АСТРОНОМИЯ СТРАН ИСЛАМА

АСТРОНОМИЯ СТРАН ИСЛАМА
Б. А. Розенфельд
(Историко-астрономические исследования, вып.XVII, вып.1984 )

Багдадский халифат

В течение первых столетий после арабского завоевания территорий, вошедших в состав арабского халифата, ученые завоеванных стран могли работать… Особенно оживилась астрономическая деятельность при халифе ал-Ма`муне… При дворе ал-Ма`муна и его преемников работали также уроженцы Средней Азии Мухаммед ал-Хорезми (ок. 783-ок. 850) из…

Государства бундов

Фарс, древняя Персида,-- область Ирана, в которой находилась древняя столица Ирана Персеполис (Тахт-и Джемшид), был старинным центром иранской… В IX в. проводил астрономические наблюдения в Нишапуре один из интереснейших… Астрономические наблюдения и исследования производились во всех государствах, в которых правили буидские султаны. В…

Фатимидский Египет

При халифе ал-Хакиме и его преемниках в Каире paботал знаменитый ученый-энциклопедист Абу `Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам (965--1039). Уроженец Басры,… В X-XI вв. в состав государства Фатимидов входила Сицилия, отвоеванная у…

Хорезм

Мы уже упоминали уроженца Хорезма ал-Хорезми, работавшего в Багдаде. Астрономические исследования в Хорезме имели давние традиции, исследование раскопок астрономической обсерватории IV в. в хорезмском памятнике VI в. Кой-Крылган-кала известно читателям ИАИ [26]. В X в. астрономические исследования в Хорезме возобновляются, их проводит двоюродный брат последнего хорезмшаха из династии Бану `Ирак (`Иракидов), царствовавшей в столице Хорезма Кяте (ныне г. Бируни Кара-Калпакской АССР) с доисламских времен, Абу Наср Мансур ибн `Ирак (ум. 1036). Астрономическое творчество Ибн `Ирака также знакомо читателям ИАИ [27]. Ибн `Ирак был автором посвященного хорезмшаху "Шахского Альмагеста" (ал-Маджисти аш-шахи) -- обработки "Альмагеста" Птолемея, "Книги азимутов" (Китаб ас-сумут), "Математического воспитания" (Тахзиб ат-та`алим), "Книги о шарообразности неба" (Китаб фи куриййа ас-сама') [28, ч.9], "Трактата об исправлении упущений Абу Джа`фара ал-Хазина в Зидже тимпанов" (Рисала фи тасхих ма вака`а ли Аби Джа`фар ал-Хазин мин ас-сахв фи Зидж ас-сафаих) [28, ч. 3], "Трактата о таблицах минут" (Рисала фи джадвал ад-дакаик) [28, ч. 5] и др.

Учеником Ибн `Ирака был крупнейший астроном мусульманского средневековья, знаменитый ученый-энциклопедист, уроженец Кята, носящего ныне его имя, Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни (973-1048).

Многим астрономическим трудам ал-Бирунй посвящены специальные статьи в ИАИ: [29] -- о "Геодезии" -- "Книге определения границ для уточнения расстояний между поселениями" (Китаб тахдид нихайат ал-амакин ли таских масафат ал-масакин); [2], [30] -- о "Каноне Мас`уда об астрономии и звездах" (ал-Канун ал-Мас`уди фи-л-хай'а ва-н-нуджум); [13], [31] -- об "Индии" -- "Книге, содержащей разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых" (Китаб фи тахрир ма ли-л-Хинд мин макала макбула фи-л-`акл ау марзула); [32], [33] -- о "Науке о звездах" -- "Книге вразумления в начатках науки о звездах" (Китаб ат-тафхим ли аваил сина`а ат-танджим); [34], [35] -- о "Гномонике" -- "Книге об обособлении всего сказанного по вопросу о тенях" (Китаб фи ифрад ал-ма-кал фи амр ал-азлал); [36], [16, с. 171-178] -- об "Астролябиях" -- "Книге исчерпания возможных способов конструирования астролябий" (Китаб ал-исти`аб ал-вуджух ал-мумкина фи сан'а ал-астурлаб). Мы упоминали также "Хронологию" -- "Памятники, оставшиеся от минувших поколений" (ал-Асар ал-бакиййа мин ал-курун ал-халий-йа) [8] (раздел "Хронологии" о движении Солнца знаком читателям ИАИ [37]).

Ал-Бируни учился и первоначально работал в Кяте, после взятия в 995 г. Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж ал-Бируни едет в Рей, где работает у ал-Худжанди, затем он работает в Гургане при дворе Шамс ал-Ма`али Кабуса, которому он около 1000 г. посвящает "Хронологию", затем возвращается в Хорезм и работает в Гургандже при дворе хорезмшахов `Али (997--1009) и Ма'муна II. После завоевания в 1017 г. Хорезма Махмудом Газневи он вынужден переехать в столицу Газневидов Газну (ныне Газни в Афганистане), где работает при дворе Махмуда (998--1030) и его сына Мас`уда (1031--1041), которому он посвятил "Канон Мас`уда" и, после разгрома в 1040 г. империи Газневидов сельджуками, при дворе Маудуда (1041--1050), сына Мас`уда, в небольшом княжестве, оставшемся от этой империи. Ал-Бируни участвовал в походах Махмуда Газневи в Индию, где прожил несколько лет и собрал материал для своей "Индии". Из всех перечисленных трудов ал-Бируни раньше всех написаны "Астролябии", упоминающиеся в "Хронологии", "Геодезия" написана в Газне в 1025 г., "Наука о звездах" закончена в 1030 г., "Канон Мас`уда" в 1036 г. При дворе Маудуда написаны известные труды ал-Бируни "Минералогия" и "Фармакогнозия". Крупнейший из астрономических трудов ал-Бируни--"Канон Мас`уда", являющийся подлинной энциклопедией всех вопросов, относящихся к астрономии. План этого сочинения близок к стандартному плану арабских зиджей, но в отличие от них здесь приведены подробные экспериментальные и математические доказательства всех излагаемых положений; ряд положений своих предшественников, например предположение Сабита ибн Корры о связи движения апогея Солнца с прецессией, ал-Бируни опровергает, во многих вопросах приходит к новым выводам. В "Каноне Мас`уда" ал-Бируни остается на птолемеевой точке зрения о неподвижности Земли, считая, что гипотеза о движении Земли математически равноправна с гипотезой о ее неподвижности, но противоречит физическим фактам. В "Астролябиях" он обращает внимание на то, что "челнообразная астролябия", которую показывал ему ас-Сиджизи, основана на предположении о неподвижности небесного и движении Земли; о котором он писал в "Индии": "Выдающиеся астрономы древности и современности... пытались отрицать вращательное движение Земли. И мы думаем, что мы не на словах, а по сути стали выше этих ученых в решении вопроса о движении Земли в нашей книге "Мифтах`илм ал-хай'а" [32, с. 255]. В трактатах ал-Бируни часто ссылается на свои астрономические наблюдения, как в Кяте и Гургандже, так и в Газне и различных местах Индии.

После пребывания в составе империй Газневидов и Сельджуков Хорезм становится вновь независимым в XII в., а в начале XIII в. он становится центром империи, простирающейся от Индии до Малой Азии. В это время здесь работает Махмуд ал-Чагмини (ум. 1221), уроженец селения Чагмин в Хорезме. Его "Краткое изложение астрономии" (ал-Мулаххас фи-л-хай'а), изданное в немецком переводе Г. Рудловым и А. Хоххеймом
[38], было очень популярно в Средней Азии и Иране. Трактат состоял из введения об элементах и эфире и двух книг--"О небесных сферах" и "О Земле"; в первой из этих книг излагалось, вслед за ал-Фаргани, ал-Хазином и Ибн ал-Хайсамом учение о массивных эфирных орбитах планет. Год смерти ал-Чагмини совпадает с годом завоевания Хорезма монголами, и весьма возможно, что ал-Чагмини был одной из жертв этого завоевания.

При дворе хорезмшаха 'Ала ад-Дина Мухаммеда (1200-1220) работал Хусам ад-Дин `Али ас-Салар аш-Ша'ми (ум. 1262), уроженец Сирии (Ша`м). Ас- Салар был автором посвященного хорезмшаху "Шахского зид-жа" (Зидж-и шахи), написанного по-персидски. Когда хорезмшах начал поход на Багдад, ас-Салар пытался отговорить его от этого, говоря, что халиф -- священная личность, и рассматривал разгром Хорезма ордами Чингиз-хана как божью кару за это святотатство. Видимо, поэтому после победы Чиигиз-хаиа ас-Салар становится астрологом монгольского великого хана, который назначил его главным астрологом внука Чипгиз-хапа Хулагу-хана перед его походом на Персию. Впоследствии, когда Хула-гу-хан задумал поход на Багдад, ас-Салар пытался его отговорить. Ас-Салар был автором трактата о параллельных линиях и сочинения по сферической тригонометрии, цитировавшегося Насир ад-Дином ат-Туси (об отношениях которого с ас-Саларом мы расскажем ниже) в его "Трактате о полном четырехстороннике".

В Хорезме родился также 'Али-Шах ал-Хорезми ал-Бухари (1226--1300), работавший в Бухаре, автор "Хо-резмшахского зиджа" (Зидж-и и Хорезмшахи), комментариев к "Ильханскому зиджу" Насир ад-Дина ат-Туси и трактата "Деревья и плоды" (Ашджар ва асмар), содержащего изложение основ астрономии и астрологии.

Империи Газневидов и Сельджуков

Войска султана Мас`уда были разбиты Сельджуками, предводительствуемыми Тогрул-беком (ум. 1063), в 1040 г. под Данданаканом, в 60 км от Мерва. После… `ОмарХаййам (1048--1131), уроженец Нишапура, учился в Балхе, и в молодости ему… Хайям был приглашен ко двору Малик-шаха в 1074 г. Историк Ибн ал-Асир (1160--1232) в своей "Совершенной книге…

Сельджукский Ирак

При дворе халифа ал-Мустанджида (1160--1170), во время правления Сельджуков, работал Абу-л-Баракат Хибаталлах ал-Балади ал-Багдади (ок. 1095--1175),… В Багдаде в XII в. работал также ас-Самав'ал ал-Магриби (ум. 1175), сын… В Багдаде работал Шараф ад-Дин ал-Музаффар ат-Туси (ум. ок. 1210), уроженец Туса. Шараф ад-Дин ат-Туси был автором…

Испания

При дворе князей Мухаммада I (1023--1042) и `Аббада ал-Мутадида (1042--1069) одного из княжеств, на которые распался Кордовский халифат, в Севилье,… В Толедо и в Севилье при дворе князя Мухаммада II ал-Му`тамида (1069--1091),… В Севилье, Тунисе и Египте работал Абу-с-Салт Умаййа ал-Андалуси (1068--1134), уроженец Дении, известный также как…

Государство Ильханов

Существенную роль в сдаче Аламута монголам сыграл выдающийся астроном XIII века Насир ад-Дин ат-Туси (1201--1274), уроженец Туса в Хорасане пли Саве… Мы уже упоминали, что когда Хулагу-хан задумал поход на Багдад, его главный… В Марагинской обсерватории ат-Туси уже при сыне Хулагу-хана Абака-хане (1265--1282), закончил "Ильханский…

Магриб

Из астрономов Магриба, т. е. Марокко, Туниса и Алжира, упомянем прежде всего марроканца ал-Хасана ал-Марракиши (ум. 1262) из Марракеша. Ал-Марракиши был автором "Книги собрания начал и результатов, охватывающей все трактаты и построение" (Китаб джами` ал-мабади ва-л-гайат аш-шамил ли джами` ар-расаил ва-л-вад`иййат), представляющей собой подлинную энциклопедию по всем вопросам, связанным с изготовлением и пользованием астрономическими инструментами. Первая часть этого труда опубликована вместе с французским переводом Ж. Ж. Седийо его сыном Л. А. Седийо [53], вторая часть кратко изложена в "Мемуаре об астрономических инструментах" Л. А. Седийо [54]. Книга ал-Марракиши состоит из четырех частей. В 1-й части приводятся необходимые сведения из математики и астрономии, 2-я часть посвящена построению астрономических инструментов, 3-я часть -- действиям с этими инструментами, 4-я часть -- задачам по математической географии, решаемым с помощью арифметики, геометрии и алгебры. Называя свою книгу "охватывающей все трактаты", ал-Марракиши имел в виду, что в его книге изложена большая часть книги ал-Бируни "Исчерпание всех возможных способов построения астролябии", изложено сочинение аз-Заркали об астролябии аз-заркала, сочинение Шараф ад-Дина ат-Туси о "линейной астролябии" и целый ряд других сочинений об астрономических инструментах. Здесь описаны измерительные инструменты -- "винты", "цилиндры", "конусы", "копыта", "ноги саранчи" и другие, различные виды солнечных часов, "сферические инструменты" -- небесные глобусы и сферические астролябии, "инструменты, основанные па проектировании сферы на плоскость",-- различные виды астролябий, описанных ал-Бируни, астролябии аз-заркала, разновидность астролябии аз-заркала -- астролябия аш-шиказиййа и "линейная астролябия" Шараф ад-Дина ат-Туси и, наконец, "наблюдательные инструменты" -- армиллярные сферы, трикветры, квадрант Птолемея, "Фахриев секстант" ал-Худжанди, инструменты типа планетария для определения затмений и инструменты для наблюдения новолуний.

Из поздних астрономов Магриба отметим Мухаммеда ар-Рудани (1627--1683), уроженца Таруданта (Марокко), работавшего во всех трех странах Магриба, Египте, Сирии, Аравии и Турции. Ар-Гудани был автором ряда трактатов об астролябиях и астрономических наблюдениях, но наиболее интересен его трактат об изобретенном им "универсальном инструменте" -- "Утоляющий жажду трактат об универсальном инструменте" (ан-Наки`а `ала-л-ала ал-джами`а), недавно изданный с французским переводом Ш.Пелла [55] (см. также [56]). Инструмент, изобретенный ар-Рудани, представляет собой комбинацию сферической астролябии с земным глобусом. Подобно сферической астролябии этот инструмент обладает шарообразным тимпаном, на котором изображены горизонт и альмукантараты, а также несколько вертикалов, и "пауком" в виде резной сферы, надевающейся на тимпан; на "пауке", как обычно, изображены эклиптика со знаками зодиака и наиболее яркие звезды. Альмукантараты заполняют одну четверть поверхности шарообразного тимпана, на другой четверти этой поверхности изображена "обитаемая четверть Земли" с важнейшими' городами; на тимпане помещены также градуированные линии для определения синусе в и тангенсов, играющие ту же роль, что "синус-квадранты" и "квадранты теней" на спинках обычных астролябий, и для определения времени важнейших молитв, а также зари и сумерек. Роли алидады обычной астролябии играют два диоптра на внешней сфере. "Универсальный инструмент" ар-Рудани, как и "универсальная астролябия" аз-заркала, пригоден для любых широт: на его шарообразном тимпане имеется несколько отверстий, соответствующих различным широтам.

При наблюдениях на какой-либо широте инструмент подвешивается за соответствующее отверстие, которое играет роль полюса мира, и круг, полярный по отношению к этому полюсу, пересекает круг, изображающий горизонт, под углом 90° -- f, где f -- широта местности. С помощью инструмента ар-Рудани можно решать те же задачи, что и с помощью обычной астролябии, а также ряд аналогичных задач, связанных не с небесной сферой, а с земным шаром.

Мамлюкский Египет

С 1250 по 1517 г. Египтом правили мамлюки -- выходцы из тюркских солдат Айюбидов. В это время в Египте астрономия развивалась главным образом… Мастер астрономических инструментов Шихаб ад-Дин Ахмад ибн Тибуга ибн… Муваккитом Муаййидской мечеть в Каире работал также `Изз ад-Дин ал-Вафаи (ум. в 1469), бывший автором многих трактатов…

Сирия

Мы уже упоминали об астрономах, работавших в Сирии во время арабского халифата. В XII в., когда Сирия входила в государство Фатимидов со столицей в Каире, в городах Багдаде и Дамаске работал Наджм ад-Дин Абу-л-Футух Ахмад ибн ас-Сура ибн ас-Салах (ум. 1153), уроженец Хамадана, автор трактата "О причине ошибок и описок, имеющих место в таблицах VII ц VIII книг "Альмагеста" и исправлении того, что можно исправить из этого" (Фи сабаб ал-хата' ва-т-тасхиф ал-`аридин фи джадавил ал-макалатайн ас-саби`а ва-с-самина мин китаб ал-Маджисти ва тасхих амкана тасхи-хуху мин залика), посвященной критике и исправлениям координат звезд в упомянутых книгах "Альмагеста"; эта книга недавно была издана с немецким переводом П. Куницшем [58].

В XIII в., когда Сирией и Египтом управляли Айюби-ды, в обеих этих странах работал Наджм ад-Дин Йахйа ибн ал-Лубуди ад-Димашки (1210 -- ок. 126.5), уроженец Алеппо, учившийся в Дамаске, автор "Шахского зиджа" (аз-Зидж аш-шахи) и "Зиджа, основанного на экспериментальных наблюдениях" (аз-Зидж ал-мубни `ала-р-расад ал-муджарраб); мы уже упоминали уроженцев Сирии Хусам ад-Дина ас-Салара и Муаййид ад-Дина ал- `Урди ад-Димашки.

Мардин в Северной Сирии (ныне в Турции), из которого произошли упомянутые выше Джамал ад-Дин ал-Маридини и его внук Сибт ал-Маридини, в XII--XIIIвв. был столицей туркменской династии Артукидов. Здесь родились братья Тадж ад-Дин Ахмад ибн ат-Туркумани (1282--1343) и `Ала' ад-Дин `Али ибн ат-Туркумани (1284--1349) (ибн ат-Туркумани--"сын туркмена"), авторы комментариев к "Введению в науку астрономии" ал-Хараки, и Камал ад-Дин ат-Туркумани (XIV в.), автор комментариев к "Краткому изложению астрономии" ал-Чагмини, написанных в 1354 г. в столице Золотой Орды и посвященных хану Золотой Орды Джанибеку (1341-1357).

Муваккит Омейядской мечети в Дамаске Шамс ад-Дин Мухаммад ал-Миззи (1291--1349), учившийся в Каире, был автором многих трактатов об астролябиях и квадрантах; один из изготовленных им квадрантов хранится в музее М. В. Ломоносова в Ленинграде [59, с. 42].

Муваккитом той же мечети был `Ала' ад-Дин `Али ибн аш-Шатир ад-Димашки (1306--1375), автор упомянутого нами зиджа и большого числа астрономических трактатов, в большинстве -- о действиях с. астролябией и квадрантами. Важнейшим астрономическим трудом Ибн аш-Шатира является "Предел желания и исправления элементов" (НихХайа ас-су`л фи тасхих ал-усул). Сходство названия этого трактата с названием труда аш-Ширази указывает на преемственность этого трактата по отношению к "Памятке" Насир ад-Дина ат-Туси и "Пределу постижения" аш-Ширази: здесь Ибн аш-Шатир также предлагает новые схемы движения Солнца, Луны и планет. В отличие от ат-Туси и аш-Ширази Ибн аш-Шатир полностью отказался от идей Птолемея об эксцентричном деференте и об экванте, из которого движение центра эпицикла по-деференту видно как равномерное и возвращается к идее Аристотеля о том, что всякое небесное движение должно быть составлено из равномерных круговых движений. Ибн аш-Шатир заменяет схему Птолемея и ее модификации ат-Туси и аш-Ширази движением, состоящим из равномерного вращения эпицикла по деференту с центром в центре мира и равномерного вращения второго эпицикла по первому эпициклу, к которым добавлено движение "охватывающей сферы", и, в наиболее сложном случае движения Меркурия, движение, описываемое теоремой ат-Туси. Схема планетного движения Ибн аш-Шатира с двумя эпициклами впоследствии применялась в схеме движения Лупы Коперником, который, по-видимому, но был знаком с работами Ибн аш-Шатира (см. [51, с. 277-286]).

Муваккитом той же мечети и мечети Сайф ад-Даулы в Дамаске был Мухаммад ал-Халили (XIV--XV вв.), автор "Таблиц горизонтов" (ал-Джадвал ал-афаки) и многих трактатов о квадрантах. Муваккитами Омейядской мечети в Дамаске были также упоминавшийся вышь Джамал ад-Дин `Абдаллах ал-Маридини (ум. в 1406), автор многих трактатов о квадрантах, Шараф ад-Дин Муса ал-Халили (XIV--XV вв.), уроженец Хеброна в Палестине, автор "Краткого изложения об определении времен молитв и направления кыблы без инструментов" (Талхис фи ма`рифа авкат ас-салат ва джиха ал-кибла `инда `адам ал-алат) в 7 томах и трактатов об астролябии и квадрантах, и Шамс ад-Дин Мухаммад ал-Халаби ат-Тизини (XV--XVI вв.) из Алеппо (Халаб), автор "Таблицы неподвижных, звезд на конец 940 г. хиджры" (Джадвал ал-кавакиб ас-сабита би зхир сана 940 мин ал-хиджра) -- на 1533/34 г., опубликованной Т. Хайдом вместе с таблицами Улугбека [60], и нескольких трактатов о квадрантах.

Аравия

Уроженцем священного города Мекки на Аравийском полуострове был Мухаммад ал-Макки, автор, цитируемых ал-Бируни "Введения в искусство предсказаний" (ал-Мадхал или сина`а ал-ахкам) и "Доказательства округлости неба и Земли" (ал-Худжжа `ала истидара ас-сама' ва-л-ард), производивший наблюдения высоты Солнца в день весеннего равноденствия в 852 г. в Ниша-пуре [2, с. 267].

Астрономические исследования на самом Аравийском полуострове начинаются позже, чем в других арабских странах. Одним из первых астрономов, работавших здесь, был Бадр ад-Дин Мухаммад ал-Фариси (ум. в 1232), происходивший из Фарса, работавший в Йемене при дворе расулидского короля ал-Малика ал-Музаффара Йусуфа I (1249--1295). Он посвятил королю "Предел познания тайн наук о небесных сферах" (Нихайа ал-идрак фи асрар `улум ал-афлак), "Элементов науки о звездах" (Усул `илм ан-нуджум) и "Воанесение пламенной мысли о решении трудностей зиджа" (ал-Ма`аридж ал-фикр ал-вахидж фи халл мугакилат аз-зидж).

Абу Бакр ал-Йамани (конец XIV в.) из Йемена был автором "Математического введения в терпеливое построение и вопросы календаря" (Мадхал ат-та`лим фи инша ат-та `сиййа ва амр ат-таквим).

`Али аз-Замзами ал-Макки (XV в.) из Мекки был автором "Трактата о визуальном определении начал месяцев" (Рисала фи ма`рифа аваил аш-шухур би-р-руй'а), т. е. об определении начал месяцев с помощью наблюдения появления новой Луны.

`Абдаллах Мусанпа аш-Шарджи (ум. в 1686) из Йемена был автором зиджа, довольно широко известного под названием "Предел совершенства движений семи планет" (Гайа иткан ал-харакат ли-с-саб`а ал-кавакиб ассийарат).

Отметим выдающегося морехода Ахмада ибн Маджи-да ан-Наджди (XV в.), уроженца `Омана, которому часто приписывают то, что он привел в 1498 г. корабли Васко де Гамы из Малинди (Восточная Африка) в Каликут (Индия). Написанная aн-Наджди "Книга польз о познании морской науки и правил" (Китаб ал-фаваид фи ма`рифа `илм ал-бахр ва-л-кава`ид), недавно изданная в английском переводе Г. Б Тиббетcом [61], содержит, наряду с географическими и специфическими мореходными главами, 3 астрономические главы: "О стоянках Луны", "О географах и астрономах прежних времен", "Об астрономических наблюдениях и о расстояниях между звездами, близкими к Полярной звезде". Лоции ан-Наджди изданы с русским переводом Т. А. Шумовским [62].

Тимуридские государства

Наиболее знаменит в истории астрономии сын Шахруха Улугбек (1394--1449), правивший в Самарканде. В 1417 г. Улугбек открыл в Самарканде медресе, куда… Кази-заде ар-Руми был известен своими комментированными изданиями… В Герате при дворе тимуридских султанов Хусайна Байкары и Бади` аз-замана работали Фасих ад-Дин Му-хаммад ан-Низами…

Сефевидский Иран

При дворе сефевидского шаха `Аббаса I (1587--1629) был шейх-ал-исламом известный математик и астроном Баха ад-Дин Мухаммад ал-`Амили (1547--1622),… При дворе `Аббаса I работал также Музаффар ал-Джунабади (1588--1629), уроженец… При дворе шаха Сафи I работал ученик ал-`Амили Мухаммад Бакир ал-Йазди (ум. 1637) из Йезда, автор популярного…

Турция

До того как турки-османы взяли Константинополь, их столицами были Бурса (Брусса) и Эдирне (Адрианополь). Мы уже упоминали Кази-заде ар-Руми из Бурсы (термином Рум арабы называли сначала Византийскую (Восточную Римскую) империю, а затем турецкое государство в Малой Азии). В Эдирне при дворе султанов Байазида I (1389-1402) и Мухаммеда I (1402-1403) работал Сиди `Али ал-Кумнати ас-Сиваси и его сын Сиди Хасан, авторы комментариев к "Объемлющему зиджу" Абу-л-Вафы.

Вазир султана Мухаммеда II Завоевателя (1444-1446, 1451-1481), взявшего в 1453 г. Константинополь, переименованный турками в Стамбул (от Констанпул -- турецкого произношения слишком длинного греческого названия) Синан ад-Дин Йусуф ибн Хидрбек или Синан-паша (ум. в 1486), работавший в Эдирне и Стамбуле, был автором комментариев к "Пределу познания" аш-Ширази, суперкомментариев к комментариям ар-Руми к "Краткому изложению астрономии" ал-Чагмини и трактата "Разъяснение времен в учении альмукантаратов" (Мудих ал-авкат фи ма'рифа ал-мукантарат) -- об определении времени с помощью астролябии или алъмукантаратных квадрантов.

При дворе султана Мухаммеда II работал также ученик Улугбека ал-Кушчи, работавший в его обсерватории и участвовавший в составлении его зиджа. Султану-завоевателю он посвятил "Мухаммедов трактат об арифметике" (ар-Рисала ал-Мухаммадиййа фи-л-хисаб) и астрономический "Трактат завоевания" (Рисала ал-фатхиййа); широко распространены и персидские версии этих сочинений "Трактат о науке арифметики" (Рисала дар `илм-и хисаб) и "Трактат о науке астрономии" (Рисала дар `илм-и хай'ат) [68]. Ал-Кушчи написал также комментарии к "Зиджу Улугбека" и "Лестнице небес" ал-Каши. Ал-Кушчи организовал медресе при стамбульской мечети Айя София, в которую турки преобразовали византийский храм Св. Софии, где он воспитал целый ряд турецких ученых.

Ближайшим сотрудником ал-Кушчи и продолжателем его дела был его внук по дочери, приходившийся одновременно внуком Кази-заде ар-Руми по сыну, Махмуд ибн Мухаммад ибн Кази-заде ар-Руми, известный под именем Мирим Челеби (ум. в 1525). Приехав в Турцию вместе с ал-Кушчи, Мирим Челеби преподавал в Галлиполи, Эдирне и Бурсе и был личным учителем султана Байази-да II (1481--1512). Мирим Челеби написал комментарии к зиджу Улугбека и "Трактату завоевания" ал-Кушчи, "Трактат об исследовании азимута кыблы" (Рисала фи тахкик самт ал-кибла), "Трактат об [астролябии] аз-зар-кала" (Рисала аз-заркала) и несколько трактатов о квадрантах.

Большое число трактатов об астрономических инструментах написано муваккитом мечети Салимиййе в Стамбуле Мустафой ас-Салими (ум. в 1538). Отметим из этих трактатов написанный, по-турецки (в отличие от сочинений ал-Кушчи и Мирима Челеби, написанных по-арабски и по-персидски) "Стремительный трактат о разъяснении инструмента с троном [сделанного по правилам] искусства" (Рисала-йи сувари фи байан-и зат ал-курси ас-сина`и), посвященный одной из разновидностей астролябии ("троном" астролябии называется деталь, за которую астролябия подвешивается для измерения высоты светил). Во второй половине XVI в. в Стамбуле работал уроженец Дамаска Таки ад-Дин Абу Бакр Мухаммад аш-Ша'ми ар-Расид (1526--1585), основатель Стамбульской обсерватории (расид -- "наблюдатель"). Мы уже упоминали его трактат о Солнечных часах "Благоухание духа о черчении часов на плоских поверхностях" (Райхапа ар-рух фи раем ас-са`ат `ала мустави ас-сутух). Важнейшим астрономическим трактатом аш-Ша'ми является "Лотос предела мысли о царстве вращающихся сфер" (Сидра мунтаха ал-афкар фи малакут ал-фалак ад-даввар). В этом трактате изложены вопросы математического аппарата астрономии, основы астрономии и астрономические инструменты. Аш-Ша'ми был также автором большого числа трактатов о различных астрономических инструментах, в том числе о квадранте астролябии аш-шиказиййа и об "универсальном трактате" Ибн аш-Шатира. Важное значение имеет также его трактат "Величественные методы в духовных приборах" (ат-Турук ас-саниййа фи-л-алат ар-руханиййа), посвященный водяным часам, водоподъемным и оросительным приспособлениям, фонтанам, постоянно играющим флейтам и приборам для поднятия грузов.

При дворе султана Мустафы II (1695--1703) работал уроженец Кайсери `Абд ал-Халим ал-Кайсари Сейлем-заде, автор нескольких трактатов об астролябиях и квадрантах. Из турецких астрономов XVIII в. отметим муваккита Большой мечети в Манисе (Магнесии) Мухаммада Михалиджи, происходящего из боснийской семьи Миха-личей, переведшего на турецкий язык "Введение в искусство приговоров звезд" Кушйара ибн Лаббана.

Знатоками астрономии были многие турецкие мореходы, из которых отметим Сулеймана ал-Махри (XVI в.), автора "Опоры ал-Махри в обосновании морских наук" (ал-`Умда ал-Махриййа фи дабт ал-`улум ал-бахриййа), содержащей "основы морской астрономии", главу "о звездах" и главу "об определении широт по звездам", и "Книги славного пути к познанию бурного моря" (Китаб ал-минхадж ал-фахир фи `илм ал-бахр аз-захир), и адмирала Сиди `Али Катиб-и Руми (ум. в 1563), автора "Сущности астрономии" (Хуласа ал-хай'а) -- турецкой обработки "Трактата завоевания" ал-Кушчи -- и "Объемлющего о науке о небесных сферах и морях" (ал-Мухит фи `или ал-афлак ва-л-абхар) -- изложения астрономии и морской науки по "Книге польз" ан-Наджди и "Опоре" ал-Махри, изданного с французским переводом Г. Ферраном [69].

Мусульманская Индия

Следуя традициям Улугбека, астрономией занимались и основатели династии Великих Моголов в Индии Бабур (1483--1530), автор "Подарка эмира"… При дворе императора Шах-Джихана I (1628--1657) работали математики и… Императору Щах-Джихану I посвятил "Шах-Джиха-нов зидж" (Зидж-и Шах-Джихани) Фарид ад-Дин Мас`уд ад-Дихлави…

Кавказ

Ширван, государство на территории нынешнего Советского Азербайджана, был родиной нескольких астрономов. Фарид ад-Дин `Али аш-Ширвани (XII в.) был автором шести зиджей; "Блестящего зиджа" (аз-Зидж аз-захир), "Верного зиджа" (аз-Зидж ал-мухкам), "Ровного зиджа" (аз-Зидж ал-мустави), "Соразмерного зиджа" (аз-Зидж ал-му`аддал) и "Зиджа `Ала [ад-Дина], основанногс на наблюдениях" (аз-Зидж ал-`Ала'и ар-расади). Шах Фатхаллах аш-Ширвани (ум. в 1486) был автором комментариев к "Памятке" Насир ад-Дина ат-Туси и суперкомментариев к "Краткому изложению" ал-Чагмини.

Тифлис, ныне Тбилиси, в котором в средние века, да и позже, жило много азербайджанцев, также был родиной нескольких мусульманских астрономов. Упомянем из них работавшего в Конье Шараф ад-Дина Хубайша ат-Тифли-си (ум. в 1230), автора знаменитого "Описания ремесел" (Байан ас-сина`ат) и астрономических трудов "Введение в науку о звездах" (Мадхал ила `илм ан-нуджум) и "Разъяснение звезд" (Байан ан-нуджум).

Из Черкесии происходили Мухаммад ибн Ийас ал-Чиркаси (1448--1524), работавший в Египте и написавший астрономо-географический трактат "Аромат цветов о редкостях вселенной" (Нашк ал-азхар фи `аджаиб ал-актар), изданный Ланглем [71], и Мустафа аш-Ширкаси, работавший в Египте в XVII в. и написавший три трактата о квадрантах.

У нас нет сведений об астрономических исследованиях черкесов на своей родине, но такие сведения имеются о трех народах Дагестана -- аварцах, лезгинах и рутулах. Наиболее известным ученым Дагестана был аварец Мухаммад ибн Муса ал-Кудуки ал-Авари (1633--1717) из , аула Кудутль (Кудук). Ал-Кудуки был разносторонним ученым, учившимся вначале на родине, а затем в Аравии. Из его астрономических сочинений сохранились комментарии к "Первой опоре щедрости в науке определения времени, и кыблы в Дагестане" ар-Раззаза ал-Мисри. Современник ал-Кудуки лезгин Дамадан ибн Йа`куб ал-Мухи (ум. в 1718) из аула Мегеб перевел с персидского на арабский комментарии ал-Бирджанди к зиджу Улугбека и был автором трактата "Действия с синус-квадрантом" (ал-'Амал би руб< ал-муджаййаб) и комментариев к сочинениям Насир ад-Дина ат-Туси. В XVII в. уроженец рутульского аула Шиназ Исма'ил аш-Шинази прославился изготовляемыми им астролябиями. Махад ибн Аййуб ал-Чухи (ум. в 1770) из аварского аула Чох, учившийся в Каире, был разносторонним ученым и автором ряда сочинений по астрономии. Учениками ал-Чухи были братья Махди-Мухаммад и Шайтан-`Абдаллах ас-Суграти из аварского аула Согратль; первый из них был автором комментариев к "Первой опоре щедрости" ар-Раззаза ал-Мисри, а второй прославился предсказанием затмений, за что и получил прозвище шайтан -- "дьявол".

ЛИТЕРАТУРА

1. Gunther R. Т. Chaucer and Messahalla on the astrolabe.-- Oxford, 1929.
2. Бируни Абурайхан. Геодезия; перев. П. Г. Булгакова.-- Избранные произведения. Т. 3.-- Ташкент, 1963.
3. Suter Н. Die astronomischen Tafeln des Muhammed ibn Musa in der Bearbeitung des Maslama ibn Ahmed al-Madjriti und der lateinischer tlbersetzung des Athelard von Bath.-- Memoires de l'Academie des sciences de Danemark, section des lettres, vol. 3, Copenhague, 1914. Neugebauer O. The Astronomical Tables of al-Khwarizmi, translation with commentaries.--Historisk-filoso-fiske Skrifter ungivet at del Kong. Danske Videnskabernes Sels-kab, t. 4, Nr. 2.-- Kobenhavn, 1962.
4. Frank J. Die Verwendung des Astrolabes nach al-Khwarizmi.-- Abhandlungen zur Geschiclite der Naturwissenschaft und Medizin, Nr. 3, Erlangen, 1922.
5. Розенфелъд Б. А., Сергеева Н. Д. Об астрономических трактатах ал-Хорезми.-- ИАИ, 1977, вып. XIII, с. 201--218.
6. Muhammedis fil. Ketiri Fergariensis, qui vulgo Alfraganus dicitur, Elementa astronomica, Arabice et Latine. Opera Jacobi Golii.-- Amstelodami, 1669.
7. Розенфельд В. А., Добровольский И. Г., Сергеева Н. Д. Об астрономических трактатах ал-Фаргани.-- ИАИ, 1972, вып. XI, с. 191-- 210.
8. Бируни Абурайхан. Памятники минувших поколений; перев. М. А. Салье.-- Избранные произведения. Т. 1.-- Ташкент, 1957.
9. Nallino С. Al-Battani sive Albategnii Opus astronomicum. Vol. 1--3.-- Mediolani, 1899--1907.
10. Rescher N., Khatchadurian H. AL-Kindi's epistle on the fini-tude of the Universe.-- Isis, vol. 56, 1965, No. 4, pp. 426--433.
11. Аль-Фараби. Комментарии к "Альмагесту" Птолемея; перев. А. К. Кубесова и Дж. ад-Даббаха.-- Алма-Ата, 1975.
12. Аль-Фараби. Математические трактаты; перев. А. Кубесова и др.-- Алма-Ата, 1972.
13. Беруни Абурайхан. Канон Мас`уда; перев. П. Г. Булгакова, Б. А. Розенфельда, А. Ахмедова, М. М. Рожанской и др.-- Избранные произведения. т.5, ч. 1.-- Ташкент, 1973; ч. 2.-- Ташкент, 1976.
14. Al-Sufi Abd-al-Rahman. Description des etoiles fixes; Trad. H. C. F. C. Schjellerup.-- St.-Petersbourg, 1874.
14a. Матвиевская Г. П. Абд ар-Рахман ас-Суфи и его роль в истории астрономии.-- ИАИ, 1983, вып. XVI, с. 93--136.
15. Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайяма и ат-Туси; перев. Б. А. Розенфельда, С. А. Красновой и М. М. Рожанской.-- ИАИ, 1962, вып. VIII, с. 83--192.
16. Таги-заде 4. К., Вахабов С. А. Астролябии средневекового Востока.--ИАИ, 1975, вып. XII, с. 169-225.
17. Булгаков П. Г. Ранний трактат Бируни о секстанте Фахри.-- ИЛИ, 1972, вып. XI, с. 211--219.
18. Wiedemann E., Juynboll Th. W. Avicennas Sclirift iiber em von ihm ersonnenes Beobachtungsinstrument.-- Acta Orientalia, 1927, Bd. 5, S. 81-167.
19. Le livre de grande Table Hakemite par Ebn Iounis. Ed. et transl. par J. J. Gaussin de Parseval.-- Notices et Extraits do manuscrits de la Bibliotheque Imperiale. -- 1801, vol. 7, pp. 16-240.
20. Delambre J. B. Histoire de l'astronomie du Moyen Age.-- Paris, 1819.
21. Ибн ал-Хайсам. Трактаты о зажигательных зеркалах; перевод Н. В. Орловой п И. О, Мохаммеда.-- ИЛИ, 1980, выи. XV, с. 305-- 338.
22. Kohl К. Ubor die Atifbau dor Welt nach Ibn al-Haitam.-- Sitzungsberichte der Phys.-Med. Sozietiit, Erlangen, 1924, Bd. 54--55 (1922--1923), S. 140-179.
23. Ибн ал-Хайсам. Расаил.-- Хайдарабад, 1367 х. [1948].
24. Schoy С. Abhandlung des Schaychs Abu 'Ali al-Hasan ibn al-Hasan ibn al-Haitham: Uber die Natur der Spuren (Flecken) die man auf den Oberflach des Mondes sieht.-- Hannover, 1925.
25. Розенфелъд Б. А. Важная находка по истории математики, астрономии и оптики.-- Вопросы истории естествознания и техники, 1974, № 2-3 (47-48), с. 123-124.
26. Воробьева М. И., Рожанская М. М., Веселовский И. Н. Древнехорезмский памятник IV в. до н. э. Кой-Крылган-кала с точки зрения истории астрономии.-- ИАИ, 1969, вып. X, с. 15--34.
27. Матвиевская Г. П., Тллашев X. О научном наследии астронома X--XI вв. Абу Насра ибн Ирака.-- ИАИ, 1977, вып. XIII, с. 219-- 232.
28. [Ибн 'Ирак]. Расаил Аби Наср ила-л-Бируни.-- Хайдарабад, 1365 х. [1946].
29. Булгаков П. Г. "Геодезия" Бируги как историко-астрономический памятник.--ИАИ, 1972, вып. XI, с. 181--190.
30. Розенфелъд Б. А., Рожанская М. М. Астрономический труд ал-Бируни "Канон Масуда".-- ИАИ, 1969, вып. X, с. 63-95.
31. Джалалов Г. Д. Индийская астрономия в книге Бируни "Индия".-- ИАИ, 1962, вып. VIII, с. 195-220.
32. Бируни Абурайхан. Индия; перев. А. Б. Халилова и 10. Н. Зава-довского.-- Избранные произведения. Т. 2.-- Ташкент, 1962.
33. Розенфелъд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни "Книга вразумления начаткам науки звезд".-- ИАИ, вып. XII, 1975, с. 205-226.
34. Бируни Абурайхан, Книга вразумления начаткам науки о звездах; перев. Б.А.Розенфельда, А. Ахмедова. М. М. Рожанской, А.Абдурахманов, Н.Д.Сергеевой.-- Ташкент, 1975.
35. Розенфельд Б. А., Уцеха Л. Г. Астрономический трактат ал-Бируни "Выделение сказанного по вопросу о тенях" -- ИАИ 1978 вып. XIV, с. 303--314.
36. Al-Biruni, Abu al-Rayhan. The exhaustive treatise on shadows; Translation & Commentary by E. S. Kennedy.--Aleppo, 1976.
37. Джалалова З. Г. Учение ал Бируни о движении Солнца.-- ИАИ, вып. XII, 1975, с. 227-236.
38. Hudloff G., Hochheim A. Die Astronomie des Mahmud ibn Muhammed ibn 'Omar al-Gagrnini.-- Zeitschrift der Deutschen Morgenland. Gesellschaft.-- 1893. Bd. 47, S. 213-275.
39. Хайретдинова Н. Г. Тригонометрический трактат исфаханского анонима.-- Историко-мате.м. исследования, 1966, вып. XVII, с. 449--464.
40. Хаййам 'Омар. Трактаты: перев. Б. А. Розенфельда.-- М., 1962.
41. Ibn al-Athirus. Chronicon quod perfectissime inscribitur. T. 10.-- Leiden, 1894.
42. Рожанская М. М. Астрономические часы ал-Хазини.-- ИАИ, вып. XIV, 1978, с. 189--198.
43. Villuendas M. A. La trigonometria europea en el siglo XI: Estudio de la obra de Ibn Mu'ad El Kitab Maylralat.-- Barcelona, 1979.
44. Maimonides Moses. The Guide of the Perplexed; Transl. by S. Pines.-- Chicago, 1963.
45. Al-Bitruji. On the principles of astronomy; Arabic and Hebrew versions with translations, analysis and glossary by B. R. Gold-stein. Vol. 1--2.-- New Haven; London, 1971.
46. Мамедбейли Г. Д. Основатель Марагинской обсерватории Мухаммед Насирэддин Туей.-- Баку, 1961.
47. Seemann II. J. Die Instrumente der Sternwarte zu Maragha nach der Mitteilungen von al-`Urdi.-- Sitzungsberichte der Phys.-Med. Sozietat, Erlangen, 1928, Bd. 40, S. 15--126.
48. Мамедбейли Г. Д. Марагинская обсерватория и Пекинская обсерватория XIII в.--ИАИ, 1957, вып. III, с. 517--530.
49. Туси Мухаммед Насирэддин. Трактат о полном четырехстороннике (Шаклул гита); перев. под ред. Г. Д. Мамедбейли и Б. А. Розенфельда.-- Баку, 1952.
50. Weidler F. Historia astronomiae.-- Vitembergae, 1741.
51. Рожанская М. М. Механика на средневековом Востоке.-- М., 1976.
52. Таги-заде А. К. Квадранты средневекового Востока.-- ИАИ, 1977, вып. XIII, с. 183-200.
53. Traite des instruments astronomiques des Arabes compose au troizieme siecle par Aboul Hhassan Ali, de Maroc, intitule Collection des commencements et des firis; Trad, par J. J. Sedillot et publ. par L. A. Sedillot. Vol. 1-2.-- Paris, 1834--1835.
54. Sedillot L. A. Memoire sur les instruments astronomiques des Arabes.-- Paris, 1845.-
55. Pellat Ch. L'astrolabe bpherique d'ar-Rudani.-- Bulletin d'Etudes Orientales, Damas, 1974, vol. 26, pp. 7--82; 1977, vol. 28, pp. 83-165.
56. Большакова К. Г., Невская Н. И., Розенфелъд Б. А. "Сферическая астролябия" ар-Рудани.-- ИАИ, 1983, вып. XVI, с. 235-255.
57. Samso J., Catala M. A. Un instrumento astronomico de raigambre Zarqali: el cuadrante sakkazi de Ibn Tibuga.-- Memorias de la Real Academia de Buenas letras de Barcelona, 1971, vol. 13, No. 1, pp. 5-31.
58. Ibn as-Salah. Zur Kritik der Koordinatenuberlieferung im Sternka-talog des Almagest. Arabischer Text nebst deutscher Ubersetzurg, Einleitung und Anhang, herausg. von P. Kunitzsch.--Gottingen, 1975.
59. Майстров Л. Е. Научные приборы: Приборы и инструменты научного значения.-- М., 1968.
60. Tabulae long, ас lat. stellarum fixarum ex observatione Ulugh Beighi Tamerlani Magni nepotis... ac Latio donavit et commentariis illustravit Thomas Hyde.-- Oxoniae, 1665.
61. Ah mad ibn Majid al-Najdi. Arab navigation in Indian Ocean before tiie coming of the Portuguese being a translation of Kitab al-Fawaid fi usul al-bahr wa'l-qawa`id, with introduction and a glossary by G. B. Tibbets.-- London, 1971.
62. Шумовский Т. А. Три неизвестные лоции Ахмада ибн Маджида, арабского лоцмана Васко де Гамы.-- М.; Л., 1957.
63. Ахмедов А., Розенфелъд Б. А. Кто был автором "Трактата об определении синуса одного градуса?" -- Общественные науки в Узбекистане, 1975, N10, c.51-53
64. Prolegomenes des Tables astronomiques d'Oloug-Beg. Publies avec notes et variantes par L.A.Sedillot. -- Paris, 1847; Traduits et commentes par L.A.Sedillot. -- Paris, 1853. 65. Нары-Ниязов Т. И. Астрономическая школа Улугбека.--М., 1950.
66. Kennedy E. S. The planetary equatorium of Jamshid Ghiyath al-Din al-Kashi.-- Princeton, 1960.
67. Джалалов Г. Д. Некоторые замечательные высказывания астрономов Самаркандской обсерватории.-- ИАИ, 1958, вып. IV, с. 381--386.
68. Кушчи Али. Астрономический трактат; перев. А. У. Усманова.-- Самарканд, 1970.
69. Ferrand G. L'amiral Sidi Аli et le Muhit. Introduction a 1'astronomie nautique arabe.-- Paris, 1936.
70. Johanni Gravii Astronomia quedam ex traditione Shah Cholgii Persae.-- Londini, 1652.
71. Mohhamed ben Ahmed ben Ayas, de Circassie. Cosmographic. Ed. par L. Langles,-- Notices et exlraits de manuscrits de la Bibliotheque Imperiale, 1810, vol. 8, pp. 1-131.

Вернуться на страницу "Фоменкология"