В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль-
турного пространства состоит в рассмотрении со-
циального взаимодействия с точки зрения сохранения или изме-
нения их форм и структур и выявлении способов фиксирования
такого рода динамических характеристик. Для решения этой за-
дачи методологически важно выделить устойчивые конфигурации
интеракций, имеющие символическое закрепление в
культуре, служащие механизмами поддержания
социокультурных порядков в обществе. Если
в рамках социологии такие образования находят отражение в понятии
«социальная структура», описывающем функциональные связи
между институтами в повторяющихся социально зна-
чимых ситуациях, то в культурной антропологии обычно обраща-
ются к категориям «нормы» и «правила», трактуемым в контексте межличностных отношений. Представления о формах их
существования и способах
обнаружения во многих случаях разноречивы. Однако изначально полагается, что они
придают определенность и социально значимый смысл действиям
и поведению людей в ситуациях взаимо-
действия. Они выражены в определенных
культурных кодах и
закреплены в текс-
тах, формулах речи, актах поведения, последовательностях дейс-
твий. Соответственно выделяется пространство нор-
мативных образований, с помощью которых
люди организуют
ситуации взаимодействия на уровне практик и
представлений.
Личность в этом случае представлена
концептами «позиция», «статус», «роль», «идентичность».
В культурной антропологии, соци-
ологии, социальной психологии они указывают на связь между порядками действий
и
представлений.
Понятие «социальная позиция» обозначает определенную ка-
тегорию культуры, с помощью которой люди выделяют себя и друг
друга как некоторое множество, объединенное общим признаком
или набором общих признаков. Такие культурно установленные
позиции, как «молодежь», «этническое меньшинство», «бюрокра-
тический аппарат», «больные» и т. п. содержат указание на выделенность
этих людей в социокультурном пространстве.
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
Соответствующие категории выполняют в культуре важные функ-
ции, а именно:
–фиксируют социокультурную дифференциацию по различным
основаниям, принятым как социально значимые;
–определяют социокультур-
ную модальность соответствующих групп;
–становятся предметом обязательного массового освоения.
Однако понятия «позиция» недостаточно, чтобы дифференци-
ровать функции личности в системе общественного разделения труда или в границах образа жиз-
ни, а также оценить место, занимаемое ею в обществе. Такие характеристики следует
упорядочить в соответствии со шкалами, отражающими различия осу-
ществляемых действий и решений и степень ответственности за их
социальные и культурные последствия. Это можно сделать, обращаясь к
взаимным правам и обязанностям, регулирующим социальное взаимодействие в стандартизиро-
ванных ситуациях.
В на-
уках об обществе и культуре принято конкретизировать норматив-
ное представление о социальной позиции в понятии «статус». Оно
обозначает фиксированные письменно, устно или в сте-
реотипах поведения наборы прав и обязанностей, соответствую-
щих определенным позициям, а также правила их культурно уста-
новленного распределения в социокультурном пространстве. В этом случае речь идет об уточнении
социальной дифференциации не только по функциям, но и
по внутренней организации их осуществления. Иными словами, в статусных
отношениях фиксируются структурообразующие принципы
устойчивых социально значимых форм взаимо-
действия.
Благодаря акценту на нормативных аспектах социальных от-
ношений понятие помогает упорядочить членов общества в соот-
ветствии с иерархией прав и обязанностей в зависимости от объ-
ема, качества, силы социальных последствий их отправления.
Так, статус государственного деятеля в этом отношении
выше статуса крупного коммерсанта, поскольку действия перво-
го в большей степени влияют на общественную жизнь,
чем действия второго. Поскольку, как следует из определе-
ния понятия «позиция», закрепленное в культуре представление о
социокультурной дифференциации многомерно, люди, выполняю-
щие различные наборы функций, могут иметь одинаковый статус.
Так, в культурном отношении статусы титулованного академика и
выдающегося художника примерно равноценны; то же можно сказать,
сравнивая менеджера высокого ранга и крупного коммерсанта
и т. п.
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
Определяющие социальный статус права и обязанности суть
границы социального функционирования не столько в строгом юридичес-
ком, сколько в коммуникационном смысле. Речь идет о стереотипных
формах обмена действиями, предметами, информацией, оценками
в культурно зафиксированных ситуациях взаимодействия. Иными
словами, понятие объединяет в себе как правовые, так и обы-
денно-культурные нормы, детерминирующие, например, такие индивидуальные преимущества в этих условиях, как право предшест-
вования, авторитетного суждения, установления межличностной дистанции и т. п.
На этой основе
становится возможным сравнение по статусу людей, занимающих
в обществе различные позиции.
Это понятие занимает важное место в структуре катего-
рии «образ жизни». Поскольку личность в каждой своей жизнен-
ной ситуации участвует в некоторой совокупности неоднородных
систем социокультурных отношений, различны не только ее функции, но
и положения, занимаемые ею в каждой из них. Иными
словами, личность может иметь разный статус по разным пози-
циям, к которым она одновременно принадлежит. Для ее образа
жизни расхождение в статусе может иметь важные динамические
последствия. Так, если человек с высоким статусом в официальных
кругах имеет низкий статус в семье или дружеском сообществе, у
него возникает эмоциональное напряжение, требующее разреше-
ния, т.е. определенных изменений в образе жизни.
Из сказанного становится очевидным различие между
понятиями «позиция» и «статус». Первое указывает на
то, что в культуре предусматриваются категории, предназначен-
ные для дифференциации членов общества по различным социаль-
но значимым основаниям. Второе позволяет упо-
рядочить и «прошкалировать» членов общества по их функциям,
представленным через их права, обязанности и меру ответственности.
Познавательные возможности понятия «статус»
делают его важным аналитическим инструментом при изучении
строения социокультурного пространства и динамики событий внутри него. В то же
время для выделения функциональных характеристик активности носителя определенного статуса
применяется понятие «роль». Разумеется, оно
представляет собой метафору западной
научной культуры, акцентирующую упорядоченные, рациональ-
ные компоненты поведения личности в ситуациях социального
взаимодействия. Такой акцент может помешать исследователю
увидеть социальный и культурный порядок в других обществах,
где названные компоненты не занимают доминирующего поло-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
жения в организации интеракции. И все же при
умелом применении это понятие имеет важные познавательные
возможности. Оно выделяет предписания, соответствующие определенным
социальным позициям и
статусам в подразумеваемых ими струк-
турах социальных отношений или детерминированных ими
жизненных ситуациях. Иными словами, понятие относится к так
называемым оперативным нормам: что следует делать, как, в какой
последовательности в определенной системе взаимодействия. С
точки зрения упорядочения связей между людьми оно отражает
установившиеся и символически зафиксированные
взаимные ожидания участников типичных социокультурных ситуаций.
Такие организующие начала отличаются от тех, что вклю-
чаются в понятие «статус». В последнем случае подразумевается, что значительная часть
поведения ориентирована прямо
на других людей. Роль же предполагает правила,
организующие конкретные действия индивида для реализации
определенных потребностей, интересов, запросов в стандартных
социокультурных ситуациях. Часть такого поведения описывается
в соотнесении с определенными правами и обязанностями. Напри-
мер, в роли родителей людям под давлением общественного мне-
ния и даже закона приходится придерживаться достаточ-
но жестких нормативных рамок, предписанных данной культурой
или субкультурой.
Другая часть поведения может рассматриваться с позиций его
внутренней организации, т.е. стандартизированных последова-
тельностей действий, которых люди склонны придерживаться в
целях экономии усилий. Такие правила принимаются индивидом
по собственному выбору из альтернатив, культурно зафиксиро-
ванных в рамках определенной роли. Так, в процессе обучения
преподаватель может представить учебный материал в более прос-
той или более сложной форме, с большей или меньшей степенью
наглядности, преимущественно с фактологическим или теорети-
ческим акцентом. Выход за рамки правил подобного рода по сравнению с первым случаем в значи-
тельно большей степени контролируется самой личностью, а не ее
окружением.
Ролевая концепция личности оказывается весьма полезной
при изучении динамики культуры. Рассмотрение ролей,
исполняемых индивидом с определенным статусом в конкретной
жизненной ситуации, позволяет увидеть динамическое поле его
образа жизни. Составляющие этого набора могут быть конгруэнтными, т.е.
сходиться к реализации сходных или дополнительных функций. В
этом случае более вероятно воспроизведение имеющейся ситуа-
ции. Однако они могут вступать
в столкновение. Тогда индивид ощущает неудобство от необходи-
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
мости одновременно исполнять несовместимые роли (например,
отца и юриста по отношению к сыну-правонарушителю) или в од-
ной ролевой ситуация выполнять действия, последствия которых
будут отрицаться в другой (например, как политик человек подде-
рживает определенную форму налогообложения, а как налогоплатель-
щик страдает от нее). Соответственно в подобных слу-
чаях индивиду приходится искать выход из ситуации за счет изме-
нения правил
поведения, представлений, ориентаций, соответствующих выполнению определенных ролевых фун-
кций. Их сочетания могут становиться более согласованными
или же выстраиваться на новых основаниях, обусловливая
таким образом изменения в структуре образа жизни.
Аналитическая ценность категорий «позиция», «статус» и «роль» состоит
в том, что они предполагают выявление и операциональное опи-
сание устойчивых связей между их теоретическим
содержанием и наблюдаемым поведением. Последнее может быть представлено в обоснованных эмпирических показателях, соответствующих его воспроизводящимся схемам в однотипных ситуациях.