Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в
обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин-
теракций воспроизводились и были организованы в куль-
турно установленных формах. Они представляют собой разделяемые
референтные образования, с которыми люди соотносят свою
групповую и личностную идентичность. Их можно разделить на
легко различимые типы по их качественной определенности и
функциям регулирования отношений людей в ситуациях, обще-
ственная опасность которых уже преодолена совместными усили-
ями. Одни из них — социокультурные образцы — характеризуют
множество частных удачных способов преодоления затруднений.
Другие — культурные ценности — указывают на предпочтитель-
ные конвенционально установленные ориентиры при выборе из
образцов, соответствующих определенным ситуациям. Наконец,
третьи — социальные нормы — предписывают или запрещают оп-
ределенные виды активности в угрожающих людям или неразре-
шимых проблемных ситуациях. По этим параметрам одни реше-
ния проблем отличаются от других, а по воспроизведению соот-
ветствующих признаков определяются установившиеся паттерны
взаимодействий и коммуникаций в рутинных ситуациях.
Социокультурные образцы. Дифференцирующие признаки,
относящиеся к стилю и образу жизни людей, к совместной активности в системе общественного разделения труда, разумеется, не про-
извольны. Они формируются и складываются в определенные кон-
фигурации на основе решения социально значимых проблем в процессах социального
взаимодействия и коммуникации. Речь идет о самоопределении личности в обыден-
ной жизни, с одной стороны, и установлении, поддержании, изме-
нении индивидуальных и групповых связей в институциональном
окружении — с другой. На обоих уровнях социокультурного пространства в ходе совместного преодоления затруднений в отношениях с окружением формируются и
поддерживаются совокупности устойчивых конфигураций свя-
зей людей друг с другом, с предметно-пространственной средой.
Они определяют фиксированные
наборы мест, где происходят соответствующие взаимодействия,
используемые в них артефакты, критерии оценки их хода,
способы и правила такого использования.
С их помощью выполняется
важная социокультурная функция
— постоянное воспроизведение сетей отношений, взаимо-
действия, взаимопонимания. Они служат не только объединению
людей для совместной активности, но и детерминиру-
ют поведение каждого участника соответствующих ситуаций. Они
становятся основанием для взаимодействия обучающего и ученика
в начале профессиональной социализации, а также представите-
лей различных профессий. Тем не менее эти образования в отли-
чие от социетально-институциональных норм и правил носят
неосознанно-практический характер и воплощаются в
особые культурные формы, которые обычно называют социокуль-
турными образцами («паттернами»).
Это могут быть стереотип-
ные схемы интеракций, использования артефактов, отдельные поступки, реак-
ции людей, которые помогли решению социально значимой проблемы и стали использоваться в типичных
ситуациях, где она могла бы повториться. Например, нравы и обычаи как способы предотвращения ролевых
конфликтов в сообществе. Такие целостности являются об-
разцами, потому что заключают в себе в свернутом концентрированном
виде определение ситуации, предписанное поведе-
ние в ней, критерии, по которым оценивается адекватность разви-
тия действий человека или его связей с окружающим миром, иными словами, носят синкретичный характер.
Они дают возможность челове-
ку действовать в привычной среде без излишних затрат энергии.
Закрепляясь в культуре в качестве определенных структур поведе-
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
ния, эти образцы порождают сложный порядок действий людей, их
связей, суждений, что в свою очередь предотвращает повторение проблемы как социально значимой.
Социокультурные паттерны формируются в ответ на затруднения и реализуются в стандартных ситуациях глав-
ным образом на уровне поведения, опыта, а не рационального поз-
нания. В зависимости от характера социально значимых ситуаций
их можно разделить на два типа. В постоянно воспроизводящих-
ся ситуациях, поддерживающих сложившиеся повседнев-
ные связи, - это куль-
турные стереотипы.
Для типичных жизненно значимых затруднений они принимают фор-
му образцов их идентификации и решения. Следование тем или иным
паттернам, соотнесение с ними собственного поведения, представ-
лений, суждений в проблемных ситуациях является зоной свободного
выбора личности и группового экс-
периментирования.
Их освоение способствует формированию образа и стиля жиз-
ни людей, наделению их не только индивидуальным смыслом, но и
социальным значением. Они помогают людям в непрерывном жиз-
ненном потоке выделить дискретные воспроизводящиеся ситуации
или уникальные события и определить свои действия, взаимодейс-
твия, отношения с точки зрения либо их поддержания, либо изме-
нения.
Следовательно, если социально значимая
проблема решается на этом уровне, то они становятся достаточно
многочисленными конвенционально принятыми единицами орга-
низации совместной активности людей в рамках обыденного соци-
окультурного пространства, регулирующими динамику ее сложив-
шихся структур.
Культурные ценности. Включенность в структуру социокуль-
турного образца критериев для оценки адекватности его функ-
ционирования позволяет проследить в проблемной ситуации процессы формирования и
поддержания другого типа социально значимых единиц, связанных с ее решением
— ценностей. Они представляют собой результаты сопоставлений и ранжирования образцов
отношения людей друг к другу и к жизненной среде, построения образа жизни и
институциональной активности.
Эти процессы актуализируются тогда, когда социально значимая проблема не
преодолевается на уровне локальных групп и различных приемлемых для них
решений. В этом случае интенсифицируются межгрупповые
взаимодействия и коммуникации, в ходе которых они сравни-
ваются и приобретают дифференциальную оценку в соответс-
твии с их значимостью для преодоления затруднений и с определенными -
прагматическими,
эстетическими, моральными и т. п. - критериями. На уровне поведе-
ния, мнений и суждений в различных
группах складываются предпочтения
разных социокультурных образцов, а
в более
широком социокультурном пространстве и в обобщенной форме
образуются ценностные «шкалы» способов решения
социально значимых проблем, где нижний предел означает при-
емлемость, средняя позиция выражает предпочтительность, а вы-
сшая — идеал.
Люди используют представления подобного рода как векторы
совместной активности в таких условиях, чтобы ранжировать и пе-
рераспределять значения уже существующих и новых образцов и
использовать их для преодоления неблагоприятных обстоятельств.
С их помощью фиксируются качества определений ситуаций, спо-
собов действий, структур отношений, результатов взаимодейс-
твий. Те социокультурные паттерны, которые на групповом или об-
щесоциальном уровнях принимаются как наиболее эффективные
решения проблемы и в то же время положительно оцениваются
большинством, можно назвать культурными ценностями.
По сравнению с образцами они представляют собой бо-
лее строгий регулятор социальных отношений в затруднительных обстоятельствах. Их использование налагает за-
метные ограничения на индивидуальные проявления,
поскольку в значительной степени детерми-
нирует их направленность. Как механизмы, организующие и регулирующие совместную активность в подобных случаях, они занима-
ют промежуточное положение между образцами и кодифициро-
часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни
гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
ванными нормами. По сравнению с первыми они базируются на
социально установленных, а не на нерефлексивных критериях
для определения людьми ситуаций и своих действий в их рамках.
Культурные ценности всегда носят коллективный характер: они
суть продукты совместного, а не индивидуального опыта. От правовых установлений
их отличает относительная свобода выбора, поскольку это про-
странство предпочтений, а не требований.
Эти референтные образования различаются также и по последствиям отклонений от них. Массовые нару-
шения общезначимых норм в социально значимой проблемной ситуации означает возможность изменения ранее установленного порядка.
Соответственно это создает напряженную обстановку в
обществе. В то же время нарастание многообразия
ценностных систем означает дифференциацию фиксированных предпочтений эффективных целей и средств, связанных с преодолением затруднений.
Это порождает дискуссии, которые помогают прояснить стратификационные границы в условиях нормативной неопределенности .
Область социокультурных образцов и ценностей представляет
собой существенное связующее звено между решениями проблемы на обыденном и специ-
ализированном уровнях социокультурного пространства.
Так, образцы и ценности, относящиеся к труду,
соединяют экономическую культуру и домашнее хозяйство. Право
через соответствующие представления, знания н навыки
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики
начинает рефлексивно сопоставляться с моралью. Философские представления, складываю-
шиеся на профессиональном уровне, хотя и очень опосредство-
ванно, но оказывают влияние на житейские обобщения. Ценности
науки, научный образ мышления проникают в сферу обыденного
познания. Художественный мир профессионального искусства
определенным образом отражается в эстетике обыденной жиз-
ни. Религиозные верования организуют суеверные представления.
Таким образом, в социально значимых проблемных ситуациях усиливаются связи между обыденной реальностью и
специализированными социокультурными кодами
через такие референтные образования, как социокультурные
образцы и ценности. Это вполне естественно, поскольку
в обыденной культуре обнаруживаются аналоги (генети-
чески являющиеся истоками) специализированных областей.
.
гла ва 1. Концепц ия соц иаль но-значимой пробл емной с итуац ии
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
Социальные нормы.По сравнению с ценностями кодифи-
цированные нормы (правовые, моральные) являются социально
непреложными и используются людьми для регулирования соци-
альных отношений в воспроизводящихся или неразрешимых про-
блемных ситуациях. Они формируются, когда преодолеть массо-
вые затруднения не удается на уровне ценностей. В то же время
именно из последних отбираются те, которые оказываются соци-
ально наиболее значимыми, т. е. обеспечивают людям безопас-
ность. Нарушение общепринятой нормы считается выходом за
пределы социально установленного порядка. Соответственно это
влечет за собой строгие санкции - наказание, изоляция от обще-
ства. Отказ же личности или группы от одних ценностей в пользу
других предполагает всего лишь переход либо личности в другую
группу, либо группы в иное культурное состояние. Фиксирование
норм в виде законов или моральных кодов означает, что социально
значимая проблема либо урегулирована, либо признана неразре-
шимой. В любом случае речь идет о предписанных и/или запрет-
ных действиях в соответствующих ситуациях. Конечно, как гово-
рилось ранее, при определенных обстоятельствах эти регулятив-
ные образования сами могут стать источниками напряженности.
Однако в силу их непреложного статуса людям приходится сми-
ряться с таким положением дел.
Установленные в ходе решения социально значимой проблемы социальные нормы
представляют собой существенное организующее и ограничивающее начало для взаимодействий
на обыденном и специализированном уровнях соци-
окультурного пространства. Так, законы, относящи-
еся к изменению способов жизнеобеспечения, регулируют институционализированные формы хозяйствования не только в государственной, но и в частной сферах.
Правовая система через соответствующие предписания и запреты распространяется на определенные области приватной жизни, такие как семья, личностное достоинство и др. Религиозные доктрины направлены
на преодоление суеверий, регулирующих обыденное поведение в
опасных ситуациях. Таким образом, нормирование проблемной ситуации предписывает стандартные общеобязательные способы преодоления затруднений на
уровне обыденной реальности.
Соответствующими социокультурными кодами в этом случае регулируются не только результаты взаимодействий и коммуникаций, но и характер используемых в их ходе
образцов и ценностей.
Итак, решения
социально значимых проблем, начинаясь на обыденном уровне
раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия
социокультурного пространства, под действием механизма вари-
аций, отбора и удержания могут приобрести статус институцио-
нальных норм.
Контрольные вопросы
1. Понятие проблемной ситуации в контексте изучения социокуль-
турной динамики. Антропологические предпосылки поведения лю-
дей в проблемной ситуации.
2. Пусковые механизмы социального взаимодействия в проблем-
ных ситуациях: общие представления.
3. Социокультурная неопределенность, ее источники и последс-
твия для социальной системы.
4. Тревожность как механизм, стимулирующий поисковую актив-
ность в проблемной ситуации.
5. Напряженность как механизм силовой организации взаимодейс-
твия в проблемной ситуации
6. Диагностика проблемной ситуации.
7. Результаты решения социально значимых проблем