Принципы и формы социальной организации, навыки социаль-
ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди
должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-
турной среде, формировать свой образ жизни. Соответственно
между двумя
доменами накопления культурного потенциала — культурные
формы социальной организации и социально значимое знание, — с одной стороны,
и его актуализацией в профессиональной деятельности и обыденной жизни – с другой, располагаются институциональные каналы
его трансляции. Их функции состоят в том, чтобы обеспечить на
уровне общества условия для массовой социализации его членов.
В настоящее время можно выделить три типа таких каналов. Во-
первых, начальные и считающиеся в обществе необходимыми зна-
ния о человеке, обществе, природе траслируются с помощью сис-
темы общего образования. Во-вторых, представление о динамике
социокультурных событий, вызывающих общественный интерес,
распространяются с помощью средств массовой информации и
специальных учреждений культуры, таких как театры, музеи, биб-
лиотеки, концертные и выставочные залы и т. п.
Общее образование — это процесс приобщения каждого но-
вого поколения к культуре. Оно способствует сохранению исто-
рико-культурной преемственности, распространению в массовом
масштабе социально значимых, традиционно установившихся
форм знаний и опыта, которые считаются в обществе необходимы-
ми для новых поколений в качестве исходных в их последующей
социокультурной жизни. Институционализированные в учебных
заведениях способы обучения и суммы знаний меняются на протя-
жении истории в зависимости от динамики общества и
культуры. Более устойчивые их состояния предполагали
заучивание готовых формул, приобщение к бесспорным ценнос-
тям, овладение стереотипными образцами решения социально зна-
чимых типичных задач. Ускорение социокультурных процессов побуждало к
обучению принципам построения связей индивидов и групп с их
природным, социальным, культурным окружением, к комбинато-
рике, к проблемной ориентации в приобретении знаний. Однако
в любом случае система общего образования отличается опреде-
ленным консерватизмом. И это естественно, поскольку основная
ее функция состоит в обучении новых поколений базовым для
культуры знаниям и навыкам; владению родным языком; умению
распознавать специализированные языки культуры и хотя бы пер-
воначальному уровню оперирования ими и т. п. Все это становится
основой для дальнейшего познания и освоения социокультурного
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
пространства, для профессиональной специализации, для последу-
ющей социализации.
Участие в современных процессах взаимо-
действия и коммуникации предполагает навыки адекватного использования
социально значимой информации. В настоящее время она ши-
роко доступна через печатную продукцию, радио, телевидение,
Интернет. В условиях растущих динамизма и неопределенности
социокультурной жизни они действуют как механизм,
фиксирующий значи-
мость происходящих событий.
Сообщения о них, хотя и предназначены для массовой аудитории, но различаются по типам содержащейся в них информации:
- идеологическая и правовая,
обеспечивающая нормативные ориентиры
для социальных взаимодействий;
— просветительская и образовательная, содержащая элементы социально значимого знания;
- новостная, представляющая аудитории каждод-
невные события, объявления, рекламу;
- рекреа-
ционная, т.е. теле — и ра-
диопередачи, печатная продукция, фильмы, выполняющие развлекательную
функцию.
Все это передается в виде культурных текстов,
предназначенных для всеобщего восприятия и понимания.
Представление широкой общественности культурных ценнос-
Тей, уже признанных и новых, составляет функцию специальных
институционных организаций, называемых учреждениями культу-
ры. Музеи, театры, концертные и выставочные залы традиционно
обеспечивают возможности для аудитории знакомиться с произве-
дениями искусства, с эталонными образцами ремесла и мастерс-
тва. Библиотеки являются хранилищами и каналами распростра-
нения информации, запечатленной в письменных текстах. Однако,
роль учреждений культуры в современных условиях претерпевает
существенные изменения. При наличии радио, телевидения, при
распространении компьютерной техники, выполняющих инфор-
мационные и рекреационные функции эффективнее хотя бы по
причине широты охвата аудитории, они теряют свою былую зна-
чимость. Об этом свидетельствуют сокращение государственных
дотаций на их поддержание, уменьшение численности аудито-
рии, поиски новых организационных структур и источников фи-
нансирования. В стране идет активное обсуждение современного
состояния учреждений культуры. Заметна тревога как специалис-
тов, так и общественности по поводу снижения эффективности
их функционирования и сворачивания их культурной активности.
Единодушно мнение о том, что необходим поиск новых форм их
работы, отвечающих как запросам аудитории, так и современной
социокультурной необходимости обеспечить ее ориентацию в цен-
ностном поле. Пока нет общего согласия относительно направле-
ний и форм такого поиска. Однако очевидно одно: специфика их
часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия
кода позволяет им сохранить жизнеспособность в условиях конку-
ренции со средствами массовой коммуникации.
Как следует из сказанного, роль институциональных форм
трансляции социально значимой культурной информации в об-
щественной жизни существенна. Они обеспечивают условия
для непрерывной социализации членов общества.
Соответственно от адекватности их функционирования зависит
уровень общекультурной компетентности людей. Связанные с ней проблемы обусловлены разрывом между
рассредоточенным в специализированных социокультурных областях куль-
турным потенциалом, с одной стороны, и недостаточной степенью его освоенности или хотя бы
представленности на уровне общественности – с другой.
Культурный потенциал в обще-
стве может быть значительным. Могут существовать в достаточном ко-
личестве каналы его распространения — учреждения общего об-
разования, культуры, средства массовой информации. Однако это
не означает высокого культурного уровня членов общества. Речь
сейчас не идет о мотивированности к освоению знаний и навыков,
соответствующих адаптированности в сложных и динамичных со-
циокультурных условиях. Сегодня она во многом обусловлена эф-
фективностью функционирования массовых каналов трансляции
социально значимой информации. От того, отвечают ли школьные
программы требованиям адаптации младших поколений к сегодняшней профес-
сиональной деятельности и обыденной жизни;
помогают ли средства массовой
информации членам общества упорядочивать изменчивое окруже-
ние; обеспечивают ли им учреждения культуры условия для досту-
па к ценностям «высокой» культуры и их понимания, зависит качество
культурной информации, распространяемой в массовом масштабе,
а, следовательно, уровень культурной компетентности в обществе.