Социологии культуры.

Появление современных ориентаций в области социологии

культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко-

торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

в эпоху модерна в философии и науке предпринимались интеллек-

туальные попытки сохранить представление о единстве и целост-

ности Мира в условиях совершенно очевидной изменчивости, то с

конца 1960-х гг., которые считаются началом постмодерна, ситуа-

ция существенным образом начала меняться. По словам американ-

ского философа Р. Рорти, усилившееся в этот период «…ощущение,

что потеряна целостность, имеет своей причиной то обстоятельс-

тво, что отказ от традиционной Теологико-метафизической веры в

Единство Реальности и Истины (веры в то, что есть Одно Истинное

Описание того, Какова Истинная Реальность) совпал с упадком

веры в то, что мир непременно станет лучше…».

Обращаясь к истокам такого философского мировидения,

Рорти называет имена Дж. Милля и У. Джеймса, пытавшихся пре-

одолеть метафизическую доктрину, утверждавшую, что вселенная

и Истина должны находиться в отношениях Единства. В частности,

У. Джеймс утверждал, что наука и религия могут сосуществовать

без конфликтов, поскольку каждая из этих областей культуры от-

вечает своим специфичным целям и вследствие этого располагает

собственным культурным инструментарием.

Далее, он отмечает, что Ф. Ницше и У. Джеймс заменили мета-

физические понятия «Реальность» и «Природа» на концепт окру-

жения. Его воздействие признавалось, но люди переставали рассмат-

риваться как обязанные подчиняться ему, как это было в отношении

метафизики Природы или Разума. Задача людей — подчинять его

себе или адаптироваться к нему, а не исполнять перед ним мораль-

ные обязательства. «Для Ницше и Джеймса идея о том, что у нас есть

моральный долг делать наши представления соответствующими ре-

альности, так же смешна, как идея о том, что долг человека состоит

в угождении Богу». Следствием этого стало широко распространен-

ное сегодня представление, «что существует множество различных,

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

но равноценных вариантов человеческой жизни. Принцип подчи-

нения единообразию стал менее принудительным»1.