Различие в социальных функциях и характере деятельности
между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль-
турного пространства обусловливает специфику структуры вза-
имодействия и отношений между людьми на каждом из них.
Обыденная культура складывается на базе семейно-
родственных, дружеских межличностных отношений и прина-
длежности к определенному социокультурному слою. Эти факторы
обусловливают структурную и содержательную специфику меж-
личностного взаимодействия, коммуникации и социальных кон-
тактов, определяют характер таких устойчивых образований, как
паттерны поведения и отношений, обычаи,
нравы. Они также оказывают формообразующее влияние на соци-
окультурное содержание образа жизни членов общества как на ин-
дивидуальном, так и на групповом уровне. Социально-дифференциальная
специфика повседневной жизни выражается в специ-
ально демонстрируемых культурных признаках личностной или
групповой идентичности, обозначаемых как стиль жизни. В этой
области связующими звеньями межличностных отношений явля-
ются моральные факторы: чувство долга по отношению к детям,
пожилым людям, слабым и беспомощным членам группы; чувство
взаимной симпатии, эмоциональная привязанность; привычка.
Структура межличностных и социальных связей на инсти-
туциональном урове обусловлена прежде всего характером об-
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
щественного разделения труда. Чем оно сложнее, тем
значительнее степень профессиональной дифференциации, насто-
ятельнее необходимость координации социально значи-
мых действий людей. В современных условиях включенность в эту систему
обеспечивает членам общества
значительно больше социально необходимых связей, чем
обыденная жизнь. Вместе с тем их объем не может возрастать бес-
конечно, будучи ограниченным индивидуальными потенциями лю-
дей. Здесь доминируют социально-функциональные, институционализированные отношения, которые в принципе не зависят от взаимных
оценок объединяемых ими людей, не предполагают эмоциональ-
ной личностной вовлеченности.
Качество межличностных и социальных отношений на обоих
уровнях социокультурного пространства определяет специфику их
институционализации. В обыденной жизни социальные институ-
ты, обеспечивающие воспроизведение и поддержание таких отно-
шений, в значительной степени складываются в ходе повседневных интеракций
и фиксируются в форме привычек,
обычаев, нравов, ритуалов, обрядов. Их культурное содержание
составляют образцы поведения и суждений в социально значимых
ситуациях. Эти институты по своему содержанию локальны, часто
не полностью отрефлексированы и не кодифицированы.
Однако целый ряд аспектов обыденной жизни подвергается ре-
гуляции через социетальные институты. Так, экстремальные ситу-
ации в межличностных отношениях разрешаются средствами пра-
ва. Законодательному регулированию подвергаются также часть
семейно-родственных отношений (например, права и обязанности сцупругов, родителей и детей, право наследования,
и т. п.). Общесоциальную значимость приобрета-
ют важнейшие институты социализации — общее образование и
средства массовой информации — а также институты здравоохранения. Институционализована
в таких формах общественная активность (профсоюзы, доброволь-
ные общества и ассоциации и т. п.); это относится в значительной
степени к сфере досуга (учреждения культуры).
Как уже говорилось, специализированные области социокуль-
турного пространства в современном обществе организованы
с помощью узаконенных институциональных структур.
Нормы и правила, которые регулируют здесь отношения и
продукцию, кодифицированы. Они осваиваются и реализуются людь-
ми в процессе профессиональной подготовки и деятельности
как непреложные компоненты.
Такое различие институциональных и обыденных структур
предполагает особенности социальных санкций, применяемых к
тем, кто выходит за норматив-
но установленные пределы. На обыденном
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
уровне такое «отклонение» имеет микрогрупповое значение, т.е. оценивается и вызы-
вает действенную реакцию в сети непосредственных отношений.
Оно фиксируется быстро благода-
ря прямому наблюдению. Нарушение правовых норм
карается по закону; вненормативный подвиг вознаграждается в
соответствии с социально установленными формами. Нарушение
нравов и обычаев в настоящее время влечет за собой относительно
слабые негативные санкции; социально полезное или образцовое
поведение вызывает одобрение со стороны той группы, в границах
которой оно проявляется.
В специализированных сферах культуры выход за норматив-
ные рамки в одних случаях рассматривается как правонарушение, а
в других — как культурная инновация. В первом случае нарушитель
карается в соответствии с законом, во втором — продукты ненор-
мативной деятельности предстают перед судом экспертов, подвер-
гаются практической проверке. Если доказана их значимость для
специализированной сферы культуры или более широкого куль-
турного контекста, они обретают право на существование и в оп-
ределенных случаях их создатель получает социально установлен-
ное вознаграждение. В то же время «отклонения» здесь
редко поддаются непосредственному фиксированию, ибо те, кто
их совершает, могут трансформировать способ и результаты сво-
ей деятельности не сразу, а постепенно вводя в нее новые элементы.
Наконец, еще один значимый признак, различающий обыден-
ный и специализированный уровни– это степень связи с другими
культурами. Феномены обыденной жизни, в том числе свойствен-
ные ей нормы и правила, в основе своей являются антропологич-
но универсальными, а по структуре и содержанию они культурно
специфичны. Так, семейные отношения существуют в
любом обществе, но их формы варьируются от нуклеарной со
слабыми родственными связями до разветвленной и солидарной. Или же домашнее хозяйство,
которое ведется в каждой семье, но имеет разное содержание в
зависимости от локальных или национальных особенностей сооб-
щества. Межкультурные связи на этом уровне минимальны, ибо
обусловлены непосредственными контактами предста-
вителей разных культур. Разумеется, при современном развитии
средств массовой информации круг знакомства представителей
каждой культуры с другими существенно расширился. Однако
это всего лишь осведомленность о су-
ществовании других культур и о различиях между ними, а не их
освоение.
Специализированные области имеют антропологические осно-
вания, но в отличие от обыденного уровня общей для них является культурная кодификация, наблюдаемая в глобальном масштабе. Поэтому
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
локальны здесь не столько формы, сколько особенности предмета
интереса и способы выражения. Искусство, наука, право, религия -
их межкультурные сопоставимость, равно как и обмен, возможны
именно благодаря общим для всех культур основаниям их выде-
ленности. Формы межкультурных связей на институционально-
социетальном уровне отличаются от обыденных. В рамках каждой
из областей накапливается информация об истории ее развития
в разных странах; соответствующие знания осваиваются и используются в процессах про-
фессиональной подготовки и деятельности.
Кроме того, динамика каждой из них во многом зависит от зна-
комства с текущими достижениями, имеющимися в других стра-
нах. Причем оно не ограничивается простой осведом-
ленностью, но включает в себя освоение, практическую проверку
соответствующих явлений. Так, в науке каждое новое положение
или теория, созданные в одной стране, обсуждаются, подвергают-
ся критическому анализу на уровне мировой научной обществен-
ности. В искусстве новые направления, выразительные средства,
сложившиеся в одних культурных регионах, обязательно апроби-
руются в других. Политические инновации быстро распространя-
ются через каналы межгосударственных связей и т. п. Собственно
говоря, из наиболее удачных образцов решения социально зна-
чимых проблем в институциональных областях благодаря обмену
между разными странами и регионами складывается то, что можно
назвать ценностным пространством мировой культуры.
Итак, отмеченные различия позволили выделить структурно-
функциональные
границы между обыденным и специализирован-
ным уровнями социокультурного пространства. Это различия в за-
дачах, в специфике деятельности и подготовки к ней, в средствах
и результатах деятельности, в организационных структурах и сан-
кциях, связанных с их поддержанием или нарушением, в характе-
ре межкультурных связей. В этих пределах можно рассматривать
обыденную жизненную среду с точки зрения специфичных дина-
мических закономерностей ее существования.
Контрольные вопросы
1. Обыденый уровень социокультурного пространства: особеннос-
ти строения.
2. Источники социализации в контексте обыденной жизни.
3. Функциональные различия институционального и обыденного
уровней социокультурного пространства.
4. Связи между институциональным и обыденном уровнями социо-
культурного пространства в контексте обыденной реальности.
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Глава 3. Теоретическая модель образа жизни: