Определение понятия

«Религия»;

 

Термин «религия» в переводе с латинского языка буквально означает «связывание, повторное обраще­ние к чему-либо. Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, они зависят от принадлежности авторов к той или иной философской школе, тради­ции. Tак, марксистская методология определяла ре­лигию как специфическую форму общественного со­знания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних» сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и чело­веком. Современное обществознание пытается дать более нейтральное определение: под религией чаще всего понимаются совокупность взглядов и представ­лений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Основа лю­бой религии — вера в сверхъестественное, т. е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им.

 

Происхождение религии;

Спорной является и проблема происхождения религии. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистическиe учения рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Для достижения желаемых целей этиx сферах, наряду с вполне рациональными, но недостаточными действиями, люди стали совершать ритуальные, символические акты, призванные гарантировать получение искомого результата. Постепенно сформировалась и вера в то, что подобные (обряды, ритуалы, таинства) помогают каким-то таинственным способом прийти к заветным целям. В конечном счете возникли прочные представления о неких надчеловеческих, сверхъестественных силах, связях, отношениях. Подобные построения, несмотря на всю их видимую логичность и убедительность, не нашли подтверждения в археологических данных. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику (само слово «тотем» на языке североамериканских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объ­единения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным коли­чеством ритуалов, магией (колдовством), под кото­рой понимаются действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на окру­жающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магиче­ские свойства различных предметов (амулетов, фигу­рок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рам­ках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной церковью.

Тотемизм сменился анимизмом (от лат. anima — душа), т. е. верой и духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек на­селил духами весь окружающий мир: душой облада­ют животные, растения, явления природы. Посте­пенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются не­сколько особенно могущественных — богов. Посте­пенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качест­ва и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и моно­теистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В русском языке для них есть более привычные аналоги — многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древнегреческая и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие современные религии, хотя в каждой из ниx сохраняются следы политеизма.