Политической системе общества

 

В повседневной жизни термин «государство» часто отождествляется с такими понятиями, как страна, нация, общество. Например, мы говорим: американское и российское государства, подразумевая две страны - CШA и Россию.

Однако как политический институт государство - это орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его цело­стность, определённую организованность и порядок в нём. Появление государства в истории человечества - закономерный результат стрем­лений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Толь­ко государство, если оно служит обществу, способно эффективно ре­гулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода.

Вопросы:

 

1. Функции политической системы;

2. Структура политической системы общества;

3. Роль государства в политической системе.

 

Источники: 1-й – глава 3-я, пар. 2

 

 

Лекция № 40

 

Происхождение государства Формы государства

. Формы и типы государства

 

1.Происхождение государства

2. Государство как субъект политической жизни.

3. Основные типы государства.

4. Формы государства. Политические режимы.

 

И в прошлом, и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство. Из всех существующих сегодня теорий происхождения государства самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Теологическая теория утвердилась и в юридической науке многих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно исламским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом.

Из всех существующих сегодня теорий происхождения государства самой старой является теологическая, или религиозная теория. Наиболее авторитетным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической теории сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Теологическая теория утвердилась и в юридической науке многих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно исламским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом.

Основоположником расовой теории можно считать французского ученого Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые — «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Однако современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.

Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Ее появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спенсера, общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Создателями классовой теории происхождения государства, долгое время господствовавшей в отечественной исторической и юридической науках, являлись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная ее идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Производительные силы на определенном этапе своего развития позволили достичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавочного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные излишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чужой труд и получать прибавочный продукт, эксплуатируя труд других людей (пленных или разорившихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожесточенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положение, а эксплуатируемый — изменить свое. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противоречия.

В современной юридической науке существует и иная концепция происхождения государства — экономическая. Ее сторонники полагают, что государство сформировалось в процессе перехода общества от присваивающей экономики к производящей. Еще в 1930-е гг. известный английский археолог Г. Чайлд предложил назвать этот переход неолитической революцией (от «неолит» — новый каменный век). При этом он имел в виду качественные изменения в экономике, подобные промышленной революции XVIII—XIX вв. Причиной неолитической революции были экологические кризисные явления (поэтому данную теорию еще называют «кризисной»), наблюдавшиеся на рубеже XII—X тыс. до н. э., которые поставили под угрозу само существование человека прежде всего из-за вымирания многих видов животных, бывших основным источником питания. Эти явления вынудили людей заняться такой трудовой деятельностью, которая была бы направлена на производство пищи. Переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству привел к устойчивости обеспечения человеческих коллективов продуктами питания и способствовал росту населения. Производящая экономика объединила значительные массы людей и создала новые формы их существования оседлость, производство, обмен.

Усложнилась организация первобытного общества: из представителей богатых и знатных семей сформировался особый слой людей, основным занятием которых стало управление.

В повседневной жизни термин «государство» часто отождествляется с такими понятиями, как страна, нация, общество. Например, мы говорим: американское и российское государства, подразумевая две страны - CШA и Россию.

Однако как политический институт государство - это орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его цело­стность, определённую организованность и порядок в нём. Появление государства в истории человечества - закономерный результат стрем­лений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Толь­ко государство, если оно служит обществу, способно эффективно ре­гулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода. Однако не стоит слишком полагаться на госу­дарство, ибо история знает немало примеров, когда из слуги народа оно превращалось в его хозяина.

Каждое государство обладает СУВЕРЕНИТЕТОМ (верховная власть), то есть полной самостоятельностью и независимостью во всех внутренних и внешних делах, и является единственным органом, осуществляющим верховную власть в своей стране. Только ему принадлежит право:

1. Официаль­но представлять общество в целом;

2. Издавать обязательные для всеобщего исполнения законы и другие нормативные акты;

3. Осуществлять правосудие и защиту граждан и страны. При этом государство использует профессиональный аппарат управления, органы обще­ственного порядка и государственной безопасности, вооружённые си­лы; при необходимости - меры принуждения и наказания. Государство же устанавливает ГРАЖДАНСТВО, т.е. принадлежность того или иного лица к числу граждан данной страны. Наличие гражданства имеет для каждого человека принципиальное значение, так как оно определяет его политический и юридический статус, права и свободы, а также во многом материальное и моральное благополучие.

Как политическая структура государство имеет очень сложное строение. В большинстве стран традиционно выделяются три ветви го­сударственной власти:

■ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ (парламент*), которая принимает законы стра­ны и другие важнейшие документы и решения, определявшие жизнь об­щества (например, законодательным органом, или парламентом в США является Конгресс Соединённых Штатов, Швеции - Риксдаг, России - Федеральное Собрание);

■ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть - обеспечивает реализацию принятых законов и решений (в нашей стране - это Правительство Российской Федерации).

СУДЕБНАЯ власть. Она призвана быть арбитром в обществе, решать юридические споры, осуществлять правосудие ( в Российской Федерации к органам этой власти относятся Конституционный, Верхов­ный, Высший Арбитражный и другие федеральные суды, а также Проку­ратура страны).

По самым различным признакам можно выделить целый ряд взаимопереплетающихся типов (или форм) госу­дарства (см. схему 17). Так, в зависимости от степени устойчивости политической жизни, пос­тоянства и преемственности в основах её развития государства разделяют на СТАБИЛЬНЫЕ и НЕУСТОЙЧИВЫЕ. Последние, в частности, отличаются частой сменой президентов, парламентов, правительств, конституций, длинной чередой путчей и переворотов. К примеру, за 150 лет независимого существования латиноамериканских республик в них было совершено 535 государственных переворотов. Возможными примерами политически стабильных государств могут служить США, Ве­ликобритания, Франция и другие.

В зависимости от того, какой из сфер развития государства от­даётся преимущество, какие государственный функции развиваются в первую очередь, можно выделить государства ВОЕННОГО или ПОЛИЦЕЙСКОГО типов. В них соответственно преобладают структуры и функции государственного насилия - армии, военно-промышленный комплекс, органы охраны порядка и безопасности, часто используемые в целях агрессии, угроз и репрессии.(например, государства фашистс­кой Германии, современного Ирака.).

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА