Субъективная школа в российской социологии (П. Лавров, Н. Михайловский)

 

Субъективная социология представляет собой наиболее значительное, специфически русское направление в отечественной социологии, сложившееся в русле позитивизма уже на раннем этапе развития в России научной социологии.

Имеет несколько названий: - субъективная школа

- этико-социологическое направление

- субъективный метод

- русская социологическая школа

Появилась в 60-70гг ХIX века.

Её представители обратились к таким темам как духовная жизнь общества, внутренний мир личности, нравственный идеал и др.

Задача социологии: обоснование нравственного идеала и выбор средств практической деятельности => практическая социология призвана вырабатывать нормы поведения людей и давать им оценки с точки зрения нравственного идеала.

Теоретики ставили перед собой задачу обоснования путей практического решения жизненных проблем российского общества и поиска средств, необходимых для социальных преобразований.

Основатели:

· Лавров П.Л. (1842-1900) «Исторические письма» «О методе в соц-ии»

· Михайловский Н.К. (1842 -1904) «Герой и толпа»

Субъективная социология как научная теория – стройная система знаний со своим пониманием предмета социологии, со своей структурой, задачами, с особым понятийным аппаратом и методом.

Субъективный фактор, т.е. все то, что составляет содержание внутреннего мира человека – главный объект исследований. Человек – подлинный субъект истории и социальных отношений.

Предмет социологии: наука, которая занимается исследованием солидарности сознательных существ => задача: изучение условий зарождения солидарности, причин её усиления / ослабления и особенностей её конкретно-исторических форм.

Личность – ключевое понятие => человек – центр мира, но мира не вообще, а такого, который должен быть понят человеком, покорен его мыслью и руководствуется его целью.

Обоснование роли личности как носителя критической мысли, в которой видели главную движущую силу истории, потребовало введения понятий критически мыслящей личности и нравственного идеала.

Личность – субъект оценки социальных фактов => количественным ростом массы критически мыслящих личностей д.б. обеспечиваться совершенствование нравственного состояния общества и обогащения содержания нравственного идеала.

Поставлен вопрос о личности как целостности и о невозможности её полного поглощения общественным целым => в результате анализа характерных особенностей КМЛ стало создание теории интеллигенции: особая социальная категория, рассматриваемая в качестве носителя и генератора нравственного идеала. Играет роль главной и решающей общественной силы, способной влиять на ход истории, на течение любого процесса в обществе. Это совокупность личностей, обладающих такими моральными и интеллектуальными качествами, которые делают её способной выполнять особую историческую миссию – быть двигателем соц прогресса => к достижению общественного блага => численный рост критически мыслящих личностей составляет не только условие соц прогресса, но и его действенный фактор.

Лавров, Михайловский: идеологи и практики народнического социализма, публицисты.

Лавров: социология – наука о солидарности сознательных особей. Солидарность – способ связи людей, основу которой составляет общность привычек, интересов, эмоций, убеждений.

Общество – солидарное целое, люди ставят перед собой сходные / тождественные цели. Если этого нет, общество разваливается.

Солидарность – единственная форма соц жизни, которая закреплена в традициях, нравах, мыслях.

Социология – новая наука, синтетическая, обобщающая. Это наука, которая дает объективное, позитивное и опытное знание.

Социология в ряду естественных наук занимает особое место, т.к. она отличается от них.

Естественные науки основаны на объективном методе, а социология должна использовать и субъективный, т.к. общество – результат взаимодействия людей, а люди в своей деятельности имеют волю, мысли => на человеческие действия влияет субъективный фактор => формирование реального социального действия человека.

Социология – единственная наука, в которой систематически вырабатывается научное знание, на основе которого разрабатывается и практическое знание неотделимое от теории.

Основной метод познания соц мира – субъективный метод – метод сопререживаний – наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого и занимается самоанализом.

Социолог должен дополнить свой личный опыт опытом других, который становится личным опытом. Всегда должно присутствовать сочувствие и сопереживание.

Михайловский: предмет социологии- исследование борьбы за индивидуальность.

Прогресс связан с развитием индивидуальности.

Индивидуальность – целостность человека в его взаимодействии с различными соц структурами.

Обращение к психологическим аспектам поведения человека.

Теория факторов:

История – хаотические действия и людей и влияния различных факторов. Результат исторического развития – комбинирование множества факторов => задача социолога – проанализировать каузальные (причинно-следственные) связи между людьми.

Законы истории – законы вероятностные. История – рез-тат комбинир-я различ. факторов.

История не имеет смысла. Он привносится человеком извне. Смысл вносят челов. действия, кот. имеют цель.

Движущей силой истории и познания является критически мыслящая личность – их мало, но они создают инновации – это элита человечества – интеллектуальная, но не правящая. Она появляется благодаря тому, что у неё есть время быть свободной (образование).

Эти условия создаются трудом большинства => понимание того, что у него есть долг за то, что он стал таким => он должен макимально служить народу за свои долги.

Историческая миссия этого типа личности – вернуть народу моральный долг, плату за прогресс, посредством изменений условий жизни.

Мысль всегда действующая => она становится фактором исторического развития.

Личность – движущая сила общественного развития; мерило общественного прогресса, т.к. развитие индивидуальности, главное в прогрессе.

Цель общественного прогресса – всестороннее развитие личности, условием которого является создание отношений, которые этому будут способствовать.

Михайловский вводит понят. «герой» - тот, кто может увлечь своим примером массу на хорош. и дурное. Он мож.быть позитивным и негатив. Великий чел-к мож. Быть только позитивным. Он появл. в переломн. эпохи, выраж. Наличие потребности преобразования. Толпа – масса способная увлекаться люб. Примером. Мех-зм возд-я на толпу – подраж-е. Толпа – не народ. Народ буд. Толпой до тех пор, пока кажд. Чел-к не станет развитой индивидуальн-ю.

Особ-ти развития России: в истор. нет единого пути. Сущ-ет возмож-ть миновать стадию капитализма, т.к. есть община и революцион. интеллиг-я. По Лаврову, необх. Пропагандировать социалист. Идеи, т.к. народ еще не готов к революции. Револ-я возмож. Тогда, когда народщ осозн. ее необход-ть.

Роль соц-га – соц-гом мож.быть только критич. мыслящ. Личность, беспритрастн. фиксир-е фактов, критика сущ-щих соц-х форм. Соц-г долж. быть практиком.

 

 


65. Чикагская социологическая школа (У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Парк, Э. Бёрджес). Основные идеи к социологии группы, социологии города, социологии семьи. Методология социологических исследований: количественный и качественный подходы.

Чикаг. школа появ. в к.20-н.30 гг. 20 века в Чик. унив-те. В 1892 году в унив-те открылся департамент социологими благодаря Рокфеллеру. С 1915 по 1930 года активно работала. Здесь появился 1-й в США специализир. соц. журнал в 1898 году.

Программы иссл-я были направлены на изучение девиации и маргинализации. Ввели понятие маргинал и маргин. культура. Опирались на позитивизм, империализм, реформизм. Практич. исслед-я: выполняли заказы местной власти и раз. фирм. Заним. проблемами города, личности в условиях урбанизации, СМИ, коллект. самовыраж-е и культ. изменения как рез-тат деят-ти газет, религ. организаций, кино, радио; эк. факторы и институты, такие, напр-, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Изуч-е этнич. групп. (изуч-е еврейского гетто в Чикаго, финн. общины в Мичигане). Основатель и 1-й декан фак-та социологии - Албион Смолл.

У. Томас (1883-1947), Ф. Знанецкий (1882-1958) «Польск. кр-нин в Евр. и Амер.» классич. работа, продемонстрир. и методолог. и эмпирия и кол. и кач. иссл-я. Сбор инфом-ии за счет личных док-тов эмигрантов (письма, дневники), бьилеты, автобиография. В основу положены разл. методол. принципы.

Концепция соц. ситуации (Томас): вкл. в себя элем-ты: 1. установки инд-дов и соц. групп; 2. объект. условия заложен. в сущ-щих соц. теориях и ценностях; 3. формир-е существа ситуации действующим инд-дом. Система установок ведет к конфликтам и соц. дезорганиз., когда инд-д определяя ситуацию не совпад. с группов. ценностями. 4 группы побуждающих желаний чел-ка, влияющ. на его поведение: 1. необход-ть нового опыта; 2. обеспеч-е безоп-ти и стабильности своей жизни; 3. потр-ть признания себя окруж-щими; 4. жажда власти. => типы личности: 1. мещанск. тип: традиц. установки; 2. богемный: нестойкость и несвязность при доминир. установки признания; 3. творч. тип: (изобретатели, жажда высок. значимости своей деят-ти. Главю ценность – потреб-ть в инновациях.) 4.авторит. тип: (фашизоид, жажда госп-ва над окруж. Если сит-ю определять как реальную, то и последствия будут реальные).

Знанецкий: представ-ль гуманит. напр-я в соц. Осн. предмет соц-гии – соц. системы. Элем-ты соц. систем: 1.соц. действие; 2. общность; 3. личность; 4. группы. Ввел понятие «челов-й коэффициент» - лично значимый аспект чел. опыта инд-да. «Чел. коэф.» -- основа анализа чел. деят-ти и самого себя, служит основой понимания ситуации. Эти идеи легли в основу исслед-я польских кр-н.

Социология города: изуч. город. образа жизни, чтобы лучше понять людей, кот. там оказались. Изуч. аспекты урбанизации и соц. дезорганизации.

Роберт Парк: (1864-1944) «Город», «Эмигрантская пресса и ее контроль». Ввел понятия: «соц. дистанция» - показатель степени близости/отчуждения. Маргин. личность – наход. на стыке 2-х групп. Культура как географ. феномен. Дает соц. планировку города – «концентрич. круги» - центр, зона бизнеса, зона трущоб, «одноэтажн. Америка». Методы иссл-я: качеств. (док-ты + наблюдение). Рез-тат иссл-я – теория соц. экологии большого города. Ее предмет – система взаимод-й, формир-е групп живущ. в опред. среде, влияние среды на эти отнош-я, адаптация к среды, среды к себе, либо против всех.

Эрнст Берджесс: (1886-1966) В 1944г. избран председателем амер. соц. ассоциации. Изуч. проблемы: урбанизации, варварства (соц. патологий) в соц. среде, соц. личности, семьи. Использ. методику «концентр. кругов» Парка. У Берджеса это «концентр. зоны». Конц. зоны означ., что город децентрирован. Можно выделись неск-ко зон, кот. будут делиться на круги. + соц. неоднородность в простр-ве города, т.е.взможно сущ-е неск-ких элит в городе ( в кажд. зоне своя), неск-ко вертикалей. Расммотр-е общ-ва в рамках гор. поселения, город рассм. как осн. среда жизнедеят-ти.