Символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера.

Мид Джордж Герберт (1863 – 1931). Рассматривает проблему соц. взаимодествия ч/з теорию символов изначений. Чел природа – коммуникативная. Под влиянием символов складывается чел «Я». Ф-я символа: общение в своей и соц. среде, интерпитация значений и намерений другого. Соц. жизнь – система символов и значений. Люди должны уметь расшифровывать символы. В ходе социализации, кот. осущ-ся по ср-вам коммуник. Чел. проявл. свою самость, это происходит в процессе принятия роли – роль другог становится моей ролью. Самость имеет двойную природу: I (я сам)– субъективое, внутренне представление индивидом самого себя, иначе рефлексивное я, сознание направлено на самого себя. Me (я меня) – обобщенное представление других обо мне, усваемое данным индивидом. Самость не является врожденной, а явл. рез-том коммуникации. Стадии приобретения самости: play(индивидуальная игра) – в процессе игры чел. осваивает роль значимых других, на первых стадиях жизни. Осваивает систему норм, правил, кот. связаны с этой ролью, осваивает систему символов, ч/з кот. проявляется данная роль.Game(коллективная игра) – осваивает правила отношений м/у людьми. Учится существовать в сложной группе. Формируется образ обощенный другой. 3 стадия соревновательная – представление о иерархии, соревнование за завоевание статусов.

Герберт Блумер (1900-1987). Ученик Мида ввел понятие симолич. интерракционизм. Изучение коллективного поведения. 1969 - «Символ.интерракц.».3 базовых посылки:1)люди действуют на основе значений, придаваемых предметам иобъектам. Соц. детерминизм противопост. биолог. детерминизму.Соц. детерминизм – детерминизм значений.2) значениями являются фиксированные, сформированные ранее. Значения создаются вновь. Это модификация, развитие старых значений.3)Значение – это рез-тат интерпритации, осущ-ой в ходе интеракции ч/з принятие роли другого. Основу коллективного поведения составляют общие значения. Эти значения формируют некую систему ожиданий. Коллективные движения структурируют сам процесс движения. Возникает соц. беспокойство:1)появл. позыв к действию, но при этом нет ясных целей, беспорядочное аффективное поведение, распад устойчивых общих значений, процесс изменений в общ-ве.2) соц. беспокойство возникает при возник. Страхов, агрессия группы и каждого в отдельности3)поведение лишается обычной последовательности и устойчивости, разрушение старых идей, появление новых восприятий.

Коллективы бывают разные: толпа, масса, публика. Толпа бывает действительная (общая цель, кот, организует толпу спонтанно, есть лидер) и экспрессивная (нет внешних целей, формируется на основе эмоционального порыва). Масса –совокупность спонтанного коллективного возбуждения, кот. связано с заинтересованностью в участии в к-л действии на основе эмоционального принципа, члена анонимны, независимы др. от др, м.б. рассредоточена в пространстве. Общественность – спонтанное коллективное реагирование на опред. значимые объекты или стуации. Включает рациональный эл-т, отсутств. Реальное взаимодействие м/у участниками. Публика– отсутствует взамосвязь м/у участниками, ее формирует исключительно СМИ. Система общих реакций на к-л ситуации, передаваемые ч/з СМИ. Причина общего поведения – общие установки, значения.

Главная проблема, кот. рассматривал Блумер – система символов и значений.