Социальные нормы. Социальное поведение

1.Понятие «Социальные нормы», их классификация;

2. Социальные санкции, социальный контроль.

2. Девиантное (отклоняющееся) поведение;

 

 

В процессе своей жизнедеятельности люди посто­янно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также свя­зи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть обще­ственных отношений характеризуется противоречиями интересов их участников. Результатом таких противоречий становятся возникающие между чле­нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при по­мощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями -являющиеся результатом сознательной деятельнос­ти людей. Социальные нормы складываются истори­чески, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых об­ществу отношениях и актах. В той или иной мере со­циальные нормы являются обязательными для ис­полнения теми, кому адресованы, имеют определен­ную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важным является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ­лений людей о добре и зле, о справедливости и не­справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед­шие в привычку в результате их многократного по­вторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, ко­торые выражают стремление людей сохранить опре­деленные идеи, ценности, полезные формы поведе­ния. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, се­мейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила по­ведения, установленные общественными организа­циями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также сами­ми общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются прави­ла поведения, содержащиеся в различных священ­ных книгах либо установленные церковью. Реализа­ция данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация ко­торых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по мере необходимости. С развитием общества они все более усложнились. Ученые предполагают, что первым видом соци­альных норм, возникшим еще в первобытном обще­стве, были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является за­ранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значе­ние имеет именно его форма. Ритуалами сопровожда­лись многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов со­племенников на охоту, вступления в должность вож­дя, преподнесения даров вождям и др. Несколько по­зднее в ритуальных действиях стали выделять обря­ды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символиче­ских действий. В отличие от ритуалов они преследо­вали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психи­ку человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, бо­лее высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все сто­роны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиоз­ного преклонения был реально существующий пред­мет — фетиш. Потом человек стал поклоняться ка­кому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем то­темизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — ду­ша), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухот­воренность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъесте­ственных существ люди выделили несколько особенных — богов.Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является, одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное приме­нение, и действуют непрерывно во времени в отно­шении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуют­ся такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного по­рядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов соци­альных норм имеет определенный механизм реализа­ции их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допусти­мого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было ука­зано выше, соблюдение данных норм обычно обес­печивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых соци­альных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается ре­акция общества или социальной группы на поведе­ние индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитив­ными (поощрительными)и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и нефор­мальные (исходящие от неофициальных органи­заций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм ли­бо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует тре­бованиям социальных норм. Иногда подобные откло­нения могут иметь позитивный характер и приво­дить к положительным последствиям. Так, извест­ный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представ­ление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному из­менению, раскрывая альтернативы уже существую­щим нормам. Однако в большинстве случаев об от­клоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным пове­дением подразумеваются такие отклонения, кото­рые не влекут за собой уголовного наказания, не яв­ляются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое назва­ние — деликвентное (буквально — преступное) пове­дение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, са­моубийство, наркомания и др.), ко второму — пове­дение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, наруше­ние трудовой дисциплины и т. п.). Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые-социологи обратили внимание на то, что и девиантное и делинквентное поведение широко рас­пространяются в обществах, переживающих транс­формацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может при­обретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведе­нию является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конеч­ном счете основной задачей нормативного регулиро­вания и социального контроля является воспроиз­водство в обществе именно конформистского типа по­ведения.

 

 

Вопросы:

1. Поясните роль социальных норм в регулировании общественных отношений.

2. Дайте определение понятия «Социальные нормы» и перечислите их разновидности.

3. Раскройте сущность каждой разновидности социальной нормы.

4. Как Вы понимаете выражение «Социальные нормы определяют границы допусти­мого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности»?

5. Приведите определение понятия «Социальные санкции», их роль, виды..

6. Девиантное и делинквентное поведение – что это такое?

 

Источники: первый – глава 2-я, параграф 3-й;

второй – раздел 6-й, параграф 4;

третий – раздел 1-й, глава 1-я, праграф 6-й.

 

 

Лекция № 35