В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо-
щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб-
разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позиции,
которые на понятийном уровне открыто присутствуют или подра-
зумеваются практически в каждой из концептуализаций1.
Исходные общие теоретические представления, существую-
щие в антропологии, не предполагают ответа на вопрос «что в ре-
альности есть культура». Они налагают ограничения на область
явлений и процессов, включаемых в сферу изучения; служат ос-
нованием для поиска и интерпретации связей между «материа-
листическим» и «идеалистическим» толкованиями человеческой
1 См. также: Орлова Э.А. История антропологических учений. М.: Академичес-
кий Проект. 2010. С. 401–436.
часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры
активности в контексте макро– микровременных процессов со-
циокультурной жизни. С этой точки зрения понятие «культура»
подразумевает не теорию или модель, позволяющие поступательно
двигаться к «правильному» объяснению человеческого существо-
вания, но такое теоретическое пространство для его толкования,
которое предупреждает неадекватный редукционизм к его только
«материальным» либо только «идеальным» детерминантам и прояв-
лениям. Современная концептуализация понятия осуществляется
в двух различных, хотя и взаимосвязанных направлениях. Первое
из них эксплицировано в теории Т. Парсонса. Здесь культура счи-
тается всего лишь одной составляющей из набора аналитических
конструктов, предназначенного для рассмотрения социального
действия. Категория обеспечивает «аналитическую плоскость»
структурирования для ценностей наряду с биологией, исполня-
ющей ту же роль для требований организма, психологией — для
индивидуальных запросов и обществом — для институтов. Второе
направление с наибольшей отчетливостью выражено в работах
К. Леви–Стросса. Культура здесь считается особой упорядоченной
селективной областью феноменов, противопоставляемой всему
«природному», которое служит для нее материалом и окружением,
где человек особым образом «метит» свою территорию. Различия
между этими толкованиями не абсолютно. Речь идет об акцентах
в выборе предмета и объекта изучения при наличии более общих
разделяемых представлений о культуре. В данном случае культура
понимается во втором смысле, широко, как категория, акцентиру-
ющая искусственное начало в совместном существовании людей.
Культурные универсалии. При исследовании культур, относя-
щихся к различным обществам и историческим эпохам, антропо-
логи выделили ряд общих для них характеристик (черт). Дж.
Мердок назвал их культурными универсалиями. К ним относятся
такие нормы, правила, ценности, паттерны отношений, которые
присущи всем культурам, независимо от географического распо-
ложения, исторического времени и социального устройства.
Их наличие интерпретировалось с двух различных точек зре-
ния: эволюционистской и культурно- исторической (так называ-
емая дилемма Тайлора-Галтона). В первом случае они считались
результатом независимого изобретения. Во втором — последстви-
ем культурной диффузии. Каждой позиции соответствовало свое
содержание понятия панкультуры (общечеловеческой культу-
ры). Первая точка зрения предполагает, что это совокупность тех
элементов, которые изначально свойственны любому обществу.
Вторая подразумевает те черты, которые распространились в гло-
бальном масштабе, поскольку общества заимствовали их друг у
друга. Сегодня обе позиции принимаются как правомерные: счита-
ется, что ключевые культурные характеристики, связанные с жиз-
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
необеспечением, скорее всего, обусловлены независимым изобре-
тением, а большая часть символических образований распростра-
няется благодаря заимствованиям.
Культура как содержательный аспект социальной жизни. Под
культурой понимается содержание социальной жизни людей. На
это указывал еще Ч. Моррис. В его работах постоянно присутс-
твуют свидетельства того, что одни и те же «естественные» про-
цессы (например, отношения полов, поглощение пищи) в разных
обществах имеют неодинаковые внешние общепринятые формы;
члены одного и того же общества с единой социальной структу-
рой могут ориентироваться на разные эталоны поведения и оце-
нок1. Сторонники концепции культурной системы — К. Клакхон,
А. Кребер, Л. Уайт — говорили об обществе как о структурном ас-
пекте рассмотрения совместной жизни людей, а о культуре как о
содержательном наполнении социальной структуры. Многие тео-
ретики отмечали, что культура материализуется в многочисленных
объективированных формах прошлого и настоящего, но ее реаль-
ное существование проявляется только во взаимодействии, инфор-
мационном, содержательном обмене между людьми. Это означает
также, что каким бы ни было происхождение артефактов, подразу-
мевается, что речь идет о социальном, а не индивидуально-специ-
фичном явлении.
Искусственность культурных феноменов. Культурные фе-
номены искусственны, т. е. созданы людьми. Их противопостав-
ление природным, естественным можно считать классическим.
Дж. Вико, А. Гелен, Ш. Монтескье рассматривали культуру как
природу, преобразованную в процессе человеческой деятельности.
Б. Малиновский связывал представление о ней с искусственными
средствами удовлетворения и регулирования естественных чело-
веческих потребностей. М. Вебер полагал, что она обеспечивает
разумный и имеющий значение разрыв «бессмысленной бесконеч-
ности происходящих в мире событий». С ней связываются пред-
ставления о биологически ненаследуемой информации, способах
ее организации и хранения. Как заученное поведение ее опреде-
ляли Д. Бидни, К. Кун, Р. Линтон2. Наряду с широким толкованием
искусственности существует более узкое (гуманитарное),
ограничиващееся областью знаков и символов.
Вещи. Культура включает в себя вещи. Предметно-пространственная
среда, инструменты всегда были основным материалом
для ее изучения. В археологии даже сложился специальный термин
«материальная культура», обозначающий разного рода строения,
средства передвижения, орудия труда, предметы быта и т. п.
1 Morris Ch. Signs, Language, and Behavior. N.Y. P.205.
2 Bidney D. Theoretical Anthropology. N.Y. 1964. P.131. C.S. Cuhn. The Theory of
Man. N.Y. 1954. P. 5. R.Linton. Tree of Culture. N.Y.955. P.29.
часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры
Образцы человеческих отношений. Культура включает в
себя паттерны (образцы) человеческих отношений. В свое вре-
мя Дж. Хонигман выделял два типа их составляющих. Во-первых,
социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-
вторых, вещественные продукты групповой активности. Из единиц
такого рода складываются определенные образцы, «конфигура-
ции», стереотипные формы, паттерны, которые определяются как
относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия,
чувствования, мышления, поведения, интеракции. Они могут быть
общепринятыми в определенной культуре (например, государс-
твенные торжества) или специфичными для региона (например,
способ обработки земли), группы (например, жаргон). Паттерны
могут носить характер реальных действий и отношений либо во-
ображаемых представлений. К числу последних относятся, напри-
мер, идеалы, т. е. желаемые, но недостижимые положения дел1. Как
отмечал Л. Уайт, «культуру следует объяснять в специфичной для
этого терминологии. И сколь бы парадоксальным это ни казалось,
непосредственным объектом изучения человечества оказывает-
ся вовсе не человек, а культура. Наиболее реалистичной и научно
адекватной интерпретации культуры можно достичь, лишь отвле-
каясь от существования человека и обращаясь к продуктам его де-
ятельности»2.
Технологии. Культура технологична. Значимость выделения
технологий, или специально организованного взаимодействия,
ориентированного на достижение определенных результатов, как
существенной составляющей культуры сегодня не вызывает сом-
нения. Принято даже разделять технологии в зависимости от ти-
пов объектов, на создание которых они ориентированы: создание
вещей, организация интеракций, порождение и трансляция сим-
волов 3.
Символические объекты. Культура включает в себя симво-
лические объекты, в том числе ценности и нормы. В свое время
А. Кребер и К. Клакхон писали: «Культура состоит из эксплицит-
ных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое
и опосредованное при помощи символов; она возникает в результа-
те деятельности групп людей, осуществляемой с помощью опреде-
ленных средств. Сущностное ядро культуры составляют традици-
онные (исторически сложившиеся и акцентированные) идеи, осо-
бенно те, которым приписывается особая ценность. Культурные
системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты
деятельности людей, а с другой — как ее регуляторы»4 Согласно
1 Honigman J.Y. Culture and Personality. N Y. 1954.
2 White L. The Science of Culture. N.Y. 1949. P. 141.
3 Витаньи И. Общество, культура, социология. М.1984.
4 Kroeber A.L. , Kluckhohn C. Culture. A Cultural Concepts and Definitions //Papers
of Prabody Museum of American Archeology and Ethnology. 1952.
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
Л. Уайту «культура представляет собой организацию явлений, ви-
дов и норм активности, предметов (орудий, вещей, созданных с их
помощью), идей (верований, знаний) и чувств (установок, отно-
шений, ценностей), выраженных в символической форме»1. А по
У. Гудинафу, «культура общества состоит из того, что необходимо
знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать
взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для
них роли»2. Наконец, при определении культуры в одном из извес-
тных антропологических словарей выделяются надбиологические
и транслируемые в контексте общества феномены, религиозные,
социальные паттерны и техники освоения окружения3.
Антропологи не уделяли специального внимания связи между
понятиями «социальное» и «культурное», что обусловлено сущест-
вующими здесь базовыми допущениями о природе человека — это
социальность и психическое единство. Соответственно предпола-
гается, что все культурные феномены обусловлены совместной ак-
тивностью людей и в силу врожденного свойства символизировать
свой опыт репрезентируются в артефактах.