Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему
обусловлена действием индивидуальных и социальных меха-
низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культуре не су-
ществует стандартных способов справиться с ней,
то напряженность, неопределенность ситуации возрас-
тают, и среди ее участников распространяется ощущение тревоги
и беспокойства. Стремление преодолеть эти состояния становится
побудителем к более эффективным действиям и благоприятствует
переходу от случайных проб и ошибок к целенаправленному по-
иску, к специальной организации социального взаимодействия и коммуникации для
выработки и реализации соответствующих решений. В этом случае
определение проблемной ситуации предполагает ряд процедур:
– оценить по обозначенным выше показателям социальную зна-
чимость проблемы;
– выявить степень восприимчивости и готовности заинтересо-
ванных людей к ее рациональному решению;
– определить тип организации и стратегии социального взаимо-
действия подходящих для ситуации.
Определение границ проблемной ситуации. При определении
проблемной ситуации следует принимать во внимание, что она мо-
жет распространяться либо в рамках отдельной социокультурной
единицы, либо в больших масштабах. В первом случае речь идет
о реорганизации форм социального взаимодействия, которая до-
ступна акторам в контексте окружения, представляющего собой
поле реализации соответствующих возможностей.
Во втором случае затруднения могут осознаваться людьми
либо ошибочно как специфичные, либо адекватно как общесоци-
альные. Однако оказывается, что в культуре не существует стан-
дартных способов их преодоления. Соответственно необходимы
изменения моделей социального взаимодействия, т. е. формооб-
разующих характеристик, таких как определение ситуации, выбор
соответствующих социокультурных технологий. Это осуществля-
гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
ется в двух планах:
- «фоновый», обусловленный
наличием социально значимой проблемы независимо от особен-
ностей функционирования конкретной социальной единицы;
- ситуативный, где такая проблема имеет конкретные
формы выражения.
Социальная эффективность решения проблемной ситуации,
т. е. его приемлемость для других и высокая вероятность улучше-
ния положения дел, существенным образом зависит от степени го-
товности ее участников рационально преодолевать имеющиеся за-
труднения. Соответственно механизмы кристаллизации структур
взаимодействия должны соответствовать проблемообразующим
факторам.
Стадии формирования отношения людей к проблемной ситу-
ации. Как известно, значимая проблема любого масштаба в начале
ее массового осознания ощущается людьми как личностная. Люди,
будучи членами определенных социальных групп и организаций,
прежде всего на индивидуальном уровне убеждаются в неэффек-
тивности устаревших культурных образцов, ценностей, норм для
преодоления имеющихся у них затруднений. Чувство тревоги и
беспокойства в этом случае побуждает их к поисковой актив-
ности. При отсутствии в культуре стандартных способов решения
проблемы существенно увеличивается степень разнонаправлен-
ности поисков. Появляются вначале единичные, а затем множес-
твенные «отклонения« от ранее принятых в обществе регуляторов
социальных отношений. Их интегративные функции ослабевают.
Активность людей размывает ранее установленные нормативные
рамки; разрушаются структуры связей внутри социальных систем;
существенно и ощутимо ослабевает эффективность их функцио-
нирования; уменьшается количество благ, ранее обеспечиваемых
их членам за счет адекватного выполнения предписанных дейс-
твий. В результате вокруг всего этого образуется поле социальной
дезорганизации, последствия которого зависят от характера как
«фоновой» социально значимой проблемой ситуации, так и специ-
фичных для различных социальных систем затруднений.
Одновременно в этом поле постепенно, на индивидуальном и
межличностном уровне, путем проб и ошибок начинают форми-
роваться вначале образы, а затем и рациональные представления
о проблемной ситуации: определяются ее источники; текущие и
возможные негативные последствия; необходимые для ее преодо-
ления ресурсы и способы деятельности; характер и признаки выхо-
да из нее. Социальная значимость проблемы активизирует обмен
информацией между людьми об альтернативных возможностях та-
кого рода. Интенсивная социальная коммуникация сопровождает-
ся процессами их формирования, сравнения и оценки; отбора на-
иболее приемлемых для совместной реализации; кристаллизации
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия групп, ориентированных на каждую из них. Иными словами, они
становятся основанием новых границ групповой дифференциации
в обществе. Соотношение сил в ее рамках, степень расхождения
в определении ситуации обуславливают интенсивность и направ-
ленность социокультурной динамики.
Когда проблема воспринимается в массовом масштабе как
личная и не имеет разделяемых групповых определений, перед
каждым социальным агентом открывается широкий круг возмож-
ностей выдвинуть и отстоять свое определение ситуации и на его
основаниях предложить направление совместных действий. Они
сохраняются и на стадии кристаллизации групповых представле-
ний о ситуации и форм активности в ее пределах. Однако теперь
агенту приходится считаться с ними и адресовать свои предложения
тем, для кого они приемлемы. Если же в обществе сложилось не-
сколько различных позиций, это означает децентрированность оп-
ределений ситуации, когда существует несколько равносильных,
из которых одни являются точными и реалистичными, а другие —
нет. В таких условиях предлагаются различные модели социаль-
ного взаимодействия, направленного на выработку и реализацию
социально значимых решений. Следует подчеркнуть, что обычно
по-разному и не всегда адекватно оценивается соотношение обще-
социальной и специфичной для системы проблем: чаще всего пре-
увеличивая значимость либо одной, либо другой. И эти различия
оказывают существенное влияние на способы и содержание транс-
лируемого социокультурного опыта.
Типы реакций людей на проблемную ситуацию. Реакции лю-
дей на проблемную ситуацию неодинаковы. В общем виде, со-
гласно парадигме А. Адлера можно выделить четыре базовых типа
реакций: активно-деструктивный (агрессия), пассивно-деструк-
тивный (деградация), активно-конструктивный (инновация), пассивно-конс-
труктивный (поддержание наличного положения дел)1. При агрессивной ориентации
в проблемной ситуации люди стремятся разрушить те
факторы, которые, по их мнению, порождают ее. Она характеризу-
ется возбужденностью, повышенной эмоциональностью, деструк-
тивной активностью, сужением поля восприятия, ослаблением ме-
ханизмов регуляции поведения. Деструктивность может быть на-
правлена на окружение социокультурной единицы или внутрь нее.
В первом случае люди стремятся найти виновников своих затруд-
нений вовне и нейтрализовать их путем резких нападок, критики,
борьбы. Во втором — в группе начинаются взаимные обвинения,
1 Подробно об этом см.: Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1988; Дрид-
зе Т.М., Орлова Э.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995, с. 95–99;
Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М.: 1987. В данном случае
оба типа пассивного реагирования сводятся в один, поскольку для идеально-типи-
ческой модели различия между ними не имеют значения.
гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
преследования и т. п. Таким образом, агрессивный тип ре-
агирования людей на проблемную ситуацию приводит к конфлик-
ту: межгрупповому, если агрессия направлена на окружающие их
группы; внутригрупповому — при обращенности
агрессии вовнутрь.
Пассивная реакция на проблемную ситуацию характеризуется
отказом людей от участия в ее решении и сопровождается депрес-
сивным состоянием, отсутствием побуждений к активности, стра-
хом перед новизной. В группах с такой доминантой усиливаются
тенденции к консолидации, формированию оборонительной пози-
ции по отношению к возможным изменениям. Избежание реше-
ния проблемы может носить внутригрупповой характер или быть
связанным с поиском поддержки вовне. В первом случае ресурсы
расходуются на сохранение группового статус-кво. Во втором —
предпринимаются некоторые попытки объединиться с себе по-
добными, дабы усилить пассивную оборону в отношении перемен.
Соответственно такой тип реагирования вызывает внутригруппо-
вые и межгрупповые тенденции к консолидации консервативных
сил вокруг разделяемых культурных образцов, ценностей, норм,
оправдывающих их неучастие в решении проблемы.
Конструктивный тип реагирования на проблемную ситуацию
характеризуется активной направленностью людей на ее разрешение
без деструктивных последствий для себя и окружения.
Он отличается стеничным, состоянием личностной мобилизации,
попытками взаимодействовать с проблемообразующими факто-
рами так, чтобы путем различных комбинаций и переструктури-
рования отношений с ними найти удовлетворительное решение
проблемы, приемлемое и для социокультурной единицы, и для ее
окружения. В этом случае члены группы становятся инициатора-
ми поиска эффективных форм интеракций.
Внутри группы это способствует выбору формы
социального взаимодействия, открытого для корректировки. В от-
ношениях группы с окружением доминирует стремление нейтра-
лизовать или нормировать факторы, обусловливающие наличие
проблемы в более широком социокультурном контексте. Таким
образом, конструктивное поведение обеспечивает широкое поле
для переговоров и торгов на обоих
уровнях.
Следует подчеркнуть, что перечисленные типы реагирования
на проблемную ситуацию — это теоретические идеализации, кото-
рые редко встречаются в реальности и в чистом виде. Обычно речь
идет об их смешанных проявлениях, хотя всегда можно
заметить определенную организующую доминанту: агрессивную,
пассивную или конструктивную. В рамках социальных систем,
даже с ярко выраженными типами реакции на проблемную си-
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
туацию, отнюдь не все участники ведут себя одинаково. Всегда в
каждой из них имеются проявления всех трех типов. Однако одни
из них на какое-то время становятся преобладающими, оттеснют
на задний план, подавляют побуждения действовать иным образом.
Именно этим объясняются возможности перехода от одной ориен-
тации в решении проблемы к другой как внутри группы, так и в ее
отношениях с окружением.
Предпосылки организации социального взаимодействия в
проблемной ситуации1.
В соответствии с определением источников
можно выделить типы социально значимых проблем, определяю-
щие области социокультурного пространства их распространения.
Это предполагает специальную концентрацию ресурсов и органи-
зацию социального взаимодействия при условии, что в обществе
существует стремление преодолеть проблемную ситуацию.
Расхождение между массовыми запросами и возможностями
их удовлетворения. Расхождение между запросами и возможнос-
тями их удовлетворения в определенном локусе приобретает фор-
му социально значимой проблемы при достижении массового мас-
штаба. Такая ситуация характерна для модернизирующегося об-
щества, когда новые социокультурные образцы — товары, услуги,
ценностные ориентации, нормы отношений, мнения, суждения и
т.п. — распространяются благодаря проникновению из более разви-
тых стран, с одной стороны, и наличию более модернизованных об-
ластей социо-культурного пространства — с другой. Качественные
характеристики таких артефактов определяют массовый интерес
к ним и желание использовать их в повседневной жизни. Однако
низкая скорость и неравномерная распредленность
модернизационных процессов, ориентированность в первую оче-
редь на использование результатов модернизации, а не на форми-
рование ее предпосылок на институциональном уровне, обуслов-
ливают невозможность удовлетворить такой спрос и вызывает со-
ответствующие реакции. Активно- разрушительный тип поведения
приобретает в этом случае две базовые ориентации. Одна связана
с враждебностью к проявлениям модернизации. Люди объединя-
ются, чтобы оказывать сопротивление их проникновению и рас-
пространению в обществе, вступать в борьбу с их
носителями, возбуждать общественное мнение против соответствующих
процессов и тем самым попытаться разрушить новые
запросы. Другая обусловлена стремлением определенных групп
людей захватить контроль над такими образцами (проникновени-
ем, распространением, пользованием), а также принуждать других
следовать им. Они объединяются, чтобы усилить запросы, вызвать
массовое недовольство их недостаточной удовлетворенностью,
1 Подробнее о типах проблемных ситуаций см.: Дридзе Т.М., Орлова Э.А., Ос-
новны социокультурного проектирования. М.: 1995.
гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
вести борьбу с противниками модернизации, пытаясь разрушить
таким образом существующее в обществе сопротивление измене-
ниям. Следует подчеркнуть, что в обоих случаях проявляются де-
структивные тенденции, распознаваемые по занимаемой позиции
«против»: против модернизации в первом
случае; против ее недостаточно быстрого осуществления и тех, кто тор-
мозит или не принимает ее, — во втором.
При пассивной позиции
выраженность новых запросов сочетается с отсутствием
побуждений проявлять активность, направленную на их удовлет-
ворение собственными силами. Одни люди группируются вокруг
сохранения привычных культурных стереотипов: им прида-
ется статус «традиционных ценностей», «культурного наследия»;
вокруг них создается атмосфера поклонения вплоть до наделения
их сакральным смыслом. Другие объединяются с целью обесцени-
вания новых запросов. Признавая в принципе позитивное значе-
ние модернизационных образцов, эти люди подчеркивают, что
без них можно обойтись, и порой вполне убедительно доказывают
свою позицию. Таким образом, в обоих случаях проявляется же-
лание защититься от культурных новшеств, особенно
от необходимости обучаться их созданию. Они согласны скорее
свернуть собственные запросы и отстаивать ценность следования
привычным, хотя и неэффективным культурным стереотипам, не-
жели мобилизовать усилия для активизации модернизационных
процессов.
Конструктивный тип поведения определяется ориентацией
людей на приведение условий своего существования в соответс-
твие с изменяющимися запросами. Они объединяются, чтобы об-
новить элементы своего окружения, создать на институциональ-
ном и/или обыденном уровне предпосылки для воспроизведения
собственными силами тех модернизационных образцов — вещей,
знаний, технологий, качества жизни, — которые при заимство-
вании извне оказались наиболее приемлемыми. Часть людей при
таком подходе ориентирована на полное обновление тех элемен-
тов окружения, которые обеспечивают удовлетворение изменив-
шихся запросов. Они совместно осваивают, адаптируют,
изобретают социокультурные новшества для ут-
верждения их значимости в современном образе жизни. Другие,
следуя изменившимся интересам, предпочитают опираться в основ-
ном на имеющиеся элементы окружения. Своими взаимодействиями и коммуникациями они помогают
модернизировать, рекомбинировать такие элементы и
с минимальным обновлением собственными силами создают воз-
можности для улучшения качества жизни. В обоих случаях прояв-
ляется ориентация на модификацию элементов окружения в со-
ответствии с собственными ориентациями, а где это оказывается
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
невозможным, — на переориентацию запросов, но в модернизаци-
онном, а не в традиционалистском направлении.
Неосвоенность культурных инноваций. Расхождение между
привычными стереотипами поведения и изменившимися услови-
ями жизни проявляется как социально значимая проблема в мас-
совой неосвоенности культурных инноваций. Речь идет о том, что
при наличии в обществе достаточно высокого культурного потен-
циала — знаний, навыков, ценностных ориентаций и т. п. — многие
социально полезные его элементы не используются людьми в про-
фессиональной и обыденной жизни, т. е. по сравнению с величи-
ной, он реализуется в непропорционально низкой степени. И хотя
в принципе он составляет источник ресурсов для освоения куль-
турных инноваций, общепринятые способы его использования не
соответствуют этой цели.
Люди, занимающие активно разрушительную позицию, стре-
мятся уничтожить или обесценить элементы нового в культуре.
Они предпринимают попытки блокировать пути освоения культур-
ных инноваций. Такая ориентация принимает различные формы.
Это может быть воинствующий консерватизм, представленный в
идеологиях национализма, религиозного фундаментализма, любой
другой социально– групповой непримиримости. Сюда же относят-
ся контркультурные идеологии, в рамках которых неосвоенность
культуры вообще становится центральным принципом существо-
вания. Наконец, следует упомянуть эзотерические культуры, слож-
ные практики которых помогают их хранителям игнорировать меняющиеся
элементы окружения. Каждая из подобных культурных форм
предполагает свои средства объединения людей против освоения
нового. Общее же для них — это активное сопротивление импера-
тивам адаптации в меняющихся условиях.
Люди, пассивно отказавшиеся от освоения культурных иннова-
ций, пытаются не обращать на них внимание. Одни занимают
социокультурные ниши, связанные с низкой культурной компетен-
тностью, обеспечивающей, однако, им вполне сносное существова-
ние. В условиях модернизирующегося общества, еще не достигше-
го постиндустриальной стадии, подобного рода группы составляют
работники низкой квалификации, в том числе те кто занимает зна-
чимые позиции в сферах управления, образования, науки, права и
т. п. Они объединяются, чтобы лоббировать
против повышения уровня культурной профессиональной компе-
тентности в массовом масштабе. Это проявляется в пропаганде ценностей
индивидуального практического опыта, в упорной ориентации на частные вопро-
сы, консервативные системы производства, управления, образова-
ния; в сопротивлении социальной необходимости высокого уровня
образованности, генерализованной, абстрактной формы знания,
теоретического обоснования решения социокультурных проблем.
гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
Другие составляют марги-
нализированнй, люмпенизированный слой общества. Они при-
нципиально или в силу сложившихся обстоятельств существуют в
социокультурном пространстве, допускающем их иждивенческое
существование. Там, где им это доступно, они пользуются культур-
ными инновациями, созданными другими людьми. Однако также
паразитическим способом: вещи крадутся и перепродаются; не-
умело используются, преимущественно разрушаются и т. п. Чаще
всего, однако, большинство культурных инноваций прямо не затра-
гивает таких людей, находясь за пределами их жизненного мира.
Разумеется, новые сложные объекты, процессы, явления культуры
в качестве общего социокультурного контекста оказывают на них
косвенное влияние, но не осваиваются. Несмотря на социокуль-
турные различия представителей обеих групп объединяет полное
нежелание иметь дело с чем-то выходящим за пределы их непос-
редственного личного опыта, обесценивание знания, стремление
сузить горизонты культуры.
Конструктивная ориентация на недостаточную освоенность
культурных инноваций проявляется в попытках овладеть новыми
знаниями и навыками. Люди, придерживающиеся ее, готовы за-
трачивать время и усилия на обучение и переобучение необходи-
мым в современных условиях видам деятельности; использовать
полученный опыт для улучшения условий своего существования.
В ходе освоения нового они обычно активно привлекают доступ-
ный им культурный потенциал:
- интенсифицирует-
ся использование объективированной информации;
- более частыми становятся межличностные контакты, позволя-
ющие им непосредственно обмениваться накопленным опытом;
- активизируются процессы культурной диффузии: из
более развитых источников черпаются образцы знаний, навыков,
технологий, а также способов и каналов их освоения.
Такие люди
объединяются, чтобы научиться владеть новыми элементами
окружения, восстановить и не утрачивать контроль над динамич-
ной жизненной средой в необходимой полноте. Они утверждают в
обществе ценности образованности, компетентности, ответствен-
ности, сложности и утонченности культурного опыта.
Расхождение между необходимостью и нежеланием рацио-
нально согласовывать действия. Социальная значимость проблемы,
обусловленной расхождением между необходимостью и нежела-
нием действовать рационально, связана с ослаблением в обществе
функциональных связей, действенности нормативных регуляторов
социокультурной жизни и, наоборот, с усилением ценности
межличностных отношений, управляемых взаимными ситуатив-
ными эмоциональными реакциями. Такое положение дел характе-
ризуется снижением уровня социальной организации в обществе,
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
обусловленным ослаблением и упрощением его инсти-
тутов. Их дезинтеграция проявляется в том, что устаревают, но не за-
меняются новыми, адекватными изменившимся условиям, нормы
и правила социального взаимодействия. Соответственно люди, убедившиеся в неэффективности ранее установленных предписаний, перестают следовать им. В результате каждый
начинает все более вольно трактовать свои права и обязанности и
все менее считаться с ожиданиями других. Таким образом, интег-
рированность социальных систем снижается. Дедифференциация
связана с тем, что структура социальной системы постепенно утрачивает четкие очертания, а ее элементы
утрачивают функциональную необходимость.
Часть из них поглащается другими, более сильными; часть — про-
должает существовать, не неся полезной нагрузки; часть — раз-
рушается. В результате структура системы размывается, границы
между ее элементами теряют определенность и она переходит в
синкретичное, т. е. слабо упорядоченное состояние, при котором
может выполнить только самые примитивные функции с низкой
степенью эффективности. Люди реагируют на подобного рода про-
цессы неодинаково.
В таких условиях активно разрушительный тип реакции оп-
ределяется направленностью на полную деструкцию системы
и проявляется в попытках людей на словах и на деле доказать ее
ненужность. Дисфункциональными становятся действия, нанося-
щие вред как самой системе, так и ее окружению. В таких усло-
виях люди разрывают имеющиеся между ними функци-
ональные связи, а если и объединяются, то случайным образом и
ненадолго, чтобы нанести очередной удар целостности системы.
Рациональные основания для согласованного взаимодействия внутри нее ут-
рачиваются, поскольку ее значимость для
окружения сводится к минимуму. Люди перестают усматривать
смысл в продолжении совершаемых ранее действий и переориентируют их на разрушение того, что они считают причиной своих неудач. При подобном состоянии системы даже активное внешнее
воздействие, например, распоряжения вышестоящей организа-
ции или сильный лидер, не смогут упорядочить ее. Рациональное
объединение тех, для кого характерна разрушительная ориентация, для
выполнения совместных действий невозможно, поскольку они по
инерции будут придерживаться ее поодиночке или в случайных быстро распадающих-
ся группировках.
Пассивная позиция обычно способствует
переходу социальной системы в состояние деграда-
ции, которое может сохраняться неопределенно долго. Отказ от ра-
ционального решения проблемы приводит к ее воспроизведению.
А нежелание терять занимаемые в рамках системы социальные по-
зиции удерживает людей от разрушительных действий или отка-
за от участия. Соответственно их вялые усилия направлены лишь
гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
на удержание собственных позиций. Это обычно осуществляется
несколькими способами. Во-первых, на индивидуальном уров-
не проявляется так называемая псевдо– или квазидеятельность1.
В этом случае сохраняется видимость целесообразной активнос-
ти, которая не приводит ни к каким социально полезным резуль-
татам. Во-вторых, случайные группировки
спорадически объединяются, направляя усилия на сохранение
статус кво. В этих формах сохраняются социально бес-
полезные функциональные подразделения, рабочие места, долж-
ности и звания, обеспечивающие определенные социальные
позиции с сопутствующими благами. В-третьих, в контексте межлич-
ностных отношений осуществляется взаимная бытовая помощь и
эмоциональная поддержка, позволяющие людям оттеснить трево-
гу и страх перед неопределенностью, непредсказуемостью воздействий
внешней среды, собственной беспомощностью в этих условиях.
Они остаются в рамках системы на любых социальных позициях,
поскольку последние для них лишь средство инерционно сохра-
нять сложившиеся отношения взаимной поддержки, которые ока-
зыаются для них важнее, чем престиж или продвижение в карьере.
Соответственно их активность не становится вкладом в эффектив-
ное решение проблемы. Таким образом, пассивная реакция на не-
обходимость рациональной организации социального взаимодейс-
твия в проблемной ситуации ведет к увеличению степени дисфун-
кциональности системы.
Люди с конструктивной ориентацией в такой ситуации вынуж-
дены рационально согласовывать друг с другом свои действия, по-
нимая, что социально значимая проблема на индивидуальном уров-
не неразрешима. Соответственно их организованные совместные
усилия направлены не просто на сохранение системы,
к которой они принадлежат, но на поддержание ее целесообраз-
ности. Необходимость такой организации в условиях нормативной
неопределенности, исчерпанности предыдущих культурных об-
разцов предполагает затрату дополнительных усилий на совмест-
ную выработку частных механизмов регуляции взаимодействия в
конкретных условиях. Воспроизведение его позитивных результатов
также требует специальных усилий.
Соответственно людям приходится рационализировать свои действия
по нескольким направлениям:
— для определения того, какие совместные действия будут функ-
циональными для решения проблемы;
— для организации взаимодействия, направленного на реализа-
цию этих функций;
1 Термины, введенные в употребление Т.М. Дридзе. См.: Текстовая деятель-
ность в структуре социальной коммуникации. М.,
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
— для выработки и поддержания регуляторов взаимодействия и от-
ношений в проблемной ситуации;
— для оценки качества результатов взаимодействия и корректи-
ровки его направленности.
Разумеется, эффективность функционирования социаль-
ной системы при таких обстоятельствах не может быть высокой.
Однако, благодаря рациональной организации она не разруша-
ется, как при активной деструкции, и не утрачивает целесооб-
разности, как при пассивном воспроизведении. В этом случае со-
гласованность интеракции ее членов становится залогом не только
ее предохранения от разрушения, но и выполнения со-
циально полезных функций, направленных на решение социально
значимой проблемы.
При организации взаимодействия в проблемных
ситуациях следует принимать во внимание их ти-
пологию и тенденции соответствующего
поведения людей. Благодаря этому знанию у людей появляется
возможность в каждом конкретном случае более точно определить
подходящую стратегию совместных действий и форму их органи-
зации.