К золотому веку

В конце ХУШ - начале Х1Х в. французские философы Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и английский социалист – утопист Роберт Оуэн (1771-1850) выдвинули идею о справедливом обществе, т.н. социалистическом, и искали его в будущем, продолжая этим дело утопистов ХУ в. Томаса Мора (1478-1535) и Томазо Кампанелла (1568-1639). Т.Мор издал книгу «Утопия», а Томазо Кампанелла – «Город солнца», в которых изобразили идеальный общественный строй, которому предстояло утвердиться на земле. Для такого общества должны быть характерны социальная гармония и общность интересов всех граждан, свободный творческий труд и т.д. Промышленное производство и сельское хозяйство будут развиваться на основе государственного планирования. Все члены общества обязательно будут трудиться, а созданные ими блага будут распределяться по труду. В обществе будет исключена эксплуатация человека человеком.

Последующие утописты критиковали современный капиталистический строй из-за того, что общество, основанное на частной собственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства, ни братства людей. Мир капитализма – это мир хаоса и разобщенности, честолюбия и жадности, раздоров и вражды. Установление социалистического общества – это объективный процесс.

Р.Оуэн опробовал идеи утопизма на практике. Он организовал в США общину «Новая гармония», устав которой основывался на принципах уравнительного коммунизма. Просуществовав некоторое время, община развалилась.

 

«Гражданское общество» Ряд важных и глубоких идей об обществе

Г.-В-.Ф. Гегеля выдвинул немецкий философ – идеалист

конца ХУШ - начала Х1Х в. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831). Раньше понятия «Общество» и «Государство» рассматривались как синонимы. Но постепенно философы пришли к выводу, что общество – это более широкое понятие, чем государство, что есть сферы общественной жизни, непосредственно не регулируемые государством, например, семья. Гегель ввел в философию понятие «Гражданское общество», которое он определил как «систему всеобщей зависимости», т.е. это прежде всего сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Он утверждал, что основой исторического развития является развертывание «абсолютной идеи», т.е. каждое единичное, чувственно воспринимаемой явление имеет помимо внешне выраженных свойств, свою скрытую сущность, мысли. Это мысли некоего «духа», которого Гегель называл «Мертвым духом», или «абсолютной идеей». Мировой дух охватывает и сферу социальной жизни. Он возвышается над отдельными людьми и выражается в праве, нравственности и религии. Историю Гегель рассматривал как «прогресс духа в сознании свободы», который проявляется через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе. Гегель использовал созданный им диалектический метод, согласно которому весь материальный и духовный мир как процесс постоянного изменения, преобразования и развития. Согласно Гегелевской диалектике источником общественного развития выступают внутренние противоречия, присущие всем вещам.

 

 

На пути к научной В Х1Х в. часть знаний об обществе, которые

социологиипостепенно накапливались в недрах философии, выделилась и стала составлять отдельную науку – социологию. Понятие «Социология» как научное изучение явлений общественной жизни впервые ввел в употребление французским философом и социологом первой половины Х1Х в. Огюст Конт (1798-1857). Развитие социологии в Х1Х в. также было связано с именем английского философа и социолога Герберта Спенсера (1820-1903). Он разделял выдвинутую О. Контом идею эволюции общества как целостного организма. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании внутренней дифференциации общественного развития при одновременном усилении общественных связей. Общество как социальный организм, по спенсеру, состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределяющей», «регулятивной». Спенсер отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Новым этапом в разработке проблем социального развития стала материалистическая теория марксизма. Карл Маркс (1818-1883), видный политический деятель, философ, социальный теоретик и экономист. Согласно его теории, общество рассматривалось не как простая сумма индивидов, а как совокупность «тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». Определяя характер про­цесса развития общества как естественноисторический, со своими специфическими социальными зако­нами, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях, определя­ющей роли материального производства в жизни об­щества и решающей роли народных масс в общест­венном развитии. Источник развития общества они усматривают в самом обществе, в развитии его мате­риального производства, считая, что общественное развитие определяется его экономической сферой. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства — тем самым они произво­дят свою материальную жизнь, которая является основой общества, его фундаментом. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материаль­ных благ, детерминируют все другие формы деятель­ности людей — политическую, духовную, социаль­ную и т. д. А мораль, религия, философия являются лишь отражением материальной жизни людей.

Человеческое общество проходит в своем развитии пять общественно-экономических формаций: перво­бытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Под обще­ственно-экономической формацией Маркс понимал исторически определенный тип общества, представ­ляющий собой особую ступень в его развитии.

Наиболее известной особенностью мысли Маркса является, пожалуй, представление о связи между экономической и соци­альной жизнью общества. Экономика (базис) включает три обяза­тельных элемента: 1) средства производства, то есть орудия и материалы, 2) работника и 3) того, кто присваивает продукт про­изводства. Эти три элемента присутствуют в любой экономике, своеобразие же сводится к тому, в каких отношениях находятся эти элементы. Во-первых, работник может владеть средствами производства или не владеть ими (отношения владения). Во-вто­рых, присвоение продукта производства может определяться тем, что неработающий класс имеет собственность или 1) на средства производства, или 2) на труд, или 3) на то и другое одновременно (отношения собственности).

Разграничение работников, то есть тех, кто живет только сво­им трудом, и тех, кто имеет право на присвоение продуктов труда, является основным в классовой теории Маркса. При помощи этого разграничения Маркс описывал производственные отношения в сфере экономики. Производственные отношения отражают суще­ствующее разделение труда и определяются уровнем развития ору­дий производства. По сути, все описываемые Марксом формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) строятся на противопоставлении двух классов.

Надстройка — это социальные формы, то есть семья, государство, идеология. Характер надстройки в значительной степени зависит от экономических ин­тересов господствующего социального класса (например, капита­листов в капиталистическом обществе).

Маркс разработал особую концепцию социального изменения. Он полагал, что классовая борьба является основным двигателем истории. Это означает, что трансформации экономической струк­туры сами по себе не способны вызвать социальные изменения: для этого необходимо активное вмешательство.

 

Вопросы для повторения:

1. Развитие обществознания в новое время. Теория общественного договора.

2. Французские философы эпохи Просвещения;

3. Трудовое общество Адама Смита;

4. К «Золотому веку»;

5. «Гражданское общество» Гегеля;

6. На пути к научной социологии.

 

Самостоятельно: рефераты; Первый - глава 1-я, параграф второй.

Второй – раздел первый, параграф второй. 3-й – параграф 22 – для 1-го варианта; параграф 23 – для 2-го варианта.

 

Лекция № 4