Важность выделения институциональ-
ного уровня социокультурного пространства обусловлена
значимостью социальных институтов в организации и регулировании
совместного существования людей. Социальный инсти-
тут определяется как совокупность устойчивых норм, правил и ро-
левых функций,
сформированная общими усилиями для решения
постоянно воспроизводящихся в обществе проблем — удовлетво-
рения потребностей, реализации интересов и запросов, поддержа-
ния сообществ. Иными словами, институты существуют как от-
вет на адаптационные императивы.
Понятие «социальный институт» используется в двух частично
различающихся
смыслах. В более общем речь идет о любом нор-
мативно-функциональном установлении, имеющем значимость в
любом масштабе социальных отношений и связей: конкретная мо-
ральная норма, субкультурный
паттерн, юридический закон и т. п.
Более специальное значение понятие приобретает применительно
к социетальному (общесоциальному) уровню рассмотрения обще-
ства. В этом случае оно означает определенную структурную едини-
цу, выполняющую совокупность однородных социально значимых
функций, нормативные положения которой распространяются
на
общество в целом, например, правовые, образовательные, эконо-
мические, политические и др. институты. В дальнейшем понятие
будет
употребляться в этом втором смысле.
Выделение институционального пространства при изучении
социокультурной микродинамики имеет двойную значимость.
Во-первых, следует знать о том, какие его аспекты и в каких фор-
мах определяют стабильность или изменения в обществе, каковы
социальные
последствия этого. Во-вторых, важно представлять
себе институциональные формы взаимодействий и коммуникаций,
определяющие культурное содержание различных его областей.
Наконец, важно подчеркнуть, что концепцию институциональ-
ного пространства следует эксплицитно строить как социокультур-
ную. Дело в том, что социологическое рассмотрение институтов
включает в себя культурную компоненту, поскольку предполага-
ет содержательный, а не только структурный аспект соответству-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
ющих социальных ролей, норм, правил. Когда же речь заходит
о культурных нормах, ценностях, паттернах, подразумевается,
хотя чаще всего не анализируется, их социальная природа и пото-
му стандартизованные структуры. Соответственно теоретическое
объединение обоих аспектов — социального и культурного, — поз-
волит сделать доступным для изучения как структурные, так и со-
держательные компоненты институционального измерения социо-
культурного пространства.
Его топологический аспект определяется концентрацией сов-
местных усилий людей для решения антропологически значимых
проблем,
которые в силу своей воспроизводимости
в обществе
приобрели институциональные формы.
При изучении упорядочения соци-
окультурного опыта в обществе
и культуре целесообразно обра-
титься к теоретико-информационным концептам
и категориям.
Это позволит в доступной для наблюдения форме провести
разли-
чие между социальным взаимодействием (обмен действиями, объ-
единение усилий, совместное оперирование инструментами и материалами)
и культурной коммуникацией (обмен сообщениями, взаимопони-
мание, совместное оперирование
символами). Как уже подчеркивалось ранее,
есть резон для концептуального разграничения
такого рода: не все
процессы социального взаимодействия сопровождаются коммуни-
кативными, но и последние могут осуществляться самостоятельно.
В этой связи необходимой становится концептуализация опос-
редующего звена между активностью и ее символическим отоб-
ражением, с одной стороны, и возможностями перехода из одной
качественно определенной,
институционализованной, специали-
зированной области социо– культурной реальности в другую. Обе
задачи становятся разрешимыми, если обратиться к понятию коди-
рования, о котором уже говорилось, но которое следует конкрети-
зировать применительно к построению концепции социокультур-
ного пространства.
В самом общем виде под кодированием понимается процесс
отображения
состояния одной системы через состояние некото-
рой другой, реализуемый с целью передачи информации. Соответственно
можно говорить о том, что отношения людей с окружени-
ем отображаются в формах социального взаимодействия, которые
в свою очередь фиксируются на уровне коммуникации и все это
можно представить через процессы кодирования. Такие трансфор-
мации осуществляются с помощью специфичных систем условных
знаков (символов) и их комбинаций, которым присваиваются осо-
бые значения, соответствующие выделенным областям со-
циокультурного опыта и институционализованные, т. е. имеющие об-
щесоциальную значимость и закрепленные нормативно. С точки зрения упорядочения социокультурного пространства
код можно определить как некоторое организован-
часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия
ное множество действий и их функциональных значений, которым
в ситуациях социального взаимодействия определенных классов
поставлено в соответствие организованное
множество символов,
имеющих те же значения. Правда, социокультурные коды относят-
ся к разряду так называемых необратимых, т. е. при их использова-
нии нельзя полностью восстановить ситуацию взаимодействия
во
всей полноте событий; отображаются главным образом ее общезначимые,
разделяемые черты.
Социокультурные коды определяются совокупностью при-
знаков, совместное присутствие которых характеризует специфи-
ку трансформаций
побуждений и действий, приводящих к результа-
там, соответствующим выделенным классам социальных необхо-
димостей.
Прежде всего, выделяется функциональная доминанта
организованного
взаимодействия, на основании которой институ-
ционализируются, т. е. нормируются соответствующие ситуации,
формы, технологии и качество результатов взаимодействия. Она
обусловливает выделенность и специфичность конфигураций ор-
ганизованных совокупностей взаимодействий и коммуникаций,
разграниченность их даже при условии реализации
сходных дейс-
твий и использовании общих символов. Иными словами, она при-
дает каждому классу институциональных взаимодействий не только
социальное значение, но и культурный смысл.
Следующие наборы признаков характеризуют так называе-
мые входы и выходы определенной институциональной области
социального
взаимодействия. Под «входами» понимаются неупорядоченные
поля активности, обусловленной выделенными антро-
пологически универсальными адаптационными императивами.
«Выходы» здесь рассматриваются как соответствующие каждой
такой области социокультурные порядки, т. е. организованные на-
боры ситуаций, форм, технологий и результатов взаимодействий (артефактов).
Далее, коды характеризуются классами операций,
связанных с процедурами упорядочения социально значимой активности,
составляющих программы трансформации ее в органи-
зованнее ситуации взаимодействия и коммунакации. Специфика
этих процедур диктуется содержанием побуждений,
характером
действий и качеством «материала» («входов»), соответствующих
выделенным социально-антропологическим императивам.
Кроме того, важно выделить логику упорядочения действий
и символов, соответствующих специализированным,
институцио-
нализованным областям социокультурной активности.
Она харак-
теризует специфику деятельности трансформирующей
«входы» в
«выходы» для каждой из выделенных социокультурных областей.
Наконец, следует определить институционализацию каждо-
го кода, соответствующего рассматриваемым социокультурным
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
трансформациям. Речь идет о действии таких институциональ-
ных механизмов, как нормы, задающие границы сооветствующих
трансформаций; правила преобразования входов в выходы на
уровнях взаимодействия и сопровождающей его коммуникации;
критерии
оценки адекватности получаемых результатов, релеван-
тности их каждой
из специализированных областей социокультур-
ной активности.
С помощью этих наборов признаков можно структурировать
институциональное измерение социокультурного пространства с
точки и зрения его кодификации. Она является необходимой про-
изводной социальности, поскольку обеспечивает возможность
поддерживать общественное разделение труда. Пользование кода-
ми позволяет людям:
- объединяться для реше-
ния социальных задач и проблем;
- использовать стандартизованные
определения ситуаций и распределения
функциональных ролей, а
не начинать каждое взаимодействие заново;
- распознавать и иден-
тифицировать ситуации взаимодействия по их социокультурному
содержанию;
- выбирать из репертуара освоенных паттернов дейс-
твий и поведения те, что соответствуют институционально опреде-
ленным ситуациям.
Но для того, чтобы эффективно пользоваться такими систе-
мами, нужно владеть также навыками декодирования. Речь идет
о процессе преобразования
закодированных определенным обра-
зом сообщений в их первоначальную,
форму. В социокультурном
контексте следует выделить следующие аспекты этого процесса.
Прежде всего речь идет о сведении выраженных в определен-
ной интерсубъективной
форме действий и символов к функци-
ям, побуждениям и переживаниям,
обусловившим их порождение.
Далее, коммуникативные
единицы могут сопоставляться с соот-
ветствующими паттернами действий и взаимодействий. Наконец,
предполагается перевод социокультурной информации с одного
специализированного языка на другой или на обыденный.
Освоение институционализован-
ных социокультурных кодов является необходимой составляющей
процессов социализации и инкультурации. Благодаря этому люди
приобретают навыки ориентироваться в институциональном со-
циокультурном пространстве и осваивать его в масштабах, значи-
тельно превосходящих их непосредственный жизненный опыт.
Сказанное позволяет представить в терминах кодов области инс-
титуционального пространства, составляющие его ранее выделен-
ных домены: социальная организация, социально значимое знание
и трансляция социально значимой информации.
часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия