стоят перед ним и в какие отношения вступают люди. Например, положительная оценка борьбы за свои права на соб­ственность тесно связана с устрой­ством рыночной экономики.

Подтверждением этой точки зрения служит тот факт, что внутри отдельного общества мораль обычно неоднородна. Разные социальные группы поддерживают различные моральные ценно­сти. Обычно они не вступают в сильное противоречие, однако и не могут быть сведены друг к другу.

2. В соответствии с другим способом объяснения источником морали является бог (или абсолютный разум): некоторые мысли­тели полагали, что источником морали является природа челове­ка. С этой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответ­ствуют его природе. Нередко даже высказывается мнение, что только благодаря религии существует мораль.

Не менее важную роль с точки зрения формирования мо­ральных убеждений играет искусство, правовые и политические нормы. Однако в таком утверждении есть и много справедливого. Свод морально-этических установок - это обязательный компо­нент любой религиозной системы.

3. И, наконец, существует точка зрения, согласно которой мо­раль создает отдельный человек. (Именно он дает оценку своим собственным действиям и действиям других людей. Понятно, что такое объяснение отрицает как связь морали с деятельностью людей, так и ее данность свыше.

 

Вопросы:

1. Что такое моральная оценка? Приведите пример.

2. Добро и зло… Что это такое?

3. Что такое, по вашему мнению, порядочный человек?

4. Имеет ли человек собственную мораль, и если нет – то почему?

5. Как Вы понимаете выражение «двойной стандарт»? Приведите примеры.

6. Поясните суть категорического императива Иммануила Канта.

7. В чем заключаются сходство и различие морали и права?

 

Источники: первый – глава 6-я, параграф 2-й;

второй – раздел 4-й, параграф 4-й;

третий – раздел 1-й, глава 3-я, параграф 15-й.

 

 

Лекция № 20