Феноменологическое и этнометодологическое направления в соц-гии (Гуссерль, Шюц, Гарфинкель).

Феноменология: Феноменолог. парадигма изучает соц. феномен повседневной жизни, мир конструируется в процессе человеческой жизнедеятельности.1) мир объективен, но он имеет значение только в процессе его осознания. 2) задача преодолеть иллюзии, расколдовать мир, вскрыть латентные ф-ции феноменов.

Соц. мир – едиичный, целостный мир все имеет одно и тоже значение, но этот мир понимается как самоочевидный. Мир сущ-ет только как мир значений, все соц. феномены становятся многозначными. Задача соц-гов-феномен. – получить наиболее полные представления о мире, для этого необходимо понять точки зрения других людей.

Шюц Альфред (1899-1959): род. в Австрии, препод. в Гарварде.1) мир сущ-ет как интерс-й, т.е. мир возникает из взаимодействия инд-дов. 2) наше сознание интенционально, т.е. направлено на объект. Люди сталкиваются с мирами: 1. Формализованный (сущ-ет в понятиях); 2) повседневный (чкл. здесь субъект и объект), возникает в рез-те интеракций, в ходе которых символам придаются значения. Жизненный мир – это мир естесвенной установки, мир повседневной жизни; мир воспринимаемый как данность (целостный мир пережианий инд-да, обусловленый объектами, людьми и событиями, с которыми он сталкивается, преследуя свои практические жизненные цели.). Жизн. мир – это мир естественной установки, в нем вещи принимаются как нечто само собой разумеющееся. Для него хар-но: 1. Непосредственность его переживания. 2. «анонимность»; 3. Целостность, нерасчлененности, нетематизированность. ЖМ интерсубъективен, т.к. состоит из интеракций, к нему относят все что малоосознано, на уровне бессознательных реакций (т.е. не объясняется, а принимается как данность). Формы интерсуб: 1) взаимность перспектив – принцип взаимозаменяемости точек зрения (я и другой видим этот мир одинаково); 2) правило совпадения систем релевантности (я и другой воспринимаем на веру факты, это создает возможность к формир. Мы –реальности). Ш. вводит понятие альтер-эго – другое Я, но не Я (одни воспринимая другого в настоящем знают намного больше, чем тот сам о себе, т.к. он себя воспринимает после произошедшей ситуации). Ш. выд 2 вида других: мы-реальность – те ближние с кем мы непосредственно контактируем; вы-реальность – дальние, мы с ними контактируем, уважаем, мы с ними в опосредованном контакте.

Интенциональность – основополагающая хар-ка сознания, оно всегда сознание чего-то, и оно напрвлено на что-то. Интенционаьный объект – на кот., направлены интенции индивида и кот. имеется в поле зрения. Интенциональный акт – это любой акт, в кот. и посредствам которого, чел переживает в опыте физический или идеальный объект.

Гуссерль счит. что познавать мир нужно освобождаться нужно освобождаться от естественной установки.

Этнометодология:это изучение спонтанных социальных изменений, вызванных латентными, неосозноваемыми механизмами соц. коммуникаций м/у людьми. Этнометод – изучает методы, кот. используют люди в своей повседневной жизни, для описания и осмысления своих социальных действий.

Объект иссл-ния – коммуникации. Предмет исследования – это методы с помощью кот. люди придают смысл своим действиям.

Действие – продуманное человеческое поведение, поведение основанное на заранее составленном проекте. Проект – любое проектирование заключено в воображении будущего поведения, в воображении мы переносимся в будущее, т.е. туда где действие будет уже завершено.

Соц. действие (поступки) – переживания, фактически произошедшие действия и предвоспоминания будущих действий.

Мотивы ссоц. действия: 1) мотив «для –того-чтобы» - является движещей силой поведения, есть цели. 2) мотив «потому-что» - соотносит свершившееся действие с прошлым, не бывет побудительным мотивом для индивида, конструируется после действия.

Гарфинкель Гарольд: 1917Пытается понять, как возникает этот мир, в результате коммуникаций. Он счит. Что элементы мира – это единичные акты коммуникации м/у индивидами. Именно эти акты создают устойчивые соц. системы. Счит., что детерминация общих представлений задается обстоят-ми, кот. задаются людьми. Общее понимание индивидами соц. жизни приходит необязательно из вне, оно м. конструироваться изнутри. Соц. порядок, кот возник в результате взаимодействия, получается таким, каким его задают участники взаимодействия. По Г. сущ-ет множество рациональностей, любое суждение рационально.Рац-сть м.б. повседневной и неповседневной.

Соц. стр-ра действует на сознание индивида опосредовано, эти опосредования являются фоновыми ожиданиями (соц-но одобряемые установки, некие представления чела, мы действуем по ним). Инд-ды рассматриваются не только как субъекты взаимодействия, но и как субъекты творчества, т.е. в результате взаимодействия, чел. творит.

Соц. действия – адекватны оценке человека, собственная оценка базируется на соц. реальности. Соц. жизнь упорядочена т.к. общ-во активно занято приданием смыслов социальным действиям.