А.А. Грицанов

АНТОНОВИЧИван Иванович (р. 1937) - белорусский и российский философ и социолог, специалист в области международных отношений, политической социологии. Окончил Минский педагогический институт иностранных языков (1960). Доктор философских наук (1973), профессор (1977). В 1960-1969 - младший научный сотрудник, старший научный сотрудник Института философии и права АН БССР; в 1969-1974 - сотрудник отдела социального развития ООН (Нью-Йорк, США), редактор журнала "Международное обозрение криминальной политики"; в 1975-1987 - на партийной работе в Белоруссии, преподавал в Белорусском университете. В 1987-1990 - проректор по научной работе АОН при ЦК КПСС; в 1990-1991 - секретарь ЦК Коммунистической партии РСФСР; 1992-1995 - директор научно-исследовательского института "Белинформпрогноз" при президенте Республики Беларусь. С 1995 по 1998 - зам. министра, министр иностранных дел Республики Беларусь.

Круг научных интересов А. - философская антропология, история зарубежной социологии. В научных трудах А. значительное место уделено исследованию проблем будущего человеческой цивилизации, социологической прогностике.

А. - автор более 300 научных публикаций, в том числе: "Современная философская антропология" (1970); "Социальная патология капитализма" (1974); "Социология США: проблемы и поиски решений" (1976); "Социальное развитие и проблема прогресса" (1977); "Капитализм и социальный контроль" (1976); "Буржуазная социологическая теория: Ч. 1. Этапы эволюции. 4.2. Диалектика кризиса" (1980-1981); "Современный капитализм: социология кризиса" (1987); "Современный капитализм и социодинамика власти" (1990); "Со-циодинамика идеологии" (1994) и др.

АНТРОПОАНАЛИЗ(греч. anthropos - человек и analysis - разложение, расчленение) - одно из наименований психотерапевтического метода Бинсвангера (см.) и его последователей, основанного на антропологическом анализе природы и особенностей присущих человеку (индивиду) форм и способов "бытия-в-мире" (в т. ч. и отношений с миром). Создан в 1930-х в рамках экзистенциального психоанализа. В теоретическом и методологическом планах А. базируется на совокупности идей и концепций антропологического, феноменологического, психологического и экзистенциалистского толка.