Мировые религии.

 

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохра­нившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, состав­ляющие основу религиозной жизни отдельных наций {например, индуизм, иудаизм и др.);

3) мировые религии. Их всего три; христианство, буддизм и ислам.

К признакам мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

б) космополитизм: они носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и госу­дарств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская ак­тивность и прозелитизм (стремление обратить в свою перу лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых рели­гий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд че­ловек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.

Наиболее кратко и афористично функции рели­гии определил 3. Фрейд, писавший: «Боги сохраня­ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступаю­щим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих лю­дей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя уст­ройство мира и определяя место человека в нем. Ре­лигиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую систему ценностей они ре­гулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду мно­гие миллионы. Религия позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обе­щая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки объяснить множест­во природных явлений религия предлагает свои ва­рианты ответа на мучительные вопросы. Но часто религия способствует объединению наций, образованию единых государств (и наоборот). Однако идеализировать роль религии не следует. Исто­рический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные различия и не­терпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживает человека и общество от совершения пре­ступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определенные виды де­ятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедли­вость, деспотические режимы освящались авторите­том церкви, обещавшей подлинное освобождение только в ином мире. Земную же жизнь религия при­зывала провести в покое и смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать будущее религии чрезвычайно сложно. В обществе происходят разнонаправленные процессы: с одной стороны, все большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах (особенно в бывших социалистиче­ских) роль и авторитет церкви растут. Очевидно, однако, что обещанное вытеснение религии научным мышлением произойдет весьма нескоро.

 

Вопросы:

1. Что такое религия? Взгляды с разных позиций.

2. Тотемизм, фетишизм, анимизм- что означают эти понятия? Поясните.

3. Охарактеризуйте монотеистические и политеистические религии.

4. Признаки мировых религий.

5. Роль религии в обществе.

 

Источники: первый – глава -я, параграф 4-й;

второй - раздел 4-й, параграф 5-й.

третий – раздел 1-й, глава 3-я, параграф 14.

 

Лекция № 21