Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво
распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство-
вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенное
более ранними социологическими теориями, такими как осново-
полагающая работа Бергера и Лукмана о социальном конструи-
ровании реальности, символический интеракционизм Блумера,
этнометодология Гарфинкеля, анализ фреймов Гоффмана. Новые
направления в социологии культуры находились под влияни-
ем других дисциплин, таких как антропология (особенно работа
К. Гиртца), история, политология, литературоведение, культурные,
феминистские, этнические исследования, а также таких ориента-
ций европейской социологии, как постструктуралистские теории
во Франции, группа Cultural Studies и Science Studies в Британии.
Следует подчеркнуть также общее влияние постмодернизма, где в
отличие от социологической теории мейнстрима, культура приоб-
рела первостепенное значение по сравнению с социальной струк-
турой. Кроме того, безоговорочная уверенность в том, что культура
представляет собой единую целостную систему, сменилась внима-
нием к непредсказуемости, несвязности и непоследовательности
ее проявлений.
Эти теоретические направления, появившиеся одновремен-
но в ряде стран, сошлись в заметное движение, которое обеспечи-
ло интеллектуальную среду, где новые веяния могли укорениться.
В рамках социологической теории именно они обусловили необхо-
димость пересмотреть такие важные темы, как сущность культур-
ной реальности, ее связь с формами социальности, и сформулиро-
вать новые подходы к ее изучению. В связи с этим такие ключевые
предметные области познания, как экономические и политические
институты, общественное расслоение и их изменения в макро- и
микровременном измерениях, информационное общество, социа-
лизация и социальная идентичность, начали рассматриваться в све-
те новых концептов и методов. В их рамках возник ряд требующих
определенных ответов вопросов:
– как определить и концептуализировать культуру в ее фунда-
ментальных характеристиках и в современных проявлениях;
– как концептуализировать отношения между понятиями «куль-
тура» и «социальная структура»;
– как осуществлять систематические исследования в области со-
циологии культуры теперь, когда подвергается сомнению традици-
онное представление об их причинно-следственных связях.
В настоящее время многие социологи культуры считают свою
предметную область непоследовательной, противоречивой, фраг-
часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры
ментированной и нестабильной. В ее рамках сосуществуют раз-
ные взгляды на соотношение социального и культурного аспектов
человеческого существования. Культурные феномены больше не
рассматриваются как «отражение» социальных структур, но от-
сутствует согласие о том, где кончается их взаимозависимость и
начинается взаимная автономия. На уровне теоретических постро-
ений отстаиваются как интерпретативные, так и объяснительные
позиции наряду с возражениями, что ни одна из них не адекватна
для исследования культуры.
В то же время совершенно очевидно, что уже сегодня иссле-
дования в области социологии культуры в значительной степени
демистифицируют и развенчивают самые, казалось бы, неоспо-
римые представления. Сомнению подвергается безусловно детер-
минирующая роль экономических и политических институтов,
бесспорный авторитет науки или так называемой высокой культу-
ры в поддержании или изменении хода общественной жизни. В то
же время указывается на непредвиденные влияния культур мень-
шинств (этнических, расовых, феминистских) на ситуации социе-
тального уровня и на их символические связи с культурными эли-
тами.
Так или иначе, социология культуры остается конгломератом
теоретических ориентаций и позиций, концептуальных моделей
и методологических принципов с относительно неопределенной
предметной областью. Тем не менее, здесь выдвигаются интер-
претации отношений между социальным и культурным аспектами
совместного существования людей, которые расходятся с теми, что
приняты в остальных частях социологии. Поскольку ее границы
оказались исключительно проницаемыми для теоретических на-
правлений из разных стран, а также областей социальных наук и
гуманитарного знания, она вобрала в себя и ассимилировала как
классические, так и самые новые идеи.
Ниже предлагается вариант концептуального упорядочения
этой области социологического знания по нескольким взаимосвя-
занным направлениям, представленным своего рода шкалами с по-
люсами, значимыми с эпистемологической точки зрения:
– уровень изучения связей между социальными и культурны-
ми образованиями. Здесь рассматривается спектр теоретических
представлений, располагающийся между макро- и микросоциоло-
гическими позициями;
– объяснительные принципы при изучении этих связей. В этом
случае полюсами шкалы становятся социальная детерминирован-
ность культурных феноменов и культурная обусловленность соци-
альных структур;
– культура как предмет исследования. Вслед за существующей
сегодня полемикой на эту тему выделяются концепции неявной
раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания
(имплицитной, скрытой, латентной) и явной (эксплицитной, репре-
зентированной, записанной) форм существования культуры.
Объекты изучения в рамках социологии культуры: связи меж-