рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Етноцентризм и культурный релятивизм.

Етноцентризм и культурный релятивизм. - раздел Социология, Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ Человек, Который С Детства Воспитывался На Идеях И Ценностях Своей Общности, ...

Человек, который с детства воспитывался на идеях и ценностях своей общности, как правило, склонен оценивать эти идеи и ценности как естественные и правильные. Ценности, идеи и нормы другой культуры могут казаться ему непонятными, странными и даже дикими. Т.е., люди, обычно, смотрят на мир через призму своей собственной культуры.

Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции стандартов собственной культуры получила название этноцентризм. Этноцентризм может быть не только этническим, хотя чаще всего мы сталкиваемся именно с этой формой, но и групповым. Например, когда военные используют присущие им нормы и ценности для оценки деятельности общественных объединений или научных коллективов.

С точки зрения социологии, как идеологически нейтральной науки, любую культуру необходимо изучать, исходя из ее собственных норм и ценностей, оценка другой культуры с позиции своей собственной недопустима для социолога. Однако важно помнить, что уважение и любовь к своей культуре, истории, приверженность традициям, языку способствуют сплоченности общества, формированию чувства патриотизма.

Этноцентризм - явление естественное и неизбежно для культуры, по степени выраженности он может существовать в трех формах:

Недостаточный этноцентризм может привести к размыванию культуры, аккультурации, т.е. привитию новых культурных форм, смешиванию их с местными культурными традициями, и даже, к ассимиляции культуры в более устойчивой и развитой.

Умеренный этноцентризм необходим людям для ощущения эмоционального единства, интеграции народа, общества. Умеренный этноцентризм выполняет положительные функции, формирует непредубежденное и толерантное отношения к другим культурам, которые само по себе выступает признаком уверенности, открытости и развитости культуры.

Абсолютный этноцентризм порождает враждебность, конфликты с другими народами, которые связаны с попыткой навязать им свои, кажущиеся более прогрессивными нормы и ценности. Подобные проявления етноцентризма приносят вред, в первую очередь, самому народу и его интересам, тормозит развитие культуры, делает ее невосприимчивой к новому, консервативной и негибкой.

Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура - это уникальное явление, поэтому она должна рассматриваться только на основе принятых в ней стандартов. Однако соблюдение принципа культурного релятивизма иногда порождает трудности и вопросы. Например, если в некоторых культурах существует ритуальный каннибализм, должны ли мы относиться к этому как к «нормальному проявлению культурного разнообразия»? Во многих современных восточных обществах женщины и до сих пор не имеют равных с мужчинами прав. Должные ли мы отказаться от отрицательной оценки дискриминации женщин лишь на основе уважения к чужим традициям? Ответ на эти вопросы, по мнению многих социологов, заключается в том, что главное для науки вообще и социологии в частности – не оценка, а понимание явления.

Любой культурный образец (обычай или норма, ценность или обряд), каким бы «диким» он не казался представителю другой культуры, может быть понятым лишь в контексте собственной культуры. Понимание содержания того или другого обычая не означает его безоговорочного одобрения и принятия. Если же все, что кажется «неправильным», просто отбрасывается, понимание другой культуры становится просто невозможным. Так, многоженство невозможно оценить и понять в традициях христианства, но ислам и восточные традиции позволяют выяснить причины возникновения и сущность этого феномена.

Культурный релятивизм должен применяться не только в процессе научного анализа, а и в повседневных взаимодействиях представителей разных культур. Привитие культурного релятивизма происходит сложно, он требует понимания непривычных ценностей и норм, отказа от культурных стандартов, которых люди придерживались всю жизнь. Но постепенно, по мере того как жители разных стран все чаще контактируют друг с другом, важность понимания других культур значительно повышается. Благодаря международной экономике, распространению средств массовой коммуникации и информации, процессам миграции, туризма и т.п. мы наблюдаем сближение мировых культур, культурный обмен между ними.

Вместе с этим, проявляется и противоположная тенденция – сохраняются значительные культурные отличия. Целостность и самобытность культуры обеспечивается механизмами социокультурной селекции и социокультурным иммунитетом. Каждая культура в процессе культурного обмена старается отобрать и сохранить лишь те черты, которые отвечают ее общей логике, менталитету. Для этого культура может оказывать сопротивление чужим для нее элементам. Так почти все страны мира позаимствовали у западного общества технологии и средства организации производства, но не нормы и принципы западной морали. Подобное сопротивление - это свидетельство особой заботы людей о собственной культуре, сохранении ее самобытности и неповторимости, поскольку потеря культуры непременно приведет к распаду данного общества, которое всегда характеризуется определенными традициями, нормами, моделями поведения.

Задание 1.

В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Установите, какому понятию слева соответствует приведенное справа определение, указав нужный номер.

Понятие Содержание
Нормы   1. Система знаков, служащая средством человеческого общения.
Ценности   2. Тенденция оценивать обычаи, ценности и нормы других культур с позиции стандартов собственной культуры.
Символы   3. Форма протеста, субкультура, отвергающая нормы и ценности господствующей культуры.
Язык   4. Общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно.
Массовая культура   5. Материальные ценности, созданные людьми: техника, сооружения, одежда, предметы быта и т.д.
Субкультура   6. Общезначимые правила поведения, санкционируемые обществом или социальной группой.
Материальная культура   7. Система норм и ценностей, которые распространены в пределах отдельной социальной общности и отличают ее от других.
Элитарная культура   8. Культурные образцы, которые создавались привилегированной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами.
Контркультура   9. Вид культуры современного индустриального общества, характеризующийся ориентацией на усредненный массовый вкус и коммерческий успех.
Этноцентризм   10. Понятия и вещи, которые несут в себе определенный смысл и значение для людей одной культуры.

Задание 2.

Ответьте «да» или «нет» на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
Да Нет
1. В переводе с латинского слово культура означает «воспитание»?    
2. Духовная культура– это нематериальные формы общественной жизни?    
3. Культуре не свойственна функция социальной адаптации?    
4. Понимать и оперировать символами может не только человек, но и животные?    
5. Технологии – способ производственной деятельности и знания,, которые помогают людям обустроить жизнь в данных условиях?    
6. Культурные образцы поведения, принятые в среде программистов, можно назвать контркультурой?    
7. Культурный релятивизм – это позиция, подчеркивающая своеобразие каждой культуры, которая может быть оценена только на основе принятых в ней стандартов, а не универсальных критериев?    
8. Телесериал «Доктор Хауз» можно отнести к элитарной культуре?    
9. Фольклор, народные сказки, мифы и песни – пример народной культуры?    
10. Словарный запас того или иного языка не зависит от природных и социальных условий, в которых живет народ, разговаривающий на нем?    
         

Задание 3.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Американский социолог Э. Гидденс пишет:

В каждой культуре приняты свои уникальные модели поведения, которые кажутся странными представителям других культур. Приведем в качестве примера культуру Накирема, описанную в знаменитом исследовании Хораса Майнера. Свое внимание Майнер сосредоточил на замысловатых телесных ритуалах Накирема — по мнению западного человека, весьма странных и экзотичных. Майнер описывает этот ритуал следующим образом:

«В основе всей системы верований Накирема лежит убеждение, что человеческое тело уродливо и изначально склонно к болезням и одряхлению. Человек, обреченный иметь такое тело, может надеяться только на действие специфических ритуалов и церемоний. В каждом доме имеется несколько культовых предметов, специально для этого предназначенных. Важнейшим из них является ящичек, вделанный в стену хижины Накирема. В ящичке хранятся амулеты и различные магические снадобья, без которых не может обойтись ни один представитель племени. Снадобья и амулеты, как правило, изготовлены несколькими шаманами, каждый из которых специализируется в какой-то определенной области. Наиболее могущественными из них считаются знахари, и их помощь следует всегда щедро вознаграждать. Однако сами знахари лекарственных снадобий своим пациентам не дают, а лишь определяют их состав и записывают его на некоем тайном и древнем наречии. Наречие это понятно только знахарям и сборщикам лекарственных трав и кореньев, которые, опять-таки за подношения и дары, и приготавливают требуемое зелье.

Накирема испытывают почти патологический ужас и благоговение перед своим ртом, состояние которого, по их мнению, сверхъестественным образом воздействует на все общественные отношения. Народ Накирема верит, что если не исполнять определенный ритуал, зубы выпадут, десны начнут кровоточить, челюсти станут шамкать, а самого человека покинут друзья и отвергнут любовники. Дикари также верят в существование прямой связи между оральными и моральными качествами. Например, желая укрепить моральные качества своих детей, они заставляют их совершать ритуальные полоскания рта.

Ежедневный ритуал, неукоснительно соблюдаемый каждым Накирема, включает и специфические манипуляции с ротовой полостью. Однако, несмотря на то, что этот народ столь трепетно заботится об указанном органе, данный ритуал кажется непосвященному просто отвратительным. Мне говорили, что Накирема берут в рот пучок свиной щетины, покрытый магическим порошком, и выполняют там серию каких-то чрезвычайно формализованных движений».

Кто такие эти Накирема и в какой части света они живут? Вы сможете ответить на этот вопрос и идентифицируете описанный ритуал, если прочтете слово “Накирема” наоборот. Почти любое привычное действие покажется странным, если его вырвать из контекста и не рассматривать в качестве элемента специфического образа жизни данного народа. Невозможно понять подобные действия и верования вне того культурного целого, частью которого они являются. Всякую культуру следует изучать исходя из ее собственных смысловых значений и ценностей — таково ключевое правило социологии.

 

Объясните, почему культуру необходимо изучать только исходя из принципа культурного релятивизма? Приведите примеры этноцентризма, которые вы наблюдали в повседневной жизни. Почему он так часто встречается?

Задание 4.

Определите, к какому виду культуры – народной, массовой или элитарной – относятся перечисленные ниже произведения. Обоснуйте свой ответ.

1. «Лунная соната» Людвига Ван Бетховена

2. Телесериал «Друзья»

3. Роман Л.Толстого «Война и мир»

4. Колядки, щедривки

5. Цирковое представление

6. Музыкальный шлягер

7. Балет П. Чайковского «Лебединое озеро»

8. Сказка «Котигорошек»

9. Танец «гопак»

10. Детективные романы Д. Донцовой

 

Задание 5.

Проанализируйте чтение как культурную практику населения Украины, используя данные, приведенные в таблице.

Таблица

Чтение художественной литературы. Различия по полу и по возрасту (2007 г., %)

 

Виды художественной литературы Всего Пол Возраст
Мужчины Женщины До 30 30-54 55+
Детективы 28,6 30,0 27,3 29,5 33,0 21,6
Исторические романы 22,0 20,7 23,1 21,6 23,8 19,9
Любовные романы 18,8 5,5 29,6 20,6 21,8 13,3
Юмористическая литература, комиксы 8,4 8,5 8,2 8,6 10,9 4,7
Зарубежная классика 7,3 6,4 8,1 7,2 9,5 4,5
Российская классика 7,2 5,8 8,4 6,5 7,6 7,3
Фантастика 7,1 10,6 4,2 13,» 7,3 2,2
Поэзия 5,9 3,7 7,7 7,2 6,6 4,0
Автобиографии, мемуары 5,5 5,7 5,4 3,9 6,1 5,9
Современная российская проза 4,2 3,8 4,6 3,2 5,4 3,3
Современная зарубежная проза 4,1 3,5 4,7 5,8 4,4 2,4
Украинская классика 4,0 3,0 4,9 3,5 4,7 3,5
Публицистика 3,8 4,4 3,2 3,5 4,4 3,1
Эротические романы 2,8 1,8 3,6 4,4 3,5 0,7
Фентези, готика 2,8 4,2 1,7 6,0 2,7 0,7
Современная украинская проза 2,5 3,7 1,8 2,1 2,7 2,6
Не читал(а) художественную литературу на протяжении последних 12 месяцев 39,7 42,7 37,1 30,9 33,5 54,4

 

Какие виды художественной литературы наиболее популярны? Какие различия по полу и возрасту можно отметить? Можно ли, на Ваш взгляд, сказать, что чтение как культурная практика утрачивает свои позиции в современном обществе?

 

Задание 6.

Охарактеризуйте причины появления массовой культуры. Назовите позитивные и негативные стороны ее функционирования. Свой ответ проиллюстрируйте примерами из повседневной жизни.

 

Задание 7.

На примере культуры хиппи проанализируйте роль и функции контркультуры в обществе. Какие изменения в культуре произошли под влиянием этого движения?

 

Тема 8: ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ

Объект и предмет социологии Место социологии в системе наук... Структура и функции... Методологические подходы к анализу общества Объект и...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Етноцентризм и культурный релятивизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук.
Термин «социология» был впервые использован французским ученым Огюстом Контом (1798-1857) в работе “Курс позитивной философии” (1842 г.). Он происход

Социализация личности.
  1. Социологический взгляд на личность. Структура личности.Изучение личности является одним из основных направлений в социологии. Это связано с тем, что общес

Теории, объясняющие причины возникновения девиации.
  1. Общество представляет собой исторически сложившуюся совокупность отношений между людьми. Эти отношения (взаимодействия) в значительной степени носят стихийный ха

Типология поступков (по Р.Мертону)
  Способ адаптации Социально одобряемые цели Социально одобряемые средства Примеры Конформ

Социальная мобильность, виды мобильности.
1. Понятия «социальная общность» и «социальная группа». Взаимодействие индивида и общества опосредуется социальными группами, которые являются фундаментом общества. В обще

Социальная структура общества.
Structura (лат.) – строение, размещение, порядок. Под структурой понимается совокупность функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей, которые составляют внутреннее у

Этническая структура населения Украины по данным переписей
Этнические группы Доля этнической группы во всем населении страны (%) Абсолютный прирост (тыс. чел.) в 1989-2001 гг.

Сущность и исторические типы социальной стратификации.
В обществе существует множество групп, некоторые группы располагаются в одной плоскости (на одном уровне), другие – на разных уровнях или наслаиваются одна на другую, то есть общество представляет

Динамика безработицы в Украине
  Официально зарегистрированные безработные на конец года, тыс. чел.

Понятие гендера. Гендерные различия в современном мире.
  1.Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм. Этничность предполагает чувство единства, которое выражается чер

Этнические отношения. Этническое сознание народа Украины.
Этнические отношения представляют собой все многообразие связей, взаимодействий и обменов, возникающих между этническими группами по поводу насущных проблем их выживания и разв

Понятие гендера. Гендерные различия в современном мире.
Термин гендер (от англ. Gendeг - пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером во второй половине 20-го ст.; обозначает социальный пол в отличие от поня

Основные функции семьи
Сфера семейной деятельности Типы функций Общественные Индивидуальные 1.Репродуктивная

Характеристики традиционной и современной моделей семьи
Традиционная семья Современная семья 1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выго

Етноцентризм и культурный релятивизм.
1. Понятие и функции культуры. В науке, да и в повседневной жизни, тяжело найти понятия, которое бы использовалось чаще и имело бы больше значений, чем понятие культура. Поэ

Понятие социальных изменений, их виды.
  1. Понятие общества, страны, государства. Общество как социальная система.Вся история социологической мысли является историей научных подходов и методов построения

Теория модернизации.
  1. Теории эволюционного и революционного развития общества. В современной социологии выделяют следующие концепции социальных изменений:

Основные характеристики обществ, выделяемых в теории постиндустриального общества.
  Критерии Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное Основная сфера деятельности

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Прочитайте высказывание известного социолога: «Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной фо

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Русско-американский социолог Питирим Сорокин писал: «Так как сущность социального процесса составляет мысль, мир понятий, то, очевидно, он же и является основным перв

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги