Соц. стратификация (С). Типы стратификационных систем. Соц. С в совр. России.

С – способы воспроизв-ва нерав-ва, с помощью чего производится нерав-во.

В переводе (С) означает «делать слои», т.е. делить общество на слои. (С) может быть определена как соц дифференциация и неравенство на основе таикх критериев как доход, соц престиж, образование,самоидентификация,участие во властных отношениях и тд. + ранжирование соц статусов и ролей в соц системе.

Соц-сиратификационная стр-ра – многомерное,иерархически организованное соц простр-во,в кот соц группы и слои различ-ся м/д собой степенью обладания собственности, власти и соц статусом.

Общ-ва могут рассм-ся как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегир. слоями на вершине и наименее у основания.

Соц. (С) выполняет двойную ф-цию: выступает как метод выявления слоев данного общ-ва и в то же время представляет его соц. портрет.

Социальный статус есть место индивида или группы в иерархически организованной структуре. Под статусом подразумевается неисчерпаемый приписываемый человеку ресурс, открывающий для него возможности влиять на общество и получать посредством этого ресурса привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ. Социальный статус определяется многочисленными показателями, которые задаются типом социокультурной системы. В современных обществах особенно важны такие критерии как престиж профессии, уровень дохода, продолжительность и качество образования, объем властных полномочий, размер собственности.

Гидденс выделил способы воспроиз-ва нерав-ва: 1) рабство – насилие в рез-те войны; 2) касты – важен религиозн. компонент; 3) сословия – наличие законно-признанной привелегии; 4) классы. – в совр. России все типы присут-ют.

Основы теории (С) были заложены Вебером, Парсонсом, Сорокиным и др. Парсонс выд. 3 гр. дифференцир. признаков: 1) харак-ки, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физ. и интеллект. особенности и проч.; 2) признаки, связ. с исполнением роли, т.е. с разл. видами професс-труд. деят-сти; 3) элементы «обладания», куда включаются собств-ть, матер. и дух. ценности и т.д. Признаки: она связана с распредел. населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои; она закл-ся в неравном распредел. социокул. благ и ценностей.

По Сорокину, объектом соц. нерав-ва выступают 4 гр. факторов: -права и привилегии, -обязанности и ответ-сть, -соц.богатство и нужда, -власть и влияние.

Соц. (С) в совр. России. Отеч. модели выделения страт совет. периода - это ленинская и сталинско-брежневская классовые стратификации. В.Ленин считал гл. критериями классов отношения собств-сти, выполняемые ф-ции, доходы и согласно им видел в совр. ему обществе такие классы: буржуазия, мелкая буржуазия, рабочий класс, класс кооператоров и соц. слой интеллигенции и служащих.

Сталинско-брежн. модель сводилась лишь к формам собственности и на этом основании - к 2 классам (рабочим и колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции).

Сстратификац. анализ совр. России только разворачивается. Наиболее разраб. модель принадлежит Заславской, выяв. 78 соц. слоев в совр. России.

Типы стратификационных систем

ТИП ОСНОВА СПОСОБ ДЕТЕРМИНАЦИИ

СИСТЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ РАЗЛИЧИЙ

1. Физико- Пол, возраст, Физическое

генетическая физические данные принуждение, обычай

2. Рабовладель- Права гражданства Военное принуждение,

ческая и собственности кабальное право

3. Кастовая Религиозное и Религиозный ритуал,

этническое этническая

разделение труда замкнутость

4. Сословная Обязанности перед Правовое

государством оформление

5. Этакратическая Ранги во властной Военно-политическое

иерархии господство

6. Социально- Род занятий и Образовательные

профессиональная квалификация сертификаты

7. Классовая Размеры собственности Рыночный

и доходов обмен

8. Культурно- Сакральное Религиозное,научное

символическая знание и идеологическое

манипулирование

9. Культурно- Нормы поведения, Моральное регули-

нормативная стили жизни рование, подражание


7.Личность (Л.) – субъект и объект соц.отношений. Социально-психол. и социол. концепции Л.

Первичным агентом соц. взаимодействия и отношений явл. Л. Для того чтобы понять, что же такое Л., необходимо провести разграничение понятий «чел», «индивид», «Л.». Понятие чел употр-ся для харак-ки присущих всем людям качеств и способностей (человеч. род) – представитель соц мира,выступающий как интегративное существо. Единичным представителем челов. рода, конкр. носителем черт чела явл. индивид (хар-ет конкретно сущ-го чела). Индивид явл. Л. постольку, поск. в отношениях с др. он выполняет опр. ф-ции, реализует в своей деят-сти социально значимые св-ва и качества.

Кач-ва Л. человек приобретает в соц-ции, это его кач-ва связ. с его способностями жить в мире. Л. выступ. и как объект и как субъект соц. отношений.

3 подхода в понимании общ-ва: 1) Номиналистич.- общ-во-сов-сть оюдей, в рез-те взаимод-ия возникает единство, Л. выступ. в качестве субъекта (активн., целеустремл. сущесвто., конструир. мир). 2) Реалистич. – люди оформл-ся в инст-ты, группы, здесь они выступ. как объекты, 3) Идеалистич. – Л. создает и ее создают.

Типологии Л.: Маркс: - невыделившаяся Л./родовая, - классовая Л., - корпоративная Л., - свободная,лично-независимая индивидуальность,отчужденная Л., - всесторонне развитиая Л. Дарендорф (по осн типам деят-ти): чел-работающий; чел потребляющий; чел государственный; чел политический; чел экон-ий, чел соц-ый.

Франкфуртская школа: Адорно – авторитарная Л., Маркузе – одномерный чел. Выделяют нонконформистские Л.: маргинальные Л., кот не включены в сущ систему бурж-х отношений (молодежь,эмигранты,б/работные).

Теории Л: Социологические теории Л. направлены на изучение неразрывной связи процесса формирования Л. с функционированием и развитием социальных общностей, на изучение взаимодействия Л. и общества, Л. и группы, на проблемы регуляции и саморегуляции социального поведения Л. В социологии наиболее известны следующие теории Л.:

1. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж.Мид). Л. – это совокупность отражений реакций других людей. Стержнем Л. является самосознание, которое развивается как результат социального взаимодействия, в процессе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей, т.е. как на объект. Человек не рождается сразу личностью. Он становится ею в процессе общения благодаря языковой среде и возможностям обмена символами или жестами с другими людьми. В то же время Мид рассматривал человека как организм, обладающий самостью. Обладая же самостью, человек становится объектом для самого себя и тем самым может устанавливать контакт с самим собой.

2. Психоаналитические теории (З.Фрейд) направлены на раскрытие противоречивости внутреннего мира чела, на изучение психологич. аспектов взаимосвязи Л. и общества. Сфера психики чела включает в себя: 1) бессознательное (природные инстинкты); 2) сознание индивида, являющееся регулятором инстинктивных реакций; 3) коллективное сознание, т.е. культуру, законы, запреты, усвоенные в процессе воспитания. Такая трехслойность делает Л. крайне противоречивой, т.к. идет борьба между природными инстинктами, влечениями, желаниями и требованиями и стандартами общества, направленными на подчинение социальным нормам.

3. Ролевая теория Л. (Р.Мертон, Т.Парсонс) описывает ее социальное поведение 2 основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Первое обозначает конкретную позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности. Человек может иметь несколько статусов - предписанный, естественный, профессионально-должностной, причем последний, как правило, является основой главного или интегрального статуса, который и определяет положение человека в обществе, в группе.

Каждый статус включает обычно ряд ролей. Социальная роль - совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе. Поэтому Л. - это производное от социальных статусов, которые индивид занимает, и от социальных ролей, которые он исполняет в обществе.

4. Марксистская теория Л. рассматривает Л. как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, при этом сущность Л. раскрывается в совокупности ее социальных качеств, обусловленных принадлежностью к определенному типу общества, классовой и этнической принадлежностью, особенностями труда и образа жизни.

Социология изучает человека не просто в его социальном качестве, т. е. как личность, что ее сближает с другими социальными науками, а в совокупности его институциональных связей с обществом. Человек как личность в реальной социальной жизни является представителем множества социальных институтов — семьи, школы, трудового коллектива или организации и т. д. Проблема социальной природы человека (наряду с проблемами культуры и социального взаимодействия) лежит в фундаменте общесоциологической теории.

В социологии личность определяется как системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений, а также способностью выступать одновременно объектом и субъектом деятельности. В обоих случаях личность формируется в процессе взаимодействия людей с окружающим миром.

Таким образом, можно констатировать, что социология не претендует на полное и исчерпывающее определение личности. С одной стороны, она рассматривает личность в ее социальном качестве, которое формируется у человека в процессе его включения в систему социальных отношений (личность как персонифицированное выражение социальной жизни), а с другой — она вычленяет в ней системное свойство, интегрирующее в себе единство типовых качеств индивида (личность как конкретное выражение социальной сущности человека, реализованное в индивиде).

Социологический анализ личности направлен, прежде всего, на выявление способов ее соотнесенности с обществом и механизмов социализации — типизации и
индивидуализации. Социальная соотнесенность личности выражается в ее социальной структуре (системе статусов, ролей и диспозиций), а индивидуальные и типические характеристики проявляются в процессе социализации.

Социально-типические свойства личности, являющиеся предметом социологии, находят свое выражение в системе статусно-ролевых отношений, а также в процессе социализации.

• психологический подход позволяет исследовать личность как устойчивую целостность психических и социальных свойств, характерных для каждого отдельного человека; психология отражает строение «внутренней» стороны человеческой личности;

• социально-психологическая характеристика личности связана с изучением психологических процессов и механизмов ее включения в социальные группы и общности;

Социологический подход ориентирован на изучение структурных, концентрированных, институционально оформленных жизненных форм; тем самым социологический подход к личности состоит в обнаружении и исследовании ее социально-типических характеристик, выраженных в системе институционально оформленных отношений (т. е. в системе статусов, позиций, ролей и диспозиций).