Социальное действие и социальное взаимодействие как основа социального поведения.

Общество состоит из взаимодействующих индивидов, имеющих определенные цели и желания. В их взаимодействии – подлинный смысл социального. Оно составляет содержание социальных явлений и объединяется в типы: господство, подчинение, сотрудничество, солидарность, соперничество, конфликт, равноправие, разделение труда и т. д., реализующиеся в различных институтах – семье, государстве и т. п.

Действие – проявление человеческой активности, имеющее определенный субъективный смысл или целерациональную основу. Такое действие обеспечивает возможность взаимодействия и тем самым делает его социальным. М. Вебер выделяет следующие типы социальных действий:

1) целерациональное;

2) ценностно-рациональное;

3) эмоциональное;

4) традиционное.

Они разделяются по степени рациональности, наибольшей у первого типа и наименьшей у последнего. Социальное действие «может быть:

1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» и в качестве «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели;

2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную – эстетическую, религиозную или любую другую – самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет;

3) аффективным, прежде всего эмоциональным, т. е. обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида;

4) традиционным, т. е. основанным на длительной привычке» (Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996, с. 477).

 

Соответственно социальным отношением будет поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Точно так же социальное взаимодействие относится к такому типу взаимодействий, которое ориентировано на поведение других. Случайное столкновение двух прохожих на улице не будет социальным взаимодействием. П.А. Сорокин определяет взаимодействие как любое событие, с помощью которого один человек влияет на открытые действия или состояние ума другого. Элементами социального взаимодействия являются индивиды – два или более. А к компонентам социального взаимодействия помимо людей относятся ценности и нормы и материальные носители взаимодействия. Социальные взаимодействия классифицируются по различным признакам.

 

Социальные взаимодействия можно разделить по характеру связей на жесткие и мягкие (на основании того, легко их расторгнуть или нет), сильно и слабоорганизованные (по степени их устойчивости и кристаллизации), разветвленные или нет (по наличию или отсутствию нескольких направлений, по которым осуществляется взаимосвязь).

По содержанию взаимодействия выделяют семейные, национальные, расовые, родовые, индивидуальные, производственные, педагогические, религиозные, моральные, государственные, правовые, имущественные и т. п.

Различают формы взаимодействия:

1) каталитическую (знание о другом);

2) открытые действия;

3) воздержание от действий;

4) активная толерантность.

 

Каталитическим называется взаимодействие в процессе воспоминания о ком-либо, когда отсутствует непосредственный контакт. Особенность данного взаимодействия в том, что сам по себе катализатор (то, о чем мыслят) не меняется, но оказывает влияние на реальные действия. Различие между третьей и четвертой формой в том, что под воздержанием от действий понимается пассивное уклонение от совершения действия. Активная толерантность состоит в претерпевании воздействий, исходящих от других людей. При этом терпение рассматривается как добродетель, требующая определенных способностей и внутренних усилий, порой больших, чем для открытых действий. Различие здесь скорее в психологическом переживании, которое в том и другом случае представляет собой «неделание».

В зависимости от силы, производимой ими, действия делятся на эффективные и неэффективные. Одно слово, даже спокойно произнесенное, может произвести громоподобный эффект или же не оказать никакого впечатления.

Проявления результатов действия по времени могут быть продолжительными или краткосрочными. Есть действия, оказывающие влияние на всю последующую жизнь человека, а есть и такие, влияние которых испаряется почти мгновенно. Глубина взаимоотношений, достигаемая в любви, позволила французскому философу Ж. – П. Сартру утверждать, что истинное общение возможно только в любви и наедине.

 

Действия могут быть сознательными и неосознанными. Социология изучает действия сознательные хотя бы со стороны одного участника. Бессознательно совершаемые действия, вызывающие сознательную реакцию, довольно часты. Например, человек может совершить какой-либо поступок, не осознавая, зачем он это делает, но окружающие будут стремиться понять причину данного поступка.

 

Действия можно также разделить на преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия мотивируются сознательной целью и осуществляются ради ее достижения. Непреднамеренные действия мотивируются прошлым и настоящим опытом и осуществляются без какой-либо сознательной цели. Не все сознательные действия являются преднамеренными, а лишь такие, которые совершаются с определенной, заранее поставленной целью, но не спонтанно или в ответ на действия других. Действия ради чего-то следует отличать от действий из-за чего-то. Иногда человек действует сознательно, но вопреки своей же собственной цели, например, выпивает, дав зарок не пить. Это пример сознательных непреднамеренных действий. Человек может действовать сознательно на основе «нормативной мотивации», т. е. подчиняясь правовым или моральным нормам, и такие действия также будут непреднамеренными.

 

 

27. Социальная группа: понятие, типологии социальных групп.

Социальная группа есть совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом, осознавших свою принадлежность к данному объединению и признающихся членами его с точки зрения других. Все группы можно разделить на большие и малые. Группа студентов, участвующая в работе семинара, может быть названа малой, а лекционный поток – большой группой. Группа, состоящая из двух человек, называется диадой, из трех – триадой.

Существуют критерии деления групп на первичные и вторичные. Первичные группы основываются на кровнородственных или дружественных связях и называются так потому, что развитие общества и каждого человека начинается именно с таких групп. Они характеризуются тесными непосредственными связями и сотрудничеством, являясь фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Пример: семья, игровая группа детей, соседи и т. п. Постепенно все большее значение в социальной жизни приобретают вторичные группы, основанные на более формальных связях и сильнее организованные. Но первичные группы не потеряли своего значения, и известно, что во время каких-либо неожиданных происшествий (стихийных бедствий и т. п.) человек стремится в лоно семьи.

 

Соответственно типам взаимодействий группы делятся на профессиональные (профсоюзы), политические (партии), образовательные (студенческие группы), культурные (творческие союзы). У каждого типа социальных групп свои культурные особенности, отличающие его от других. Особый набор символов, убеждений, ценностей, образцов поведения, отличающих один тип социальных групп от других, получил название субкультуры. Они изучаются в курсе культурологии.

 

Свойствами группы являются членство, т. е. ощущение и объективная принадлежность к данной группе, самоидентификация (отождествление человека с группой, к которой он принадлежит), конформизм (принятие ценностей и норм данной группы), иерархичность (соподчиненность членов группы). Лидер группы может быть формальным, т. е. назначаемым, и неформальным, т. е. признанным без какого-либо официального утверждения. Неформальный лидер может быть инструментальным – лидером по роли в выполнении какой-либо работы, или эмоциональным – лидером по общению на уровне чувств. Он может быть идейным, т. е. выражающим идеи большинства членов группы, или харизматическим, т. е. обладающим набором личных качеств в наибольшей степени привлекательных для других. Данное разделение лидеров напоминает разделение отношения к отцу и матери. В отношении к отцу более характерны качества, которые имеются у лидера инструментального, идейного; в отношении к матери преобладают качества эмоционального, харизматического лидера.

 

Большая группа, сформированная для достижения определенных целей, называется организацией. Организации отличаются типом формирования и способом взаимодействия между людьми. Наиболее простым видом организации является харизматическая группа, объединенная вокруг харизматического лидера. Например, Христос и его ученики. Для такой организации характерно непостоянство структуры, сильная зависимость от лидера, отсутствие иерархии и нестабильность.

 

Можно выделить три стадии формирования харизматической группы:

1) кристаллизация,

2) признание данной группы окружающими;

3) институционализация, скажем, образование церкви.

 

Второй вид организации – добровольная ассоциация, которая характеризуется тем, что образована для защиты общих интересов ее членов, членство в ней добровольное, принудительная власть отсутствует и она не связана с государственными органами (например, общество филателистов).

 

Третий вид – организации тоталитарного типа: больницы, приюты, дома для престарелых, монастыри, казармы, военные училища, тюрьмы, в которых существует более или менее строгая дисциплина и принудительное подчинение.

 

Четвертый вид организации – бюрократии, появляющиеся на определенной стадии развития общества в процессе его рационализации со следующими характеристиками: разделение труда, порядок подчиненности, наличие центра – офиса, штат сотрудников, правила внутреннего распорядка вместо прямого надзора, официальная процедура подготовки должностных лиц, лояльность.

 

28. Квази-группы и их изучение социологией. Толпа и её основные свойства.

Квазигруппа - появляющаяся непреднамеренно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействия между членами, как правило, односторонние. Отличается спонтанностью возникновения и неустойчивостью. Чаще всего существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы. Квазигруппы имеют множество видов:

Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов.

Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения:

1) Случайная толпа. Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.).

2) Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное.

3) Экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, которая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее членов и активность людей в которой сама по себе уже является целью и результатом. Например, танцы, религиозные собрания, рок-фестивали и т.д.

4) Действующая толпа. Под термином "действующая" подразумевается весь комплекс действий толпы. Это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения. Одной из важных форм действующей толпы является сборище -эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к насильственным действиям. Сборища обычно имеют лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих строгого конформизма от всех своих членов. Действия сборища направляются непосредственно на какой-либо определенный объект и носят кратковременный характер. После этого сборище, как правило, распадается.

Особое внимание обратим на то, что приведенная классификация весьма условна. В практическом плане наиболее важное свойство толпы – превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.

Превращения могут происходить спонтанно, т.е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.