При изучении динамических аспектов совместного существо-
вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую-
щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организа-
ция общественной жизни, коллективного жизнеобеспечения, ре-
зультативных взаимодействий. Кумуляция и освоение такого опы-
та необходимы для поддержания общего и индивидуального бла-
гополучия при повторяющихся и вновь возникающих жизненных
ситуациях. В этом случае можно говорить о культурных аспектах
социальной организации. Во-вторых, это порождение и упорядоче-
ние социально значимой информации, относящейся к фундамен-
тальным связям человека с окружением. Такая информация, кон-
центрируясь и локализуясь в особых областях культуры, состав-
ляет резервный запас соответствующего специализированного
знания. Люди обращаются к этому резерву в затруднительных об-
стоятельствах в отношениях со средой. В-третьих, это каналы мас-
совой трансляции культурного опыта, содержащие и проводящие
социально значимые знания и представления. С их помощью
осуществляются процессы социальной коммуникации и
социализации. Поскольку представления людей об окружении не
являются врожденными, такие каналы оказываются необходимы-
ми в обществе и культуре любого типа.
Говоря о кумуляции социокультурного опыта, следует обра-
тить особое внимание на способ его приобретения и использования: специализированное
или же нерефлексивное.
Такое различение важно, поскольку в каждом
случае механизмы освоения окружения и способы обращения с
его элементами специфичны и порождают различные результаты.
В отношении первого уровня следует обратиться к концепции
общественного разделения труда. Она фиксирует качественную
неоднородность форм и видов деятельности, дифференциацию и
сосуществование их в обществе. Следовательно, с одной стороны,
выделяются навыки, необходимые людям для воспроизведения
видов и областей профессиональной активности, а с другой — оп-
ределяется направленность выхода за их границы при обостре-
нии проблемных ситуаций в обществе. Таким образом, категория
«общественное разделение труда» фиксирует в социокультурной
жизни структурированную динамическую область, в силу своей
дифференцированности и упорядоченности позволяющую про-
следить источники и характер изменений специализированных
культурных объектов (артефактов).
часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения
Однако социокультурная жизнь не исчерпывается областью
общественного разделения труда. В социальных науках приня-
то отделять ее от другой, называемой повседневной реальностью.
На этом уровне исследуются взаимодействия, отношения лю-
дей, связанные с поддержанием межличностных связей, непос-
редственной жизненной среды, с саморазвитием, рекреацией,
восстановлением сил, затрачиваемых в сфере труда и т. п. Такие
процессы имеют культурно установленные формы. Но в отличие
от системы общественного разделения труда они не закреплены
в качестве социетальных институтов, и носят характер привычек, нравов,
обычаеви т. п. Соответственно различия в качественной
определенности активности на выделенных уровнях социокуль-
турной реальностиследует дополнить специфичными для каждого
из них способами приобретения и использования знаний и навыков: специальные
в первом случае, и неспецифичные — во вто-
ром. На этой основе проводится различие между специализированными и неспецифич-
ными формами организации социокультурной реаль-
ности.
Неспецифичные формы — отношения в семье, неформаль-
ных группах, распределение свободного времени, домашние заня-
тия — принято называть обыденной реальностью, повседневной
жизнью. Она характеризуется тем, что люди осваивают и исполь-
зуют необходимые знания и навыки не специально организован-
ным образом, а на уровне повседневных интеракций друг с
другом, с бли-
жайшим предметным окружением, за счет
использования общедоступных информационных средств.
Единственной специальной формой обучения на этом уровне мож-
но считать систему общего образования. В самом общем виде пов-
седневная реальность — это совокупность действий, отношений,
структур поведения, связанных с непосредственными индивиду-
альными переживаниями и межличностными контактами. Это так-
же совокупность привычных взаимодействий, направленных на
удовлетворение первичных жизненных потребностей. В обыден-
ной жизни люди действуют по большей части «автоматически», не
задумываясь. Свои затруднения они, как правило, относят прежде
всего к личной сфере, осмысляют и пытаются разрешить на осно-
вании здравого смысла и практического опыта.
Социальные последствия событий в таком контексте обус-
ловлены характером существующих здесь нормативных границ,
правил и санкций со стороны непосредственного окружения.
Нормативные границы частично кодифицированы в правовых
документах, частично закреплены в поведении как привычки, нравы,
обычаи и т. п., а также в устойчивых разделяемых людь-
ми представлениях. Они принимаются нерефлективно, но тем не
менее организуют взаимодействие и
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
коммуникацию. По структуре своей такого рода регулятивные об-
разования базируются на антропологических универсалиях, а по
содержанию они культурно специфичны. Например, конфликт,
сотрудничество, отношение «власть — подчинение» и т. п. сущес-
твуют и нормируются во всех сообществах, однако, их регулиро-
вание происходят в различных культурах неодинаково. Скажем,
межличностный конфликт в одних группах может разрешаться
прямым столкновением сторон, в других — через посредника, в
третьих сублимироваться, т. е. переводиться в иные формы отно-
шений и т. п. Разумеется, люди живут не «по нормам», а «внутри»
них и «между» ними. Имеется в виду, что в рамках нормированных
и находящихся вне нормирования социокультурных пространств
у них остается достаточно свободы для индивидуального регули-
рования процессов собственной жизни, для выбора среди элемен-
тов своего культурного окружения и способов взаимодействия с
ним, для индивидуального отыскания соотношений между устой-
чивыми и изменчивыми аспектами своего образа и стиля жизни.
Последствия индивидуальных действий, поведения, решений на
обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение,
т. е. оцениваются и вызывают реакцию в непосредственной жиз-
ненной среде. В частности, выход за установленные нормативные
рамки фиксируется здесь быстро и четко благодаря непосредс-
твенному наблюдению. Нарушение правовых норм карается по
закону; нарушение традиционных обычаев в настоящее
время влечет за собой относительно слабые социальные санкции,
а отступление от современных нравов вызывает негативную груп-
повую реакцию.
В отличие от обыденных институциональные социокультурные
формы реализуются в официально установленных, легитимизиро-
ванных организациях. Это — труд и организованная общественно-
политическая, любительская, благотворительная активность. Люди
осваивают необходимые для ее реализации знания и навыки в про-
цессе специализированного обучения: в специальных учебных за-
ведениях, из специальной литературы, из специальных инструк-
ций других людей в ходе взаимодействий и коммуникаций. В зна-
чительной степени именно на этом уровне создаются артефакты,
удовлетворяющие широкие общественные запросы. Затруднения
здесь осознаются людьми прежде всего как профессиональные;
они осмысляются и разрешаются на основании специализирован-
ных знаний и навыков.
Социальные последствия такого рода совместной активности
определяются их местом в социокультурной жизни и установлен-
ными, специфичными нормативными границами их реализации.
Сегодня значительную часть времени и усилий большинство чле-
нов общества отдают работе. Именно к ней относится категория
часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения
«общественное разделение труда»: она носит коллективный ха-
рактер, институционализирована и регулируется совокупностью
кодифицированных норм. В их рамках взаимодействие и комму-
никации осуществляются по установленным правилам, которые
являются достаточно четкими и определенными в их выражении
и понимании, осознаются и заучиваются людьми в ходе специ-
альной подготовки. Нормы, относящиеся к труду, обусловлены
его целью, способами, критериями оценки. Те, что регулируют
общественную активность, определяются побуждающими ее ин-
тересами. В то же время, внутри этих рамок остается значитель-
ное пространство для индивидуальной свободы в выборе манеры
работы. Последствия специализированной деятельности, ее про-
дукты имеют широкое социальное значение, т. е. оцениваются и
вызывают реакцию на социетальном уровне. Выход за официаль-
но зафиксированные границы в одних случаях рассматривается
как правонарушение и карается в соответствии с законом, а в дру-
гих носит характер культурной инновации и может вызывать не
только негативные, но и позитивные социальные санкции. В то же
время подобные факты фиксируются здесь, не сразу, ибо те, кто их
порождает, находят не в таком непосредственном контакте и не
под таким прямым контролем в отношениях с другими, как в обы-
денной жизни.
Таким образом, различие между двумя уровнями социокуль-
турной реальности — обыденным и специализированным - опреде-
ляется тем, что каждый из них характеризуется своей направлен-
ностью по отношению к окружению, особыми видами и
способами организации взаимодействий, специфичными критери-
ями оценки их качества и результатов, собственным местом в сов-
местном существовании людей.
Формирование специализированного уровня следует рассмат-
ривать в историческом измерении в свете процессов выделения и
дифференциации целых областей деятельности, отношений, пред-
ставлений, оценок на основе наиболее значимых связей человека
с окружением. Как уже было сказано, такого рода связи (свойства,
способности, процедуры) антропологически универсальны.
В то же время они меняются по степени развитости,
по содержанию, в зависимости от изменения жизненных усло-
вий людей. Качественная определенность этих связей в контексте
изучения социокультурного пространства дифференцируется в
соответствии с основными их функциональными характеристи-
ками. Во-первых, адаптационными, т. е. регуляция соотношения
активного воздействия человека на окружение и приспособления
к нему. Во-вторых, динамическими, т. е. регуляция
соотношения устойчивого и изменчивого в отношениях людей с
окружением.
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания