Е.А. Кечина

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ- философ-ско-социологический термин, введенный в научный оборот Новаком (см.) для характеристики окончательно конституировавшегося на протяжении второй половины 20 в. плюралистического, либерально-демократического общества западного типа, главными элементами которого являются три системы, существующие как единое целое: экономика, основанная по преимуществу на рынке и мотивации; демократическая политика, признающая право человека на жизнь, свободу и стремление к счастью; в высшей степени либеральная система ценностей и социальных институтов, в основе которых лежат идеалы равной для всех людей свободы и справедливости. Основанная на убеждении, что социальный строй, полагающий принуждение добродетельным, невозможен и нежелателен, концепция Д.К. атрибутивно содержит тезис, согласно которому демократия в политике возможна только наряду с рыночной экономикой. По Новаку, "коллективистская система, пренебрегающая осознанным личным выбором, напоминает улей или закон для быков".

Главная задача идеи Д.К. в исторической перспективе было обеспечение процедуры разделения власти и установления над ней эффективного контроля со стороны общества. С точки зрения Новака, предтечами модели Д.К. как определенного камертона социально-экономических трансформаций правомерно полагать Ш. Монтескье (см.), А. Смита, Б. Франклина, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона и др., сформулировавших основополагающие моральные ценности демократии Нового времени: 1) ограничение власти государства и защита человека от тирании и нищеты; 2) высвобождение энергии индивида и произвольно организовавшихся общностей. Разделяя ту максиму, что "Слово Божие запредельно... оно осуждает все и каждую из систем, находя в них множество недостатков", Повак тем не менее попытался обозначить те фрагменты иудейско-христианских религиозных доктрин,

которые, по его мнению, повлияли на формирование Д.К. -институциональной модели экономического роста, политической свободы и культурно-этического созревания.

Согласно Новаку, идейные предпосылки Д.К. таковы: 1) Догмат о Троице, трактующий идею Бога воплощением идеалов как соборности, так и индивидуальности, а также задающий такой обряд причастия, в ходе которого личность не оказывается уничиженной; индивидуальное либо коллективное участие в создании общества/общности, сохраняющих и отстаивающих право на индивидуальность каждого человека трактуется как истинное подражание Божьему промыслу. 2) Идея Воплощения, согласно которой Бог пришел в наш мир как Человек - в одной небогатой стране, в конкретном месте, в конкретное время, приняв таким образом на Себя мыслимые условия существования человека, включая смерть от слуг государства, осмеяние и ненависть со стороны людей. Этот сакрально-исторический сюжет должен постоянно напоминать нам, что слабости и пороки людей и их иррациональная злоба не изжиты, победа над грехом весьма сложна. Нет и не может быть совершенной модели общества, она не в состоянии появиться однажды. Только смиренность и отсутствие иллюзий способны породить избавительную надежду, в отличие от пагубной и разрушительной веры в единожды осуществленную утопию ("надежда покончить с бедностью и не допустить тиранию, - возможно, последняя и лучшая наша надежда - родилась именно в этой ругаемой всеми системе" /Д.К. - А.Г./). Базовым и желательным типом личности для Д.К. выступает в этом контексте свободный человек, владеющий собственностью и занятый коммерческой деятельностью: "...именно система предпринимательской деятельности, а не намерения бизнесменов, способствует верховенству закона, свободе, обычаю умеренности и постоянства, здоровому реализму и очевидному прогрессу общества, более чем институты церкви, аристократии или служба военного сословия" (Новак). 3) Идеал Состязания как "поиска вместе". Не все равны в этом мире. Жизнь подлежит оценке, строгому суду - Божьему и человеческому: перед Страшным Судом богатым есть чего бояться. Если их богатство принесло пользу другим, есть основание быть признательным, но у Господа могли быть и большие ожидания. Честная конкуренция - не порок. Подлинная самореализация личности немыслима в спокойную и уютную эпоху. Иудаизм и христианство - классический пример религий волюнтаризма и свободы: любая библейская история воспроизводит момент принятия человеком решения и осуществления принципиального выбора, ибо "...много званных, а мало избранных" (Мф. 20, !6). 4) Идея первородного греха человека, направленная в конечном счете на ограничение людских претензий на обладание совершенной праведностью и закладывающая теолого-нравственную основу для развенчания иллюзорных проектов социалистического толка, ориентированных на стремлении сделать всех счастливыми. 5) Принцип "разделения царств" (сфер реальности): "Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мф. 22, 21). Д.К. не мог и не может быть по определению чисто христианской общественно-экономической системой, его принципы конституировались как внеконфессиональные, являющиеся уделом свободного выбора человека. Речь может идти не о "христианском государстве", не о "христианской экономике", а лишь о правовом государстве и экономике как светских институтах во Имя Христово: существует христиан-