К изучению общества.

1. Понятие «Общественно-экономическая формация».

2. Понятие «цивилизационный подход»

 

В отечественной исто­рической и философской науке существуют формационный и цивилизационный подходы к объяснению сущности исторического процесса.

Марксистская школа обществознания использует в периодизации истории понятие «Общественно-экономическая формация». Формация - исторически определен­ный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства мате­риальных благ. В структуре каждой формации вы­делялись экономический базис и надстройка. Базис ( или производственные отношения­) — совокупность общественных отношений, скла­дывающихся между людьми в процессе производст­ва, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстрой­ка - совокупность политических, пра­вовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охваты­ваемых базисом. Тип надстройки определялся характе­ром базиса. Он же представлял собой основу форма­ции, определяя формационную принадлежность того или иного общества.

 

Схема № 1. Способ производства

 

 

 


 

 
 

 


Рабочая сила

 

силасила

 

Производственные отношения (экономический базис общества) и производитель­ные силы составляли способ производства, понимае­мый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» вхо­дили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и сред­ства производства: орудия, предметы, средства тру­да. Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа про­изводства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На опреде­ленном этапе возникает конфликт между производи­тельными силами и производственными отношения­ми, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень об­щественного развития, к новой общественно-эконо­мической формации. Старые производственные отно­шения заменяются новыми, которые открывают про­стор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественноисторическую смену общественно-экономи­ческих формаций.

Все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.

На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие философы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». Циви­лизация - уровень, ступень развития об­щества, материальной и духовной культуры, сле­дующий за варварством, дикостью. Известный рос­сийский историк М. А. Барг так определил цивили­зацию: «...Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политиче­ские и духовно-этические проблемы». Различные ци­вилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производ­ственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей.

В современной теории цивилизаций распростране­ны как линейно-стадиальные концепции(«Цивилизация - определенная ступень ми­рового развития, противопоставляемая «нецивилизо­ванным» обществам»), так и концепции локальных цивилизаций.

Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевро­пейская цивилизация).. Все локальные цивилизации делят на две большие группы — восточные и западные. Для пер­вых характерна высокая степень зависимости инди­вида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая со­циальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти челове­ка, приоритетом прав и свобод личности над социаль­ными общностями, высокой социальной мобильно­стью, демократическим политическим режимом и правовым государством.

 

 

Вопросы:

1. Периодизация исторического процесса по К. Марксу.

2. Понятие общественно-экономической формации.

3. Понятие «цивилизационный подход» к анализу исторического процесса.

4. Сущность «линейно-стадиальной цивилизации».

 

Источники: 2-й - раздел первый, параграф третий.

 

Лекция № 5