Концепция функционализма Р. Мертона. Функциональный и структурный анализ.

Р.Мертон (1910 г.р.), «Социальная структура».

Концепция функционализма, интересуется функциями которые создают структуру.Ф-ии(функции) связаны с потребностями социального организма.

Для реализации функционального анализа:

1) необхлдимо описать функциональные требования системы

2) описать механизмы с помщью которых выолняются эти требования

3) если нарушения – необходимо продеогностировать для их устранения

4) описать составные части структуры, ф-ии частей, известные механизмы, функционирование.

Необходимо соеденить функциональный анализ и эмпирические исследования.

Функция – отношение части к целому, отношение между частями.

Также вводит понятия дисфункции, нонфункции, эуфункции.

Дисфункция – связана с минимальной саморегуляцией системы, с нарушениями функциями, нарушение адаптации. Они могут нарастать и привести к разрушению системы.

Эуфинкция – это агрегированный функциональный результат, способствует выживанию системы в среде.

Нонфункция – существует, но не воздействует.

Выделяют явные (это намеренное следствие) и латентные функции (ненамеренное следствие). Задача социологии изучать латентные (скрытые) функции.

3 осн. постулата функционального анализа:1) функционального единства (соц.факт бесконечно глубок, единство обеспечивается благодаря функц. определенности); 2) культура несет в себе функционал. свойства, необходимо изучать с помощью функционал. анализа; 3) функциональная необходимость

Функциональность есть всегда повторяющейся, стандартизированный набор явлений, связей, и присущ всем социальным системам и ее частям.

Методологические правила функционального анализа:

1) функц. анализ базируется на рассмотрении типовых объектов

2) ф.анализ включает в себя опред. степени субъективные диспозиции, т.е. включаются субъективные мотивации

3) осуществляет анализ субъективных следствий

4) явная допустима для описания, а латентная только для понимания

5) функц. обслуживает агрегированные объекты, т.е. функционально этот объект соотносится с системой

6) ф. принудительна, т.е. протекает из системы ценностей

7) ф. включают в механизм своего действия сегментированные социальные роли и иерархии ценностей

8) ф. рассматривает себя всегда ч.з альтернативу

9) ф. анализ это не только статистческий анализ, но это и динамическое изменение функциональной системы

10) ф. анализ это не только статич. анализ, но и это динамическое изменение ф-ой системы.

Аномия – это всегда присутствующее явление в соц. системе.

Л– эл-т стр-ры, со своими ф-ми

Функц. анализ явл. одним из эл-ов системного подхода, имеет иделологич. ф-ию (ч\з постановку гипотез, ч/з систему ориентаций исследоания).

Референтная группа. Чел. всегда анализ-ет свою ситуцию, осущ-ет свое поведение, ориентируюясь на других, уподобляясь др. Образы (другие): 1)первичная гр 2)чужая гр (негативная рефер. гр.) 3) другая гр (позитивная гр). Поведенич. ожидания, к возникают у индив, связаны с ролевым набором данного индивида.

Предметом соц-ии по Мертону явл. объяснение логически обыденных стр-р и соот-их ф-й исследования, их взаимосвязи, эмпирич. проверка. Проблема аномии возникает в связи с анализом референтных групп. Аномия носит ограниченный, временный хар-р. Это неотъемлемая часть любой соц. системы.


71.Теория социального обмена: Джордж Хоманс и Питер Блау.

Джордж Хоманс - «Человеческая группа», «Природа соц. науки».

Резко относится к структуроно-функциональному анализу. История изучает поведение чела во времени. Социология изучает ориентацию чела на те или иные цели, объекты, кот. он оценивает позитивно или негативно. Задача социологии отркрыть фундаметнальные законы, кот. бы объединяли психолог, историч, антрополог. данные. Социология должна вскрыть устойчивые соц. стр-ры. Объект социологии – индивидуальное поведение или интеграции м/у индивид-ми деятелями., кот. создают соц. институты и являются рез-том сочетания индивид. характеров и поведения.

Представитель методологического индивидуализма (чел. первичен по отношению к об-ву). Считает, что субъектом всех институтов явл. индивид во взаимодействии с др. Чела понимает как поведенческий организм, реагирующий на внешние раздражители. Изучает повседневное элементарное поведение индивидов.

Выделяет: 1)деятеля, кот. демонстрирует поведение, кот. может восприниматься другими лицами. 2)Чувства: активность, в кот. проявляется отношения или настроение деятеля. 3)Интеракции: взаимодействие м\у индивидами, кот. могут быть реакциями на действия других лиц.

Все поведение рассматривает с т.з обмена психич. и эк. поведения. На поведение м. влять: поощрения и наказания, создания отвращения. Это не просто управление поведением, но и создание ЭГО. Хоманс формулирует ряд гипотез, для понимания поведения:1)универсальная(взаимосвязь поощрений и наказаний формирует опред. частоту опред. действий)2)гепотиза успеха (чем чаще повторяются эти поощр, тем более вероят, что эти взаимод-ия воспроизведутся)3)постулат стимула (похожие стимулы воспроиз-ят похожий рез-тат)4)постулат лишения-насыщения(чем чаще поощр в прошлом за это действ, тем меньше ценность деят-ти в наст)5)постулат ценностей(чем> ценность этого действия, тем> веоят воспроиз-ия этого дейст)6)гипотеза привлекат-ти7)г.агрессии(если действ не получ. вознагр, то возник. Агрессия. Типы ценностей, кот. стимулируют обмен:1)легальные (социальные) – общественное признание.2)индивидуальные

Питер Блау Все поведение-стимулы и реакции. Обмен – центральный принцип жизни людей. Обмен всегда связан с стимулир-ием, поощ-ем и наказ-ем. Предмет анализа – межличностные отношения и соц. группы и общности. Показывает как из межличностных отнош. возникает соц. стр-ра общ-ва. Выделяет несколько этапов: 1)обмен благодеяниями и подарками2)механич. Обмен – дифференциация стимулов и ролей3)формирование соц. институтов и легитимных организаций4)формируются традиции и оппозиции. Соц. стр-ра общ-ва состоит: соц. группы, организации, общности, институты. Анализ ценностей и норм. Ценность связ. с целью. Нормы, правила – общие для исполнения. Типы ценностей индивид:1)партикулярные (частные) – на них формируется солидарность и интеграция2)универсальные – общепризнанные, надиндивидуальные, для различения и сравнения партик. Ценностей3)легитимный авторитет – носитель ценностей – некая личность, кот. опред. систему ценностей м/у индивидами или группами.4)ценности оппозиции – направлены на формирование стабильной соц. стр-ры(это3), а ценности оппозиции их разрушают.

Не все отношения соц. обмена форимрует соц. стр-ра, формируют ее только те, кот. ориентированы на достижение целей, кот. возникают в процессе взаимодействия с др. и для достижения кот. ср-ва нах-ся у др.

Соц. стр-ра и соц. отношения – это всегда отношения власти. Властные отношения возникают в частных случаях обмена, когда один из уч-ов обладает монополией над вознагражд, кот. другие хотят получить. Монополист стремится наиболее выгодно обменять эти вознагр., навязывая их другим. Т.о система рангов, статусов. Легитимация властных отношений возможно по ср-вам норм и ценностей, но сами не явл. предметом обмена и становятся легитимными в процессе социализации.

Вывод: Всю соц. жизнь оба автора рассматривают в виде пользы процессов поощрения и наказания.


72.Социология П. Сорокина: российский и американский периоды.

П. Сорокин (1889-1968).1-ая русская школа социологии была открыта в Париже в 1901.Первый дипломированный доктор соц-ии в России. Российский период: представление о соц-ии в работе «Система соц-ии». Выделяет 3 определения предмета соц-ии:1)контовская – соц-ия – наука наук, основа для общест-х наук, предмет- соц. жизнь2)у соц-ии есть особый предмет, кот. не изучается др. обществ-ми науками.3)соц-ия изучает наиб. родове св-ва чел. взаимод-ий. Принципы соц-ии:1)она строится по типу всех естеств.наук (м-ды одинаковые, о объекты разные)2)соц – наука объективная, она должна изучать мир таким, кокой он есть. Соц-ог не может наблюдать псих-ие реальности, критика нормативно-ценностного подхода.3)соц-ия должна быть опытной и точной наукой. Критика метафизики3)соц-ия наука плюралистичная. Стр-ра соц-ии: теоретич.(соц-ая аналитика, механика, генетика) и практич.(соц-ая политика).Соц. аналитика – анализ простых явлений. Соц. механика – изучает процессы взаимод-ия. Соц. генетика – изуч. историч. тенденции. Они изучают структуру взаимо-ий с т.з. статики, динамики и строения. Соц. политика – изучение конструирования должного. Прикладное знание развивается на основе теоретич. Структура взаимод-ия: элементы – индивиды, акты взаимод-ия и проводники. Инди-ды вып-ют ф-ию приспособления, действия. Акты- реализация взаимод-ия. Проводниками м.б. любые матер. феномены. Индивиды – контактные звенья цепи проводников, кот. в свою очередь относ-ся к матер. к-ре. Выделяют соц. гр.(коллективные единства): 1)простые или элементарные2)комулятивные (объед-ия неск. групп) – классы, сословия.3)сложные соц. агрегаты (население страны). Группы: закр. (раса, возраст, пол), откр. (базируются на воле индивида – партия),промежуточные (семья, сословие). Признаки формирования классов: профессия, имущество, соц. правов. статус – дают возможность говорить об общем статусе людей. О-во структурир. на: горизонт. ивертик (книга «Соц-ая мобильность»). Все соц. группы неоднородны, внутри группы можно выделить страты. С помощью этого понятия можно описать неравн-сть распределения прав и привилегий, ценностей, власти. Любое о-во стратиф-но. Причина:1)различие дает импульс развитию2)соц-ые причины(необходимо наличие управляющих, кот. хаос приводят в порядок)3)природные(био-псих. различия м/у людьми). Проблема личности:как соотнос. преступл. и наказ?какие типы личности соверш-ют те или иные девиации. Интегральное понимание личности: кажд. чел.выполняет множ-во ролей и статусов,у чел. множественность души. Взаимод. чел. и о-ва как взаимод-ие микро и макрокосмоса. Чел. «Я» формир-ся с помощью требований со стороны гос, семьи, профессии и т.д., т.е. тех групп куда он входит. Американский период: Соц-ия – истор. процесс, не имеет общих закономер-ей, это колебание объект-но сущ-их социокультурных суперсистем. Динамика этих систем приводит к изменеию созн. и повед-ия индивидов, взаимовлияние о-ва и индивидов. Чел- ядро этой системы, удивительно интегральное сущ-во. На интегральн. Природу чел. влияет: сознат, бессознат, рефленция(холод, голод), социальные(нормы, ценности), биосоц. Чел. способен познавать свою сущность с помощью:1)чувств2)разума3)интуиция. Интегральная сущность чел в его познании, его знании, творческая сущность. Интегральн. сущность создает суперогр. и суперкультурные миры. Отличаются от неорганич. миров тем, что имеют смысл. У этих смыслов надорганич. статус. Весь культ. мир – это надорганич. смысл. Культурный мир включ: типы матер. культ-ры, типы соц. личностей и групп, образцы поведения. 3 осн. типа социокультурных систем (по типу ценностей):1)чувственная2)умозрительная3)сверхчувственная. Чувственная эпоха – приземленная, безрелигиозная. Сверхчувственная – земное божество, рев-ия, война – рез-т развития чувственной эпохи. Рев-ия – дезорганизация, хаос. В ходе рев-ии 2 типа личности: герой и личность массы. В условиях рев-ии и позитивн-ое и негат-ое в равных пропорциях. Невозможно угадать поведение в той или иной ситуации. Сущность чел. соотв-ет степени распределения благ и средств произ-ва в о-ве. Необходимо создать систему в кот. субъекты не подавляются системой, чел. должен быть субъектом права, морали.