В данном случае религия осмысляется как область социокуль-
турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения,
например, религиоведческой, политической или психологической,
но в ее социокультурной многомерности и многозначности. Такое
ее рассмотрение оказывается наиболее успешным при сопостав-
лении с другими областями кумуляции социокультурного опыта,
где люди осваивают свои связи с окружением, представленные в
символической форме. Выделение социокультурного кода этой
области позволяет выявить ее содержание, функции, формы рели-
гиозного опыта; то общее, устойчивое и определенное, что позво-
ляет идентифицировать этот опыт по отношению к другим типам
переживаний. Он исторически сложился, базируясь
на свойстве человека переживать связь с тем, что выходит за пре-
делы его жизненного мира как нечто трансцендентное, универ-
сальное, вечное и священное в своей сверхъестественности. Все
эти представления обнаруживаются во всех религиозных систе-
мах независимо от их принадлежности к определенным культурам
и эпохам.
В качестве функциональной доминанты религиозного про-
странства следует выделить его предназначенность для обрете-
ния духовного опыта связи с трансцендентным, принципиально
непознаваемым с помощью обычного разума, недоступным раци-
ональным процедурам. Он определяется как сверхчувственный и
посылаемый человеку свыше в откровении. Для его обретения счи-
таются ненужными анализ, доказательство, эмпирическая провер-
ка — он непосредственен и целостен. Речь идет о прямом пости-
жении Истины, минуя любое опосредование. Переживание связи
с трансцендентным непереложимо на язык внешних проявлений.
Духовный опыт интегрален и невыразим, ибо приобщение к Богу
рассматривается как откровение, перед которым человеческий ра-
зум и язык бессильны. Религиозная область институционализиро-
часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия
ванного социокультурного пространства существует для организа-
ции такого опыта, освоения способов его упорядочения и внешнего
выражения.
С этой точки зрения на «входе» по отношению к этой облас-
ти находятся множества жизненных впечатлений и событий,
представляющихся независимыми от желаний и действий людей.
К ним следует отнести внезапные прозрения, неожиданное счас-
тливое или неудачное стечение обстоятельств, вера в необходи-
мость идти по избранному пути вне зависимости от препятствий,
в высшее вознаграждение за терпение и страдания и т. п. Такие
переживания, как известно, свойственны всем людям, причем,
будучи неорганизованными, они всегда неожиданны, необычны,
сопровождаются глубокими внутриличностными потрясениями.
Институцитонализированная религия «связывает» их, придает
им универсальный смысл и определенность через отнесение к
проявлениям трансцендентной воли. Соответственно «на выходе»
наличествует зафиксированное в священных текстах представле-
ние о том, что все события в человеческом мире предустановлены
свыше, что людям не дано предугадать Божий промысл и следу-
ет ему покориться, т. е. быть готовыми к любым неожиданностям.
Миропорядок, установленный в религиозные доктринах, считает-
ся непреложным
и имеет священное обоснование, т. е. рассматри-
вается как божественное
творение.
Программы трансформации индивидуального духовного опы-
та в религиозный
связаны с самой этимологией слова «религия»:
rеligio от лат. rеligare означает «связывать вокруг». Религия объеди-
няет людей вокруг определенной универсальной концепции миро-
вого порядка, который представляется как данный свыше и потому
сакральный, и предписаний, как следует жить в его рамках. Но этим
функция объединения не ограничивается.
Речь идет также об он-
тологической связи человека с трансцендентным,
с божественным
началом. И через эту связь — откровение — божественное
нача-
ло осуществляет свою волю в человеческом мире. Милость
Божью
люди могут заслужить, совершая богоугодные дела и следуя пра-
ведным путем. Предустановленные законы жизни и возможности
руководствоваться ими находят отражение в священных текстах,
соответствующих определенным
религиозным доктринам. Они
устанавливают картину мира через ее божественную сущность и
сакральные нормы, детерминирующие
духовное и мирское бытие
людей. Доктринами определяются конфессиональные рамки, при-
дающие культурный смысл и упорядоченность
образу жизни веру-
ющих через определенные символы веры, характерные
для каж-
дой религиозной системы. Такие символы позволяют верующим
идентифицировать себя по конфессиональной принадлежности и
отграничиваться от других конфессий.
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Логика трансформации индивидуальных верований в разделя-
емый и доступный для освоения духовный опыт определяется спе-
цифичными для этой области нормами и правилами религиозного
поведения, духовными практиками. Она определяет содержание
храмовых служб и богослужений,
которые направлены на органи-
зацию коллективных религиозных представлений и переживаний,
актуализирующих связь верующих с трансцендентным. Значимое
место в каждой религии отводится семейной и индивидуаль-
ной молитве, определяющей такую связь на личностном уровне.
Священнослужители постоянно обращаются к сакральным текс-
там, черпая там фундаментальные основания для «расшифровки»
Божьего промысла в меняющихся социально значимых ситуациях.
В ряде религиозных систем существует институт исповеди, поз-
воляющий верующему
осознать и оценить свою мирскую жизнь,
поступки, отношения с другими с точки зрения религиозной эти-
ки и открывающий ему возможности исправить собственные
ошибки и несовершенства и тем самым обрести
Божью благодать.
Существуют также ритуалы крещения и причастия,
которые на
уровне сакральных практик подтверждают непосредственную
связь Бога с человеком как творца с его творением. В принципе
это логика постоянного самосовершенствования,
труда во славу
Божию, осуществляемых согласно нормам и правилам,
предписан-
ных священным писанием.
Совершенно специфичны и отличны от всех других областей
социокультурного пространства субъекты религиозной жизни.
Их равно составляют
живые люди и трансцендентные воплоще-
ния Добра и Зла. Причем сила последних оказывается
несравнен-
но большей по сравнению с людьми, даже священнослужителями
высшего ранга. В то же время люди могут обращаться к святым и
даже к Богу за советом, за помощью, вступая с ними в непосредс-
твенный контакт, который осуществляется в пределах сакральной
реальности. Здесь особая роль принадлежит посреднику между
Богом и человеком, которого
можно найти во всех больших религи-
ях — христианстве, мусульманстве,
буддизме, - и который является
своего рода гарантом того, что молитвы каждого верующего будут
услышаны творцом и каждый обретет спасение от грехов и сил зла.
В земной жизни субъекты религиозной
жизни разделяются на ду-
ховных пастырей и паству. Причем роли пастырей институциона-
лизированы, и выполнение соответствующих функций возможно
лишь посвященными людьми — священнослужителями. Одни из
них исполняют роли учителей и просветителей, несущих мирянам
свет божественной истины и руководящих их духовной жизнью.
Другие полностью посвящают себя служению Богу и уходят от мир-
ской жизни в стены монастырей или становятся отшельниками.
часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия
Пространственная организация духовной сферы носит вер-
тикальный характер. По возрастающей степени святости — от
близости к земному,
телесному миру до приближенности к божес-
твенному Духу — выстроена небесная иерархия. Именно по этим
ступеням распределяется могущество небесных сил, в том числе
в степени и масштабах их влияния на земную жизнь. Небесный
порядок в земном религиозном пространстве дублируется
иерар-
хией священнослужителей. Каждой из ее ступеней соответствует
определенный объем прав и обязанностей, фиксированный норма-
ми священного права. В частности, дистанции между верующими
и различными чинами
такой иерархии неодинаковы. Так, члены
религиозной общины — первичной
земной единицы религиозно-
го пространства — находятся в достаточно
частых контактах со
священнослужителем храма, вокруг которого она организуется, и
дистанция между ними минимальна. К более высоким чинам про-
стые верующие могут обращаться только в неординарных случаях.
Дистанция между высшими иерархами и верующими и даже низ-
шим духовенством максимальна, а их контакты строго обусловле-
ны нормами священного права.
Онтологическое время в религиозной сфере разграничено
на
две совершенно различные формы. Земная жизнь определяется
антропологически — движение от рождения к смерти, — которая
считается не концом существования божественного начала в чело-
веке – души - но порогом
его перехода в пространство, определяемое
небесной иерархией. И здесь кончается предел земного времени и
начинается вечность, когда о времени говорить уже бессмысленно.
Но кроме такой религиозной онтологии пространства и вре-
мени существует
иной их аспект, связанный с осуществлением
религиозной активности людей. Они имеют специфичную выра-
женность и выделенность с помощью особой религиозной симво-
лики на территории любого поселения или в специально отведен-
ном месте. Архитектура
религиозных сооружений определяется
концепцией мироздания, но и в их рамках выделяются сакральные
пространства, доступ к которым запрещается
непосвященным.
Структура времени, связанного с осуществлением
коллективной
активности такого рода, организуется сакральными событиями,
такими как общерелигиозные и храмовые праздники, установлен-
ным чередованием совместных молитв
членов религиозной общи-
ны. На индивидуальном уровне оно определяется
сменами постов и
обычного образа жизни, молитвами в домашних
условиях, имени-
нами, паломничествами в святые места.
Институционализация религиозного социокультурного про-
странства осуществляется в форме особых организаций, имею-
щих иерархическую упорядоченность. Образ жизни духовных лиц
определяется
характером их связи с мирской средой. Как уже отме-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
чалось выше, одна их часть постоянно соприкасается с этой средой
и согласно религиозным установлениям имеет право не только на
пастырские роли, но и на участие в широкой политической жизни.
Другая часть ведет монашеский образ жизни, существенным обра-
зом отличающийся от мирского такими чертами,
как проживание
на территории монастыря; особый режим существования,
при ко-
тором значительная часть суток отводится молитве; особая диета;
обет безбрачия. Важным проявлением институционализации религиозной
жизни является наличие священного права, в котором со-
держатся внутренние установления, связанные с функциониро-
ванием религиозных организаций, а также нормы, регулирующие
отношения духовенства с мирянами
и между собой. Такого рода
нормативы наделены сакральным статусом,
т. е. предполагается их
универсальный и инвариантный характер. Изменение
какого-то
из них является экстраординарным событием, нередко ведущим к
расколу внутри религиозной доктрины.
Освоение этой области социокультурного пространства значи-
мо и для верующих, и для атеистов, поскольку составляет предпо-
сылку для сознательного выбора: принадлежать к тем или другим. В
случае присоединения к верующим
индивид научается упорядоче-
нию своих связей с трансцендентным (неизвестным, непознавае-
мым, случайным) с помощью духовных практик, а в настоящее время
толерантности в отношении представителей
других конфессий. В
случае атеистического выбора люди все равно
должны иметь пред-
ставление о духовной жизни. И это важно не только потому, что
религиозная символика занимает в культуре
значительное место,
но и потому, что феномен веры распространяется
на всех людей, и
каждому следует знать, что он имеет исторически установленную
и чрезвычайно утонченную форму. Соответственно атеисту
необ-
ходимо отрефлексировать, что он сам принимает без доказательств, «на веру», и освоить границы толерантности в отношении приверженцев определенных конфессий.
Критерием оценки приобщенности человека к религиозному про-
странству можно считать меру его духовной продвинутости.