пространства.Необходимые предпосылки формирования кон-
цепции социокультурного пространства сводятся к определенным
группам факторов, связанных с организацией совместного сущес-
твования людей. Соответственно целесообразно выделить своего
рода домены, где кумуляция социокультурного опыта осуществляется в институциональной форме:
–организация и реализация социальной праткики. Кумуляция такого
опыта необходима для поддержания общественного и индивиду-
ального существования при повторяющихся и вновь возникающих
ситуациях взаимодействия людей с природным окружением и друг
с другом;
– социально значимые знания, соответствующие выделенным ра-
нее фундаментальным связям человека с окружением. При куму-
ляции они составляют актуально используемый и резервный запас,
к которому люди обращаются при жизненных затруднениях;
– каналы массовой трансляции социально значимой информа-
ции общего характера; ее кумуляция и циркуляция необходимы для
процесса социальной коммуникации, социализации и ресоциали-
зации.
Выделение дифференциальных динамических фундаменталь-
ных связей человека с окружением и их разграничение на специа-
лизированном и обыденном уровнях, с одной стороны, и доменов, где
кумулируется общественно значимый опыт — с другой, позволяет
схематически наметить морфологическую модель социокультур-
ного пространства. Она предназначена для локализации
порождения и распространения социокультурного
опыта. Каждая из морфологических единиц представляется через
специфичные для нее социокультурные функции, ресурсы и артефакты
как необходимые предпосылки упо-
рядочения социально значимых областей связи людей с окружени-
ем, порождения, накопления и распространения соответствующего
опыта. Такого рода схема имеет следующий общий вид.
На специализированном уровене порождения и кумуляции
социокультурного опыта прежде всего, следует выделить домен, включающий в себя группу
специализированных областей социокультурного пространства,
связанных с социальной организацией. К ним относятся хозяйс-
твенная область, базирующаяся на совместной практической де-
ятельности людей, направленной на жизнеобеспечение; политичес-
часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения
кая, основу которой составляет способность людей к организо-
ванному взаимодействию в процессах целедостижения; правовая,
основанная на свойстве человека «нормировать» свои отношения
с окружением.
Другой домен объединяет специализированные об-
ласти социокультурного пространства, где осуществляются порождение и
сохранение социально значимого знания. В нее включаются фи-
лософская и религиозная области как совокупность представлений,
способов построения суждений, переживаний, ориентированных
главным образом на определение абсолютов и универсалий в жиз-
ненном мире людей и устойчивых связей этого мира с тем, что на-
ходится за его пределами, трансцендентно ему. Очевидно, что яд-
ром этих областей являются способности человека к периферичес-
кому восприятию окружения, вероятностному мироощущению,
синтезированию приобретаемого опыта. При этом философская
картина мира является «светской», «мирской», базирующейся на рациональ-
ных принципах построения; тогда как религиозная представляет со-
бой образ священного социокультурного порядка, основывающийся на вере и не предполагающий необходимости рационального дока-
зательства. К этой группе относится также наука, обеспечивающая
достоверное логически упорядоченное знание об окружении, о связях с ним
людей, об устойчивых и изменчивых их аспектах. Она базируется
на способности человека рационализировать свой опыт, т. е. фор-
мировать проверяемые устойчивые концепты относительно ре-
альности. Сюда же следует отнести искусство, функции которого
связаны с формированием образных, целостных, эмоционально
окрашенных, гибких представлений о ситуациях существования
людей; ядро этой области социокультурного пространства составляет способность челове-
ка к формированию образов.
Третий домен организации специализированной деятельности представлен институциональными каналами трансляции
социально значимого опыта. Они выделяются, чтобы проследить,
какими путями осуществляется обмен информацией (в широком
смысле) между специализированным кумулятивным и обыденным
уровнями социокультурного пространства, а также между отде-
льными специализированными его областями. Кроме того, обра-
щение к ним позволяет проследить те трансформации, которые
претерпевают элементы специализированного и обыденного уров-
ней в этом домене. Здесь целесообразно говорить о следующих
специализированных областях. Во-первых, система общего обра-
зования, функции которой состоят в передаче общеобязательных,
социально необходимых знаний и навыков от старших поколений
к младшим. Во-вторых, средства массовой информации и шире —
область массовой культуры, основная функция которых определя-
ется как публичная демонстрация упорядоченных определенным
образом социокультурных образцов, ценностей, норм, событий и
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
фактов культуры, имеющих социальную значимость на текущий
период времени. В-третьих, область просвещения, (учреждения
культуры), которая в данном случае пред-
ставляет интерес как «экран» публичной демонстрации устойчи-
вых и признанных в обществе культурных ценностей.
Выделение и упорядочение специализированных доменов социо-
культурного пространства позволяет установить взаимное соответс-
твие его дифференцированных областей
и зон повседневной активности. Таким
образом, при их сопоставлении обеспечивается возможность прослеживать
различия в проявлениях фундаментальных антропологичес-
ких свойств, способностей, процедур, а также конкретные пути движения эле-
ментов социокультурного опыта от одного уров-
ня к другому. В свете этого осуществляется диффе-
ренциация обыденной реальности.
Социальная организация может
быть представлена во вполне доступных для наблюдения формах.
Системе общественного разделения труда примерно соот-
ветствует домашнее хозяйствование. В него включаются поддержа-
ние жилища, приобретение товаров, пользование общественно ус-
тановленными услугами, подсобное хозяйство и т. п. С политической
областью допустимо сравнить обыденные формы организации
межличностных отношений: стереотипное распределение ролей и
идентичностей, феномен группового лидерства, обыденные формы
групповой организации и регулирования конфликтов. С правовой -
область морали, нравственности, та-
кие зафиксированные операциональные единицы, как нра-
вы, обычаи, обыденные нормативные и ценностные регуляторы.
Социально значимые обыденные представления и знания так-
же могут быть дифференцированы по функциям, аналогичным
выделенным на специализированном уровне. Так, с философией
правомерно сопоставить обыденное мировоззрение, убеждения, а
также «народную мудрость», фиксирующие наиболее стереотип-
ные представления о мире вообще, о человеческой природе. По
аналогии с религией выделяются народные верования и суеве-
рия, «нормирующие» связь между событиями повседневной жизни
и миром вероятного, случайного, непредвиденного. Наука пример-
но соотносима с практическим знанием. Оно фиксируется в пред-
ставлениях о наиболее частых жизненных ситуациях и стратегиях
поведения в их рамках, в обыденных типологиях и классификациях, парадигмах построения сужде-
ний, нормах и правилах целенаправленной активности. Наконец,
к искусству близка обыденная эстетика, кумулирую-
щая в культурно зафиксированных элементах стиля жизни — ми-
мика, жесты, одежда, убранство жилища, внешний имидж, бытовые
игры, танцы, музицирование и т. п. — опыт образного освоения ре-
альности, приобретаемый и используемый в повседневной жизни.
часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения
Динамические аспекты модели социокультурного про-
странства. Рассматривая регулятивные функции компонент
этой аналитической модели по отношению к динамическим ас-
пектам в совместной жизни людей, можно сказать следующее.
Специализированные области социокультурного пространства не-
однородны по своей ориентированности на устойчивые или измен-
чивые аспекты связей человека с окружением. «Инварианты мироустройства»,
«абсолютное» являются объектом особого внимания
в сферах философии и религии, в задачу которых входит посто-
янное слежение за «внечеловеческим универсумом», базовым
«фоном», на котором выделяются и с которым соотносятся «константы»
человеческого жизненного мира. В сфере
человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчи-
вых форм свойственна религиозной этике на уровне представлений о сакральном и в области права — в контексте светской культуры.
Регулирование соотношения устойчивого и изменчивого можно
считать доминирующей функцией науки и сферы хозяйствования.
В науке устойчивое рассматривается прежде всего как границы,
внутри которых человек может с пользой для себя воздействовать
на окружение, т. е. преимущественный интерес здесь обнаружива-
ется прежде всего к изменениям. В сфере хозяйствования для каж-
дого конкретного состояния общества решается вопрос о соотно-
шении в ее пределах процессов воспроизводства и обновления ее
ключевых компонент: рабочей силы, сырья, технологии, продук-
ции. Важной специализированной областью, где это соотношение
рационально трансформируется в динамические последователь-
ности организационных форм, объединяющих людей для совмест-
ной жизни, является сфера политики. Изменчивое
попадает в зону особого внимания в искусстве. Именно этот вид
деятельности теснее всего связан с непосредственными пережива-
ниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на измен-
чивость жизненной среды и собственных личностных состояний.
В проблемных ситуациях люди обращаются к специализирован-
ным областям социокультурного пространства как к социально
значимым фондам опыта, обеспечивающим нормализацию их сов-
местной жизни.
Отношения между обыденным и специализированным уров-
нями социокультурной реальности не однолинейны. Разумеется,
каждый человек, участвующий в общественном разделении труда,
является носителем и профессионального, и обыденного опыта.
Более того, взаимодействие
представителей разных специализированных сфер культуры
происходит через обы-
денный уровень. Тем не менее, это не предполагает постоянного
непосредственного контакта между уровнями. Скажем, обыденная
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
жизнь представителей большинства исполнительских профессий:
рабочие, работники сферы обслуживания, инженерно-техничес-
кий персонал и служащие среднего звена — может быть свободной
от существенных элементов их профессиональных знаний. В образе
жизни различных людей специализированные облас-
ти представлены в специфичных по количеству и составу композициях: они обращаются отнюдь не
ко всем из них и не к одинаковым их наборам. Например, любите-
ли искусства вполне могут быть равнодушными к процессам, про-
исходящим в науке, или к религиозным обрядам и ритуалам. В то
же время в отдельных специализированных областях обыденная
жизнь отображается с различной степенью полноты, и интерес,
проявляемый к ней, неодинаков. Так, она еще только начинает изу-
чаться в отечественной науке, но уже давно интенсивно осмысля-
ется в современном искусстве.
В свою очередь специализированные области социокультур-
ного пространства различаются по степени реализации способнос-
ти человека порождать и осваивать новое. Во-первых, некоторые
из них являются источниками культурных инноваций в большей
степени, чем другие. Таковы, например, наука, искусство, полити-
ка. Во-вторых, в определенных областях осмысление последствий
новых событий и артефактов для человека происходит с акцентом
на их уникальность, в отличие от других, где их стараются редуци-
ровать к уже хорошо известному. Например, к первому типу отно-
сятся наука, искусство, а ко второму — религия, право. В-третьих,
деятельность в различных областях формирует у людей неодинако-
вый интерес к инновациям, различную степень развитости навы-
ков к их созданию и освоению.
Последнее обстоятельство имеет особую важность для изу-
чения динамических аспектов социокультурного пространства.
В системе общественного разделения труда, а следовательно, на
его специализированном уровне можно отметить различие меж-
ду исследовательско-экспериментальными, организационными,
исполнительскими типами деятельности. К первому относится
поиск нового,
разработка решений социально значимых проблем на сущ-
ностном, предметном уровне. Второй связан с объединением лю-
дей для совместного целедостижения и контролем над поддержанием
сложившихся организационных структур и результатов их фун-
кционирования. Третий включает в себя совокупность действий,
обусловленных замыслами исследователей-экспериментаторов и
осуществляемых под руководством организаторов. В этом случае
речь идет о различных типах не только деятельности, но и профес-
сиональной культуры.
Для исследовательско-экспериментального типа профессио-
нальной культуры характерны весьма сложные и развитые пред-
часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения
ставления о тех сторонах окружающего мира, с которыми они
имеют дело, и навыки обращения с его элемен-
тами. Сегодня здесь утвердился генетический подход к области изу-
чения, объединяющий знания о прошлых, настоящих и будущих
ее состояниях. В отношениях с окружением профессионалы ру-
ководствуются «антропным» конструктивным принципом, опре-
деляющим и ограничивающим возможности человека в активном
целенаправленном воздействии на него. Этими людьми в
соответствующих областях культуры накоплен существенный за-
пас сведений о природе, человеке, обществе, возможностях и пределах их интенционального преобразования.
В гуманитарных областях зна-
ния, общественных науках, в искусстве специалисты постоянно
осмысляют и конструируют различные способы взаимодействий и
коммуникаций в меняющейся социокультурной среде, вы-
являют сходство и различия таких способов в разные времена, в
разных культурах, у разных групп людей.
Благодаря пребыванию в такого рода культурной среде и ак-
тивному поиску нового приобретаются и развиваются навыки опе-
рирования множеством разнокачественных представлений, «мо-
делирования» из них разнообразных значимых для людей ситуа-
ций, проверки адекватности моделей с помощью профессионально
доступных средств. Все подобные функции связаны с постоянным
выявлением проблемных ситуаций и отыскиванием путей их ре-
шения. Таким образом, эти виды деятельности и соответствующие
области культуры, являясь источниками культурных инноваций,
одновременно обеспечивают способы и навыки адаптации к ним.
Далее следует обратиться к тому виду профессиональной куль-
туры, который ориентирован на организацию взаимодействия и
ресурсов для решения социально значимых проблем. Долгое время
она характеризовалась — а в отечественной культуре характеризу-
ется и теперь — чисто практическими знаниями и навыками, при-
обретенными скорее на уровне обыденного опыта, нежели путем
специализированного обучения. Программы функционирования
здесь ориентированы на текущую ситуацию, хотя и включают в себя
наряду с настоящим краткосрочные перспективу и ретроспективу.
Используемые навыки реализуются следующим образом: с
точки зрения тактической — организация людей для кратковремен-
ной совместной деятельности, при которой достигается разовый
эффект, с точки зрения стратегической — поддержание долговре-
менного социального взаимодействия (группового или межличнос-
тного) для выполнения конкретных функций. Проблемные ситуа-
ции для представителей этой области возникают каждый раз, когда
приходится иметь дело с новой группой, с ее переориентацией на
новые задачи, когда возникают межличностные или функциональ-
ные конфликты внутригруппового и межгруппового характера. Со
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
временем у таких людей вырабатываются
стереотипные методы разрешения типичных проблемных ситуа-
ций, которые автоматически переносятся на новые условия.
Часть таких профессионалов связана с другими участниками
социального взаимодействия лишь в той степени, в какой это необ-
ходимо для организации производства, координации его отраслей,
распределения его продукции. Само производство сегодня во мно-
гом основано на принципах естественнонаучной рациональности,
которые, как известно, исключают человеческую субъективность.
Они сохраняются и в управлении этой областью общественного
разделения труда. И уже сейчас очевидно влияние на их измене-
ние других антропологических измерений — биологического либо
чувственного, или эмоционального. Ибо то, что по расчетам пред-
ставляется оптимальным для функционирования производства,
часто не может удовлетворить людей ни по физическим, ни по пси-
хическим параметрам.
Другая функция управления — организация массовых и груп-
повых целенаправленных социальных действий. Это политичес-
кая деятельность. Сегодня в стране она также не имеет профес-
сиональной базы. Накопленные в прошлом немногочисленные и
достаточно примитивные образцы политической организации —
ориентация на карательные меры, на иерархию, на искусствен-
ное поддержание социального напряжения и т. п. — в настоящее
время перестают быть результативными. Перенесение логики уп-
равления производством на социокультурную политику не дало
позитивных результатов. Замена не была найдена, что привело к
фактическому отсутствию в стране такой функциональной облас-
ти как социокультурная политика. В то же время в современных
условиях, отличающихся многообразием и динамизмом событий,
все более значимой становится конструктивная организация
совместного существования разнородных групп людей, их жиз-
ненных сред. В этом случае необходимо, чтобы политика приоб-
ретала профессиональный статус, основанный на современных
специализированных знаниях о социальной и культурной жизни.
Но сегодня подобный опыт еще не накоплен. Соответственно эти
виды деятельности и области культуры становятся источником не-
гативных социальных явлений. Устаревшие формы организации
сталкиваются с изменившимися массовыми процессами, и такое
столкновение порождает конфликтные ситуации в обществе, раз-
рушительные как для стереотипов управления, так и для элементов
социального порядка, которым они соответствовали в прошлом.
Отсутствие привычки к рефлексии, ориентация на возможно бо-
лее быстрое достижение результата ведут к тому, что набор по-
литических средств ограничен и способствует воспроизведению
напряжений, в ситуации когда необходимо интегрировать социо-
часть 3. соц иолог ия культуры как а нал итическо е пол е для изу чения
культурные изменения в приемлемые для большинства членов об-
щества практико-идеологические модели.
Исполнительно-технические функции в отличие от деятель-
ности первых двух типов не связаны ни с социальной практикой
по установлению, поддержанию и изменению связей с окружени-
ем, ни с полным контролем над ситуацией в целом. На производс-
тве, в сфере обслуживания, на уровне администрации среднего и
низшего звеньев функциональные параметры исходно заданы не
теми, кто работает, а заранее установленными нормами и правила-
ми. Сегодня в области исполнительской деятельности существует
высокая степень внутренней дифференциации, поскольку лишь
при условии узкой специализации оказывается возможным на
практике обеспечить удовлетворение меняющихся запросов чле-
нов современного многослойного общества. В этом случае люди
выполняют свою профессиональную работу, слабо осваивая даже
объективированное в ее процессе и продукте естественнонаучное
знание. Проблемные ситуации, согласно действующим здесь нор-
мам, представляются крайне нежелательными. Их стремятся свес-
ти к возможному минимуму за счет совершенствования организа-
ции труда, технологий, средств управления. Обычные профессиональные
ситуации по типам немногочисленны и довольно однообразны по
содержанию. Соответственно развивается лишь ограниченный
набор навыков в весьма незначительной степени. Знания о людях,
природном и культурном окружении в состав профессионально
необходимых сведений в этом случае не входят.
Множество таких специалистов независимо от своего желания
и понимания участвуют в более широких процессах общественно-
го производства, социокультурной жизни, результаты, которых им
не подконтрольны и даже часто не осознаются. Тем не менее эти
факты становятся частью их жизненного мира, воплощаясь в но-
вые практики, предметы быта, элементы предметно-пространс-
твенной среды. Парадокс состоит в том, что людям, участвующим
в производстве инноваций, со временем приходится осваивать их,
приспосабливаться к ним, включать в свою повседневную жизнь.
Затруднения здесь неизбежны, ибо для представителей испол-
нительно-технических функций характерен относительно узкий
спектр знаний и навыков, которые непосредственно не связаны с
порождением инноваций.
Контрольные вопросы.
1.Общие представления о социокультурной реальности и социо-
культурном пространстве: связь между понятиями.
2.Антропологические основания представления о социокультур-
ной реальности.
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
3.Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
4.Основания функциональной дифференциации социокультурно-
го пространства.
5.Динамические характеристики социокультурного пространства.