Феноменологический анализ повседневной жизни (Бергер, Лукман, Шюц, Гарфинкель).

Бергер Питер (1929) и Лукман Томас (1927): «Приглашение в социологию» и «Социальное конструирование реальности». Идеи: Общ-во рассматривают с 2-х сторон: 1) объективная фактичность; 2) субъект. реальность, результат конструированной деят-сти челов-го сознания.

Общ-во при таком анализе сущ-ет вне нас, независимо от нашего сознания, но общ-во зависит от сознания людей.

Общ-во сущ-ет для нас в виде состоявш. Соц. институтов, языка, создаваемое деятельностью прошлых поколений. Для того чтобы стать членом общ-ва надо овладеть языком, ч/з язык овладеть миром смыслов и вещей. Мир осваивается ч/з мир коллективных представлений – мир смыслов.

При освоении чела в общ-ве выделяют 1-ю и 2-ю социализации. 1-я – овладеваем языком, осваиваем мир значений, ценностей, мир повседневности. Полученные знания становятся основой его жизнедеятельности. Происходит интериоризация (переход внешнего мира во внутренний). А на основе интер-ции взникает процесс хабитуализации (опривычивание).

1-я сменяется 2-ной соц-цией – освоение различных статусных ролей, так возникает статусно ролевая реальность, идет пересмотр ранее освоенного мира.

Повседневность – это реальность, кот. появл. В результате интерпритации. Повседневная жизнь – это реальность, эта реальность интерпретируется людьми и имеет для них субъект. значимость в кач-ве целого мира.

Методв изучения эмпирический и описательный.

Гарфинкель Гарольд (1917): предлагает использовать при изуч. Повседневного мира значений документальный метод – это выбор опред. аспектов из множ-ва хар-к соц. ситуаций, индивид осущ-ет выборку хар-к, опираясь на свои знания=>в результате осмысления появляется индексация (придание смысла данному объекту).

Этнометодология – язык, яз. жестов, фотоальбомы, бытовое общение.

Любая интерпритация членов общ-ва происходит со ссылкой на конкретные ситуации. Смысл любого соцю действия д.б. рассмотрен в контексте коммуникации.

Шюц Альфред: (1899-1959 Считает, что социолог должен изучать естесвенную установку (включ. целостный естеств. мир, кот. нам доступен),т.к. при ее помощи человек конструирует мир. Социолог должен изучать повседневное знание. Какие смыслы люди придают повседневным объектам. Разви-тся феноменолог-социология, кот. изучает смыслы и значения соц. действий.