Человек как биосоциальное существо

1. Человек, индивид, личность, индивидуальность;

2. Человек как биосоциальное существо;

 

Человек, индивид, Слова эти в научной и популярной литературе

личность употребляются как близкие по значению. Все

они относятся к тому, кто непосредственно связан с деятельностью. Итак, что же такое человек?

Уверен, что каждый из вас не раз в жизни задумывался о том, кто и что ты есть, старался понять, что представляют собой люди, каков он - человек. Ответ на этот вопрос одновременно и ясен и сложен. Посмотрите на себя в зеркало, и вы увидите образ человека. А каков же он по своей сути? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека? Натура человеческая может проявляться весьма многообразно, но в чем-то обязательно обнаружится коренное свойство, качество человека. Постичь сущность - это и значит с точки зрения философии выявить главную черту ( или несколько), свойственную именно человеку. Подходы к изучению человека различны. В одном случае мы рассматриваем его как бы «извне» и сопоставляем его с природой, обществом, Богом, другим человеком, ибо все познается в сравнении. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

Другой подход - «изнутри» - предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни. В этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек представлялся как часть космоса, своего рода «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек - как сочетание разных элементов. Человек не вправе диктовать свою волю природе, а должен следовать естественности.

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ . Суть этой идеи состоит в том. что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что она воплотится - зависит от поведения человека в нынешней жизни: за мысленный грех - в представителя низшей касты | неприкасаемые), за словесный - в животное, за греховный поступок - в неодушевленный предмет.

В античной философии человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры. Философ Гераклит утверждал, что «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом».

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мире всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии науки о человеке.

В эпоху Возрождения господствовало представление о безграничности творческих возможностей человека. Человек-творец уподобляется богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны разуму, талантам, творческим началам.

В последующие эпохи представления о человеке расширялись, обогащались. В ХУП в. Декарт высказал идею о том, что единственным достоверным свидетельством человеческого существования является мышление («мыслю -следовательно, существую»).

Для представителя классической немецкой философии И. Канта вопрос «Что такое человек?» является основным вопросом философии, а человек предстает как существо, принадлежащее двум различным мирамприродной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии ХУШ-Х1Х вв. человек представлялся как творец духовной жизни, культуры, носителе идеального начала - духа или разума.

«Индивид» и «Индивидуальность»

Иногда о человеке, выделяющемся среди других, можно слышать: «Он индивидуальность». Близко по значению и происхождению к этому слову и

понятие «индивид». Но они различны. Понятие «индивид» впервые использовал

в своих сочинениях древнеримский ученый, политик, оратор Цицерон. Термин

«индивид» характеризует человека как одного из людей.