Экология и культура.

Д.С.Лихачев подчеркивал неразрывное единство народа, природы и культуры. Природа и Родина - глубоко родственные слова, у них даже один корень. Наверное, это оттого, что любовь к родине и любовь к природе неразрывно связаны, это две грани одного глубочайшего чувства. Порой объекты природного мира становятся символами страны. Так, например, символом Австралии является кенгуру и страус, которые нигде больше не встречаются. В гербе Ливана запечатлен знаменитый ливанский кедр, а в гербе Канады – кленовые листья.

В нашем сознании образ Матери – Родины, наверное, не случайно складывается под влиянием не только социальных, но и природных факторов и обретает символическое воплощение в каком – нибудь наиболее характерном природном объекте. Так, для жителей Карпат – это «смеричка», ель что покрывает карпатские склоны, зеленая и стройная, она упорно тянется к солнцу, противостоя ливням, ветрам и другим напастям.

Говоря о характерных признаках экологической культуры славянских народов, нужно, прежде всего, отметить солярный символизм, который идет еще от языческих времен. Солнце – это дохристианский культ Ярилы. Для хлебороба небесное светило было основным жизненным источником. Кстати, и национальные сорта хлеба - это паляница или каравай, круглые как солнце.

Природа не только создает основы жизнедеятельности человека, но она и лечит его, спасает его физически и духовно. Еще древние греки говорили о том, что лечит природа, а не врач. И, несмотря на «триумфальное шествие» медицины, это изречение не утратило своего значения и в наши дни. Можно сказать, что природа «лечит» в том смысле, что позволяет сохранить здоровье, восстановить физические и душевные силы человека.

В этом отношении контакты с природой не имеют себе равных по силе воздействия на психику человека. Человек, живущий в шуме и грохоте городской жизни, с ее скоростями, насыщенностью контактами и информацией, слишком запрограммированной во всех проявлениях, испытывает неодолимую потребность в отдыхе вдали от «шума городского». В зеленой зоне человеку требуется на 60% меньше времени для восстановления сил после рабочего дня, чем в лишенных растительности индустриальных городских кварталах. Уже сейчас эффект от использования лесов в целях рекреации в два раза выше, чем от рубок леса.

Основой формирования экологической культуры человека является экологическое образование и воспитание. Основная цель экологического образования: формирование представлений об окружающей среде, специфике ее внутренних отношений, характере антропогенного воздействия на нее, а также принципах гармонического развития человека и природной среды.

Экологическое образование и воспитание основывается на следующих методологических посылках:

- во-первых, мир материален и представляет сложную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов,

- во-вторых, общество – результат эволюции материи, поэтому природа и общество характеризуются взаимосвязью и различиями,

- в-третьих, коэволюция – специфический путь развития, определяемый объективными и субъективными предпосылками,

- в-четвертых, необратимые биосферные изменения, опасные для общества, определяются непродуманными антропогенными влияниями на природную среду, а не выступают объективным содержанием технологического средства (способа) производства.

Преодоление современного экологического кризиса – это, прежде всего, преодоление кризиса традиционной системы ценностей, построенной на антропоцентрическом и социоцентрическом принципе. Нынешняя антропоцентрическая картина мира зиждется на том, что человек господствует над природой, а природа существует лишь для удовлетворения его, человеческих, потребностей.

А теперь человек должен придти к пониманию, осознанию самоценности природы как таковой, отойти от узкоутилитарного подхода. Гете писал, что природа является единственной книгой, содержание которой одинаково значительно на всех страницах.

Человечество, по-видимому, подошло к черте, за которой не будет вариантов, оно встало перед необходимостью качественной перестройки стандартов своего поведения, поиска компромисса между потребностями и возможностями. Необходима своего рода «коперникова революция» в умах, начиная от пахарей и заканчивая руководителями государств.

В мире набирает силу тенденция защиты, в том числе юридической, природных объектов. В 1972 году принимается «Конвенция об охране всемирной культуры и природного наследия» и «Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане».

Конвенция о всемирном наследии – это международное соглашение, не знающее прецедентов. Список всемирного наследия насчитывает уже несколько сотен. Это – Галапогосские острова, старый Дамаск в Сирии и Версальский дворец и парк во Франции. В последние годы этот список начали пополнять культурные и природные объекты нашей страны (Киевская «София», кварталы старого Львова, Аскания – Нова и др.).