Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс-
тва обнаруживается в различных направлениях философской и
социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-
тика У. Джеймса, в лингвистических трактатах Л. Витгенштейна,
в социологии М. Вебера, в идеях интеракционизма Дж. Г. Мида.
Специальным объектом анализа повседневная реальность стала
в работах социологов феноменологической ориентации, которые
положили начало ее научному изучению (А. Шутц, Г. Гарфинкель,
Э. Тириакьян и др.).
В отечественной науке в 1960-е гг. к проблемам обыденной
культуры (в основном на историческом материале) обращались
М.М. Бахтин, Б.Ф. Поршнев, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман и др.
На этом уровне выделяются про-
цессы преемственности поколений,
устойчивые тенденции и структуры отношений, действий,
оценок, словом, все то, что обозначается термином «традиция».
Воплощающими ее культурными объектами, принято считать
нравы, обычаи, ритуалы, обряды, привычки. Обычно в теориях и
истории общества и культуры действие традиционных образо-
ваний рассматривается на временном и на социальном макроу-
ровне — историко-культурные регионы, общества, субкультуры.
Соответственно оказывается возможной лишь констатация их
наличия и функционального назначения как поддерживающих
социальные связи и отношения, препятствующих распаду куль-
турно установленных форм социальности (взаимопомощь, взаи-
мопонимание, упорядоченность межличностных отношений, ро-
лей, идентичностей и т. п.). Однако нераскрытым остается вопрос,
каковы социальные и культурные механизмы действия традиции,
поскольку они принципиально ненаблюдаемы в этом масштабе.
Их действие можно понять, только если обратиться к рассмотре-
нию непосредственных межличностных связей и отношений, к
изучению так называемых первичных групп и социальных сетей:
семья, ее ближайшее окружение в формах соседских, дружеских,
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
неформальных профессиональных отношений, связей ее членов с
другими на основе общих интересов — профессиональных, люби-
тельских, рекреационных и т. п.
Соответственно особую важность в этом случае приобретают
ответы на вопросы, каким образом на этом уровне происходит ку-
муляция, освоение и актуализация социокультурного опыта; какие
его элементы удерживаются, а какие меняются; какие функции
выполняют первичные группы в воспроизведении социокультур-
ного пространства.